Россия в современном мире. Перспективы развития России

Цели:

  • Способствовать пониманию учащимися места
    России в современном мире, перспективу ее
    развития.
  • Воспитание любви к Родине.

Задачи:

  • Развивать умения строить диаграммы.
  • Продолжить формирование умений работать с
    текстом учебника.
  • Способствовать развитию творческих
    способностей учащихся.

Ход урока


Структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент Приветствует класс, настраивает его на
успешную работу. Предлагает учащимся посмотреть
друг на друга, улыбнуться, мысленно пожелать
добра.
Отвечают на приветствие.

Участвуют в
психологической разгрузке.

2. Мотивация Зачитывает фразу французского
экономиста У. Петти «Природа — мать богатства, а
труд его отец».

Задание: Прокомментируйте это
утверждение.

Объявляет тему урока (тема записана на доске).

Комментируют это утверждение в форме
пар тезисов и антитезисов.

Записывают тему
урока в тетрадь.

3. Целеполага — ние Вопрос: Что хотели бы вы узнать по этой
теме?

Записывает на доске пункты плана в
определённой последовательности.

Объявляет, что итогом урока будет оформление
газет: «Россия сегодня» и «Россия завтра».

Составляют план изучения темы урока.
4. Актуализа-ция знаний и умений Задание: Используя текст параграфа 15
ответьте на вопросы (группа А — слабые; группа Б
- средние; группа В — сильные учащиеся).
Вопросы:

А — 1. К какому циклу в
настоящее время переходят ведущие страны мира?

2. Что является в постиндустриальной стадии
движущей силой и целью?

Б — 1. Какие страны определяют ход развития
мировой экономики?

2. Почему существует утверждение, что Россия
находится в положении полупериферии?

В. — 1. Какими путями может развиваться
российская экономика?

2. Какими направлениями определяются
перспективы перехода России к
постиндустриальной стадии?

5. Практичес-кая работа Тема: «Оценка изменений
отраслей структуры промышленного производства
России» (дифференцированный подход).

Предлагает
выполнять задание в паре или индивидуально
(можно брать дозирующую помощь сверстников или
учителя).

Задание:

А: Сравните показатели отраслевой структуры
отдельных производств промышленной продукции
России и выпишите из таблицы (приложение №1)
названия отраслей, в которых наблюдается:

  • падение производства:
  • слабые изменения:
  • увеличение производства.

Б: Используя данные таблицы (приложение
№ 1) постройте столбчатые диаграммы,
отражающие изменения отраслевой структуры
производства: внутри таких отраслей, как лёгкая
промышленность, металлургия, машиностроение и
электроэнергетика (на выбор).

В: Используя данные таблицы (приложение № 1)
постройте круговые диаграммы внутри всей
промышленности по годам:

1991;1993;1994 (на выбор).

Выполняют задание на специально
приготовленных листах бумаги и размещают в одной
из газет.

Выполняют задание на специально
приготовленных графиках, размещают в одной из
газет. Отвечают на вопрос:

Чем можно объяснить эти изменения?

Работают в парах.

Строят круговые диаграммы, используя шаблоны.

Размещают работы в одной из газет.

6. Минилек-ция с элементами беседы Сообщает дополнительную информацию
(кратко) об изменении показателя экономического
роста; о времёни экономического кризиса в стране;
о вложении инвестиций в отрасли современной
экономики; о создании совместных предприятий; о
НТСотрудничестве и СЭЗонах; об экспорте и
импорте России; о перспективе развития экономики
России.

В ходе подачи материала учитель
вывешивает на доску печатный материал: термины,
рассматривая их понимание; данные экспорта и
импорта России; перспективы развития России и
привлекает учащихся к беседе.



Вопросы для беседы:

  1. Почему каждая третья инвестиция вкладывается в
    пищевую промышленность?
  2. Что привлекает иностранные компании на наш
    рынок?
  3. Что нужно сделать, чтобы уменьшить затратный
    характер экономики России.
  4. Что нужно сделать, чтобы повысить уровень
    экономического развития страны?
В ходе подачи материала учащиеся
выполняют определённые задания:

А — слушают и
работают с малым графическим пособием (в парах).

Задание: стрелками указать направление товаров
(приложение№2)

Самопроверка правильности выполненного
задания (сверяют с печатным текстом на доске), а
потом располагают МГП в газете.

Б и В — работают в тетради, кратко записывая
главное (мини-конспект).

После постановки вопроса высказывают своё
мнение и вместе с учителем ищут правильный ответ.
По окончании минилекции вместе делают вывод о
будущем России.

7. Творческое задание За неделю или более до урока предложил
учащимся подобрать информацию: посмотреть
выпуски новостей, тематические передачи по
телевидению; подобрать заметки из периодической
печати.

К уроку подготовил два листа ватмана
(каркас будущих газет) с надписями тем: «Россия
сегодня» и «Россия завтра».

На уроке обращает внимание учащихся на
правильное размещение информации в газетах.

На уроке учащиеся озвучивают (кратко)
найденный материал, а затем выходят к
учительскому столу и размещают его на страницах
одной из газет.
8. Оценивание Предлагает оценить свою работу на уроке
(самооценка) и проставить оценку в лист контроля
(приложение № 3); затем оценить работу соседа по
парте (взаимооценка) и проставить оценку в лист
контроля.

Оценивает работу учащихся. По итогам
трёх оценок выставляется итоговая оценка за
работу на уроке.

Выставляют оценки.
9. Домашнее задание Предлагает задания на выбор.

На доске
несколько вариантов домашнего задания:

Прочитать параграф 15 — 1 балл.

Составить конспект параграфа 15 — 3 балла.

Составить круговые диаграммы товарной
структуры экспорта или импорта России — 4 балла.

4. На контурную карту нанести СЭЗ

- 1 балл.

Цель: набрать баллы

7 — 8 б. — «5″

5 — 6 б. — «4″

2 — 4 б. — «3″

Выбирают задания и записывают в
дневник.

Пользуются приложением

учебника страница 368-369 (таблица № 87 или № 89).

10. Итог урока Предлагает вернуться к целям урока и
просмотреть, что сделано на уроке, а что нет.
11. Рефлексия
  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Чему научились на уроке?
  3. Что понравилось делать на уроке?
  4. Удовлетворённость уроком отметьте фишкой:
    зелёного цвета — удовлетворён уроком, а красного
    - неудовлетворён уроком.
Игра «Светофор»
12. Окончание урока Объявляет об окончании урока.

Приложение 3




Следующий: