Рождество


ЗАДАЧИ:

  1. Воспитание чувства коллективизма и
    товарищества.
  2. Привлечение к здоровому образу жизни.
  3. Развитие творческой инициативы и интереса к
    занятиям физической культурой и музыкой.
  4. Формирование у детей представлений о традициях
    русского народа.
  5. Воспитание у детей эстетических качеств.
  6. Формирование спортивных навыков.
  7. Формирование вокальных навыков и навыков игры
    на музыкальных инструментах.
  8. Воспитание чувства любви к своей Родине.

ИНВЕНТАРЬ:

  • Набивные мячи, шапка, гимнастические скамейки,
    бадминтонные ракетки, воздушные шарики, мешки.
  • Дощечки, теннисные мячи, клюшки, кассета с
    записью русских народных песен.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Спортивный зал.

Приложение

Дети входят в зал под музыку П.И. Чайковского
“Времена года” и садятся на скамейки.

Входит ведущая.< Слайд 2>

Ведущая.

Ух, ты! Сколько вас! Здравствуйте,
дорогие ребята! Кто из вас, скажите, не любит
праздники? Пожалуй, таких нет. Ведь праздник –
это всегда весело, когда получаешь подарки, когда
день необычный, не такой, как все остальные.
Например, день рождения или Новый год.

А однажды ночью сменился не только год, но и
целая эпоха ушел старый мир, наступил новый. В эту
ночь, в Вифлеемской пещере родился младенец –
Иисус Христос, принеся с собой самое главное чудо
– чудо спасения человека.

Рождество – это день рождения Бога. < Слайд 3>
. Две тысячи лет назад на Земле родился Божий сын
– Иисус Христос.

1-й ребенок


Ночь тиха, по тверди зыбкой,
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой,
В ясли тихие глядят.

2-й ребенок


Ясли тихо светят взору,
Озарён Марии лик.
Звёздный хор, к иному хору,
Слухом трепетно приник.

3-й ребенок


И над ним горит высоко,
Та звезда далеких стран,
К ней несут цари Востока,
Злато, смирну и ладан.

Ведущий.

От Рождества Христова мы исчисляем
года. Сегодня у нас 2007 год, значит, от рождения
Спасителя прошло 2007 лет. Не случайно Новый год и
Рождество Христова стоят рядышком.

Рождество Христова среди всех праздников года
сияет, подобно яркой радостной звезде. Не
случайно, и тайну рождения Бога, возвестила миру
Вифлеемская звезда, взошедшая на Востоке. Эту
звезду увидели волхвы, и пошли за ней в маленький
город Вифлеем, где у Девы Марии родился младенец.
Появление этой звезды указало волхвам, что этот
младенец – необыкновенный, несущей миру
спасение. Святой Иоанн Златоуст называет
Рождество Христова “матерью всех праздников”.

4-й ребенок

< Слайд 4>

Рождество Христова, ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел.
“Вы, люди, ликуйте, днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество,
Пастыри в пещеру первыми пришли,
И младенца Бога с матерью нашли”.

Ведущая.

На протяжении многих лет день
Рождество не значился в наших календарях. О нем
не упоминали учебники, не рассказывали учителя.
< Слайд 5 >. Как и многое другое, праздник
Рождества Христова, пытались вычеркнуть из
духовной жизни. Но церковь, конечно, отмечала
Рождество. Сегодня, осознавая все это, мы
напоминаем, какое же величайшее событие
произошло в ту далекую знаменательную ночь — в
окрестностях города Вифлеема родился Иисус
Христос.

Ведущий.

12 дней после Рождества Христова
называются святками < Слайд 6>, т.е.
святыми днями: они освящены великими событиями
рождения Христа и Богоявления. Святки – праздник
христианский, но к нему примешалось много
унаследованного с древних времен.

Ведущая.

Ни в одном народном празднике не
заключено столько обычаев, обрядов, примет,
столько отношений к житейским потребностям и
времени года, как в Святках. В них представлена
странная смесь совершенно разнообразных стихий:
тут мы видим и суеверные языческие обычаи, и
некоторые христианские воспоминания о Рождестве
Спасителе мира.

Ведущий

. Ну, сестрица, Коляда, пришел твой
срок по деревням ходить да добро людям обещать:
настали святки – запевай колядки. А Святки
начинались на Руси с 7 января и продолжались две
недели – до Крещения, < Слайд 7> 19
января. Все это время веселился народ – песни пел
да нас с тобой славил.

Ведущая.

Да, братец Овсень, пойдем мы с тобой
по миру, по добрым людям. Хоть и зол месяц декабрь,
неуступчив январь, но верил народ: пришла Коляда
– придет и зиме поворот. Солнце на лето
поворачивает, дни прибавляет.

Ведущий.

Зимние Святки, или Святочные вечера,
стали в России трехчастным праздником, о чем
поется в песнях, приуроченных к этому времени.

К нам идут три праздника:

Первый праздничек – Святое Рождество,
< Слайд 8>

Второй праздничек – Святое Веселье, < Слайд 9>

Третий праздничек – Святое Крещенье.
< Слайд 10>

Исполняется песня “У нас на Подмостье”.
Участвуют – все желающие.

Ведущая.

Сейчас мы поиграем с вами в игру
“Снежки”, которая является одной из самых
любимых забав детворы.

Две команды выстраиваются напротив друг
друга, между ними стоит “снеговик” (из набивных
мячей). Задача каждой команды – как можно быстрее
сбить “снеговика”.

Ведущий. Слово “Святки” означает
праздничные дни между Рождеством и Крещением. Во
время Святок существовал обычай ходить по дворам
и петь колядки – поздравлять с праздником
хозяев, которые в ответ на поздравления должны
были одарить колядовщиков ритуальным угощением.

Ведущая. Колядовщиками называли тех, кто
ходил в Святки по домам поздравлять хозяев с
праздниками – Рождеством, Васильевым днем, Новым
годом и Крещеньем.

Ведущий

. Колядовщиков ждали как желанных
гостей, чтобы заручиться добрыми пожеланиями,
принимали их хорошо, старались получше угостить,
одарить. При этом все понимали, что колядовщики –
гости не простые. Если плохо их принять, они могут
наслать беду и разорение тому, кто их плохо
принял. Дары колядовщики – “механошка”
складывал в мешок, и потом вся гурьба
колядовщиков шла угощаться, пировать

Исполняется песня “Уродилась Коляда
накануне Рождества”.

Ведущая. Это дружные ребята – колядовщики.
Вечер сегодня ясный, все дорожки освещает, вот
ребятишки и ходят по дворам. К кому зайдут, тем
колядку споют. Давай, братец Овсень, отойдем в
сторонку, послушаем да посмотрим.

Исполняется песня “Колядки-колядки”.


Ведущий.

А сейчас мы поиграем с вами в игру
“шапки”

Дети сидят в кругу, в середине круга –
водящий. Он должен поймать шапку, которую дети
перекидывают друг другу. Если водящий поймал
шапку, то тот, кто бросал ее, становится водящим.

Ведущая. Вы поиграли, размялись, а теперь мы
проверим, какая команда будет самый быстрой и
смекалистой в игре “катание на санках”.

1-й ребенок

Вот и Святки пришли,
Зиму в дом привели,
В санки коней запрягли,
В путь дорожку вывели.

2-й ребенок

Белый снег заледенили,
Лед на речке замостили,
Ребят в санки усадили,
По колядкам покатили.

Конкурс “Катание на санках”.

Участники команд поочередно, лежа на животе на
гимнастической скамейке и одновременно
отталкиваясь руками от пола, продвигаются
вперед, обратно возвращаются бегом.



Ведущий.

Молодцы, ребята, хорошо справились с
заданием. Подведем итоги этого конкурса
(называется команда-победитель). А теперь
представьте, что вы катаетесь на ледяной горке.
Но так как мы в зале, горку у нас заменят
гимнастические скамейки.

1-й ребенок

Пришел Новый год,
Выходи, народ.

2-й ребенок

Солнышко встречать,
Мороз прогонять.

Конкурс “Ледяная горка”.

Участники команд поочередно пролезают под
гимнастической скамейкой, обратно возвращаются
бегом. Побеждает команда, быстрее выполнившая
задание.

Ведущая.

Ребята, посмотрите, какой повалил
снежок. А не слепить ли нам снеговиков? Один мяч
будет основанием, второй – туловищем, а третий –
головой.

Конкурс “Снеговики”.

Участники команд должны поочередно прокатить
три набивных мяча до стоек и обратно. Последний в
команде делает “снеговика” — складывает мячи –
и возвращается назад, к своей команде.

Ведущий.

Ну и ребята у нас собрались –
быстрые да ловкие. В этом конкурсе победу
одержала команда (называется победитель). Как вы
освоили физические упражнения – мы увидели. А
теперь докажите, как вы умеете работать головой.
Мы приготовили вам загадки. Посмотрим, какая
команда сумеет их быстрее разгадать.

Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставишь две ноги –
И по большим снегам беги.

(Лыжи)

Кто на льду меня догонит?
Мы бежим в перегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие…

(Коньки)

Загадка эта нелегка:
Пишу всегда через два “к”.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
И называюсь я…

(Хоккей)

Ведущая. Я смотрю, вы и с этим заданием
успешно справились. Что же, вернемся снова к
эстафетам. Ребята, представьте, что ракетка – это
лопата для уборки снега, а воздушный шарик –
снежный ком, и вам надо как можно быстрее
перенести его, чтобы он не разбился.

Конкурс “Уборка снега”.

Участники команд должны поочередно перенести,
не роняя, воздушный шарик на бадминтонной
ракетке до стойки и вернуться обратно.

Ведущий

. Молодцы! В этом конкурсе одержала
победу команда (называется победитель). Все вы
знаете, что зимой иногда бывает оттепель и на
крыше появляются твердые, прозрачные сосульки,
опасные для пешеходов. Их убирают дворники.
Сейчас и мы выполним такую работу, только
сосульки у нас будут легкие и воздушные.

Конкурс “Сосульки”.

Участники команд должны поочередно перенести
воздушный шарик, слегка ударяя по нему головой и
не роняя его, до стойки и вернуться обратно бегом.

Ведущая.

Подведем итоги этого конкурса.
Победу одержала (называется победитель). Раньше
на Руси выпадало много снега и дети придумали
себе забаву – перепрыгивание с сугроба на
сугроб. У нас в зале нет снега, поэтому мы
проведем эту игру – забаву по-другому.

Конкурс “Прыжки в мешке”.

Участники команд должны поочередно допрыгать в
мешке, удерживая его руками за концы, до стойки и
вернуться обратно.

Ведущий.

В этом конкурсе победила команда
(называется победитель). Мы попрыгали, побегали, а
теперь немного отдохнем, успокоимся и ответим на
вопросы викторины.

Викторина “Рождество”.

1. Когда и в каком городе родился Христос?
городе Вифлееме, 2007 лет тому назад.)

2.Куда положила Матерь Божья родившегося
Богомладенца? (В ясли, кормушку для скота.)

3. Кто первым узнал о рождении Богомладенца? (Пастухи
– волхвы.)

4. Что указало волхвам на рождение Христа?
(Звезда.)

Ведущая. Вы, может быть, знаете, что в России в
X??ІX в. не все могли купить себе коньки, а
кататься хотелось всем. Так вот что придумали
тогда ребятишки. На берегу реки, где растет ива,
они набирали по два пучка ивовых прутиков,
смешивали их с сажей и глиной, закладывали их в
специальную форму и заливали водой, а затем
ставили на ночь на мороз. На следующее утро
вытаскивали получившиеся скользкие кирпичики,
привязывали их веревками к ногам и катались. Мы
упростили это задание.

Конкурс “Катание на коньках”.

Перед каждой командой на полу лежат по две
дощечки с лямками. Вставить ноги в лямки, пройти
до стойки и обратно.

Ведущий.

В этом конкурсе победила команда
(называется победитель). Все вы знаете знаменитую
игру – хоккей. И мы не могли обойти стороной этот
зимний вид спорта.

Конкурс “Играем в хоккей”.

Участники команд должны поочередно провести
теннисный мяч клюшкой до стойки и обратно.

Ведущая.

Пока подводятся итоги этого
конкурса и общий итог соревнований, мы с вами
поиграем в русскую народную игру “Бояре”. (Игра
проводится два раза.)

Игра “Бояре”.

Участники делятся на две группы, поочередно
двигаются навстречу друг другу, произносят свой
текст и возвращаются назад.

1-я группа

Бояре, а мы к вам пришли.
Молодые, а мы к вам пришли.

2-я группа


Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли

1-я группа


Бояре, нам невеста нужна
Молодые, нам невеста нужна.

2-я группа


Бояре, а какая вам нужна?
Молодые, а какая вам нужна?

1-я группа


Бояре, нам (называют имя любой девочки или
мальчика 2-й группы) нужна.
Молодые, нам…нужна.

2-я группа

Бояре, а мы (называют имя) не отдадим,
Молодые, а мы…не отдадим.

1-я группа


Бояре, а мы сами заберем,
Молодые, а мы сами заберем.

2-я группа


Попробуйте!

Если игрок из 1-й группы “разорвет” руку
вызванного ребенка во 2-й группе, то он уводит его
в свою (1-ю) шеренгу, а если нет – то сам становится
в шеренгу, которую он пытался разорвать.
Побеждает та группа, в которой осталось
наибольшее количество игроков.

По окончании игры производится построение
команд, награждение победителей и участников
грамотами и призами.

Ведущий.

В наши дни старинный обычай
колядования приобрел смысл добрых пожеланий,
поздравлений с праздником зимних Святок.

Ведущая.

Обряд поздравления с Новым
годом, имея много общего с Рождественскими
колядованиями, все же отличался от них, и прежде
всего тем, что утро Нового года начиналось с
посыпания зерном углов дома, в который заходили
колядую.

Исполняется колядка “А спасибо тому, а кто в
этом во дому”. При этом певцы посыпают зал
пшеном.

Ведущий.

Доброе дело делают колядовщики,
желая каждому дому добра, счастья, да удачи.

Ведущая.

И люди понимают, что к ним с добром
идут, песни добрые поют.

Ведущий.

Значит, и нам, Овсеню с колядой,
остается пожелать, чтобы впереди весна была
теплой, лето работящим, а осень урожайной. Одним
словом, настали Святки – запевай колядки!

Праздник заканчивается пением любой колядки.

Приложение 1 “Рождество”.




Следующий: