Роспись Хохломские узоры


Цель занятия:

Знакомить с красивым искусством хохломской росписи, воспитывать уважение к
труду народных мастеров, воспевающих красоту русской природы в изделиях,
созданных руками человека.



Учить хохломской росписи, используя основные элементы узора “травки”, узора
“ягодки”. Расписать разделочную доску по своему эскизу, ритмично располагая
элементы узоров “травки” и “ягодки”.

Материалы

:

  • краски гуашевые желтого, красного, черного и зеленого цветов;
  • клей ПВА;
  • кисти беличьи №2 и №3;
  • банка с водой;
  • бумага белая, желтая, черная;
  • палитра, тряпочка осушить кисть.

Предварительная работа:



Беседуем о красоте природы, читаем стихи. Наблюдаем, рассматриваем красоту
природы и изображаем пейзажи в разное время года, натюрморты разными
художественными материалами: гуашью, акварелью, пастелью, аппликацию,
пластилином лепка барельефа.

Рассматриваем сложные листья рябины, расположение ягодок и лепка барельефа
веточки рябины, в младших группах лепка из цветного пластилина (самостоятельно
выбирают фон пластины, соответственно цвета ягодок и листьев).

Осень прекрасная пора. Золотом горят листья берез, краснеют спелые ягоды
рябины, калины. Изображаем натюрморт из двух предметов: веточка рябины и яблоко
(акварель). Далее изображаем натюрморт: веточка рябины гуашью тонкой кистью, а
ягодки рисуем пальцем, самостоятельно выбирая теплый или холодный фон.

Рисуем осенние и зимние пейзажи пастелью.

В старшей группе рисуем натюрморт акварелью, веточка рябины в стеклянной
вазе, ассиметрично располагая на бумаге.

Педагог:

– Ребята, я составила натюрморт из предметов декоративно — прикладного
искусства. Посмотрите внимательно, какие изделия вы видите?

  • Гжельская керамика — ваза,
  • Полхов — Майдан – матрешка,
  • Дымковская игрушка — петух – свистулька,
  • Павлов-Посад – платок.
  • Хохлома — ложки, миска,

Рассматривание репродукции картины И.А. Широковой “Семеновская сказка”.

Педагог:

– Современные хохломские изделия посуду, мебель, сувениры – создают мастера
фабрики “Хохломской художник” в селе Семине. И объединение “Хохломская роспись”
находится в г. Семенове в Нижегородской области.

Предложить внимательно рассмотреть картину. Педагог задает вопросы детям:
Какой росписью украшены в картине изделия? Отчего возникает ощущение радости,
праздника, когда смотришь на картину? Уточнить об особенностях росписи: сравнить
особенности рисунка, цвета, формы в декоративно – прикладном искусстве.

Педагог:

Эти все изделия созданы руками человека, как богата наша Россия умелыми
мастерами, ведь такие изделия делают только в нашей стране, туристы со всего
света покупают эти вещи.

Нужно детям дать посмотреть, потрогать руками изделия.

Педагог:

Только человек любящий природу, ежедневно наблюдающий, ее изменения, смог бы
создать такую красоту! Люди всегда стремились к красоте, украшали дома резьбой,
вышивали полотенца, вырезали игрушки из дерева. Люди, всем сердцем любили родную
землю, низко кланялись земле, русская поговорка гласит: “Родная земля – мать,
чужая – мачеха”. Издавна уезжая в дальние края, уходя на войну, брали горсть
родной земли – он был оберегом. Нельзя плевать на землю, бросать мусор, потому
что земля хлеб растит. Человек не может прожить без земли, без солнца, без воды
– поэтому мы должны оберегать красоту природы. Люди любовались красотой родной
природы, ощущая все прелести зимой, весной, летом, осенью воспевали в сказках и
песнях.



Вспомните в “Крошечке – Хаврошечке”: “Поливай косточки почитай своих предков
и будешь невестой”. И выросла яблоня: “ ветки серебристые, листья золотые,
яблоки наливные”. Можно послушать в исполнении Рязанского народного хора: “Ты,
рябина ли — рябинушка”. – А какая мелодия?

Дети отвечают: мелодия лирическая. Дерево Рябина — была образом сильной
женщины.

Педагог:

– Жизнь была трудная, люди все делали своими руками; пахали землю, сажали,
сеяли, убирали урожай. В селе Семине, Новопокровское из дерева точили и
расписывали посуду, а село Хохлома – центр торговли в 7км. от — Семина. Показ
детям хохломских ложек.

Педагог:

– А зачем надо было расписывать эти ложки? Обратите внимание на цвета. -
красный, золотой, черный. — Какими узорами расписаны ложки? Одна растительным
узором, тип “верховой” росписи – особенность состоит в нанесении рисунка
мазками, листья зеленой и мелкие красные ягоды поверх золотого фона. Фон,
просвечивающий сквозь ажурный рисунок, делает изделие похожим на золотое. А
другая узором “Кудрина”. “Кудрины” — золотистые кудреватые завитки, линии
которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Тип росписи
“под фон” золотой силуэтный орнамент исполняется на черном или цветном фоне.
Мастер сначала “наводит” кистью контуры мотивов, а затем закрашивает фон и
прорисовывает штрихом детали и добавляет поверх фона узор из травки. Изображение
цветущих кустов, плодов, ягод – в древности было пожеланием добра, счастья и
плодородия, принесут достаток и радость в дом. Сейчас мы будем расписывать
эскиз. Вместо золотого цвета условно возьмем – желтый цвет. Учимся рисовать
простейшие элементы травного орнамента сразу кистью:

“Осочки” — он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
“Травинки” — это мазки с небольшим плавным утолщением;
“Капельки” — мазок прикладыванием кисти;
“Усики” — рисуется в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в
спираль. “Завитки” — выполняются с легким нажимом в середине элемента;
“Кустик” — это наиболее сложный элемент, состоит из более простых
симметрично расположенных элементов – “осочек”, “травинок”, “капелек”, “усиков”,
и “завитков”.

Узор “Ягодки”: ягодки смородины и рябины рисуем
пальцем. Крыжовник, клубнику, малину рисуем кистью, по высохшей краске ягоды
“разживляются” желтым цветом.

Дети рисовали на тему: “Чего я боюсь?”, оказалось, что очень многие боятся
темноты. Поэтому на тонированной бумаге черного цвета проводим тоненькую плавную
линию – “криуля” — завиток, он имеет одинаковую длину и закручивается
попеременно то вверх, то вниз. Затем пальчиком наносим ягодки рябины, дополняем
элементом “травки”, тоненькие кустики по 4-5шт., как-бы подул ветерок и наклонил
травку, держим кисть прямо и работаем кончиком кисти, затем слегка наклоняем и
снова выпрямляем кисть и выводим травку.

Только после изучения красоты природы и узоров “травка” и “ягодки” приступаем
к эскизу, а потом росписи деревянной доски (при росписи на доске в гуашь
добавляем клей ПВА, чтобы при лакировании сохранить рисунок).

Находим слева середину и проводим “криулю”, соблюдая ритм, чередуем ягодки и
листья, а затем “травку”. Нужно обратить внимание на композицию сильно к краю не
подходим, не спеша аккуратно расписываем. Во время работы, смотрю, как дети
работают, уточняю детали, на другом листе рука в руке показываю элементы
“травка”. Если не получается нужно много раз попробовать, добиваться красоты
узоров, замечаю, что надо очень стараться, расписываем разделочную доску в
подарок маме.

Расписываем с детьми маленькие тарелочки, брошки, шкатулки, самый лучший
подарок, тот, что сделан своими руками, с пожеланиями добра и радости.

В старших группах нужно объяснить особенность техники золотой окраски
хохломских художников – получение золотистого цвета без применения золота.
Технология производства состоит в следующем: выточенные из дерева предметы
подвергают грунтовке – натирают раствором глины, маслом и порошком алюминия. В
роспись они поступают гладкими, блестящими, похожими на металлические. После
росписи на изделие наносят лак. Затем изделие закаливают в печи. Под влиянием
высокой температуры пленка лака, приобретает янтарный оттенок, а поверхность
дерева, закрашенная алюминиевым порошком, становится похожей на золотую.

Золотом горят листья берез, краснеют спелые ягоды рябины, такая же нарядная и
веселая, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на ярмарках в
старинном селе Хохлома. Расписаны на ней травы, листья, цветы, ягоды, сказочные
жар – птицы. Будто это не обыкновенные деревянные ложки, миски, ковши – братины,
а золотые!




Следующий: