Роспись матрешки. Интегрированный урок во 2-м классе по изобразительному искусству и краеведению с использованием ИКТ


Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: интегрированный урок-презентация.

Методы: наглядный, объяснительный, проблемно-поисковый, работа в группах, ситуация успеха.

Цель: формирование потребности изучать обычаи и историю своего народа; умение планировать, анализировать и реализовывать творческий замысел в создании художественного образа..

Задачи урока:



  1. Формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям предков.
  2. Первоначальное знакомство с традициями росписи игрушки – матрешки.
  3. Формирование действия самооценки и контроля.
  4. Воспитание эстетического вкуса.

Оборудование: диск с презентацией (слайды «Из истории русской матрешки»; «План деятельности», компьютер; игрушки-матрешки; иллюстрации матрешек разных центров.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

(Слайд 1)

Ребята, давайте улыбнемся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Вводная беседа.

В одной песне поется: «Мир без чудес, черно-бел…» и это действительно так. Хочу урок начать с одной сказки (С каких слов обычно начинаются сказки?)

Жил-был на свете один бедный человек. Ничего-то у него не было, только маленькая – маленькая комнатушка с пустыми скучными стенами. Сидел он грустный, понурый. Все везде было серым вот таким (показываю шар серый). И вдруг открылась дверь, и пришел к нему Волшебник! Он сделал бедному человеку маленький подарок. Его можно было удержать в руке вот такой! (показываю в подарочной упаковке ). Но был он не простой, было в нем все: просторное синее небо, яркое доброе солнце и много цветов. Увидел человек подарок, засмеялся, обрадовался и сказал: «Я теперь не самый бедный на свете, а самый счастливый!»

– Что же это был за подарок? (Краски)

– Верно. К бедному человеку пришел самый настоящий волшебник, какие только бывают на земле – Художник. И он подарил бедному человеку краски, чтобы он украсил свою жизнь яркими цветами. Его больше не окружали скучные, серые стены. Перед ним открылся весь мир. Человек стал счастливым. Ему захотелось сделать всех счастливыми, и он разрисовал весь мир яркими красками. Произошло настоящее чудо: мир из черно-белого превратился в яркий, разноцветный.

– Я предлагаю вам сегодня побыть волшебниками. Вы согласны?

– Что нам предстоит сегодня сделать, вы уже наверное догадались? (предположения детей)



2. Постановка учебной задачи. Актуализация. Постановка проблемы.

Систематическое наблюдение мною за деятельностью учащихся на уроках показывает, что не все способны сразу принять учебную задачу и приступить к поиску способов ее решения. Поэтому я использую стимулирующие вопросы и побудительные предложения, помогающие осознать противоречия, сформулировать учебную задачу. При этом я различаю вопросы и предложения для :

Осознания противоречия Формулирующие проблему
  1. Какие видите факты? Сравните их.
  2. Можете ли вы выполнить задание? Почему? В чем затруднения?
  1. Какой вопрос возникает?
  2. Сформулируйте проблему. Что нам неизвестно?
  3. Какова цель ?

– Прежде чем совершать какие-то действия скажите, а что вы знаете о матрешке? (Ответы детей)

3. Совместное «открытие» нового знания.

(На столе игрушки-матрешки.) (Слайд 2).

– Перед нами веселые, яркие, красивые игрушки. Такое настоящее чудо сотворили мастера, которые сделали игрушку и художники, которые так искусно их расписали.

А как вы думаете, сколько лет матрешке?

Она достаточно молода. Ей всего чуть больше 100 лет. Биография её началась в Подмосковье, на берегах живописной речушки Вори раскинулось старинное поместье Абрамцево. Здесь была открыта одна творческая мастерская. Художники, музыканты, писатели собирали, спасая от гибели старинные вещи, резные украшения, чтобы сохранить их для наших музеев. И вот однажды к ним попала японская деревянная кукла – фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму.

(Слайд 3, «кукла-Фукуруму»).

Он раскрывался, в нем находилось ещё несколько фигурок. Эти фигурки понравились нашим мастерам и послужили прообразом нашей матрешки.

Один мастер игрушечных дел Василий Звездочкин сделал первую модель матрешки (слайд 4), а художник Сергей Малютин с любовью к веселой яркости расписал эту игрушку (слайд 5). Получилась тогда вот такая девочка в сарафане и платке, с черным петухом в руках, за девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т д. (Слайд 6)

Вот так явилась миру новая игрушка. Окрестили её «матрешка» соответственно крестьянскому обличаю. А название – от русского имени Матрена. Матрешка стала очень популярна, иностранные гости покупали и покупают её как русский сувенир, не смотря на то, что стоит она дорого.

Подведем итог, используя различные виды словесных или графических форм, составьте в группах общую краткую презентацию по теме : «Из истории русской матрешки». (За 2-3 минуты дети должны рассказать все то, что запомнили из рассказа учителя).

Вы обратили внимание на то, что все матрешки разные. От чего зависит их роспись? Как вы думаете? (Предположения детей)

– Да, у каждой матрешки есть своя традиция в росписи. Сегодня мы познакомимся с тремя видами, и называются они по названию городов, где их изготовили.(Слайд 7). Найдите соответствующую надпись к каждой матрешке, если известно, что все надписи ложные.

Идет работа над логической текстовой задачей, с такими задачами дети знакомились на уроках математики(«Моя математика», авт.Т.Е. Демидова, С.А. Козлова).Задача содержит несколько ложных высказываний, для отыскания решения следует ложные высказывания заменить на истинные.

Изображение полхов-майданской матрешки Изображение загорской матрешки Изображение семеновской матрешки
Семеновская Не загорская Полхов-майданская

(Слайд 8)

– А теперь сравним. Что значит сравнить? (Чем похожи, чем отличаются).

(Одинаковые по форме, но разные по росписи).

Загорская(город Сергиев Посад, бывший Загорск) Семеновская Полхов-Майданская
Одета в сарафан, кофточку, яркий платок, передник. Силуэты четко очерчены, скромная роспись украшает её одежду. Сарафан без фартука. Её отличает большой букет цветов, который ярко украшает её фигуру. Кудрявая. Украшена буйно цветущей веткой цветов, ягод или листьев. Используются яркие краски.

4. Первичное закрепление.

У каждого на столе есть игрушка-матрешка. К каким видам по росписи отнесете этих матрешек?(ответы детей)

Пришло время, мои волшебники, поработать.

Посмотрите, какие бледные, невеселые матрешки на ваших столах (у каждого шаблон матрешки).

Давайте научим их улыбаться, нарядим в красивые платки и сарафаны.

Составление плана деятельности.

С чего мы начнем? (Слайд 9, модель-схема)

  1. Выбрать матрешку по росписи, какую буду расписывать.
  2. (Слайд 10) Выполню контуры лица, фартука, сарафана, платка карандашом.
  3. (Слайд11) Раскрашу красками, цветными карандашами, фломастерами.
  4. (Слайд 12) Приклею с обратной стороны полоску.
  5. (Слайд13) Оформим коллективное панно «Новогодний хоровод матрешек».

Итак, у нас получился вот такой план деятельности: (Слайд 14)

Самостоятельная работа.

5. Осуществление самоконтроля и самооценки.

Вот какие веселые и красивые матрешки у нас получились. И сегодня, спустя 100 лет Матрешка желанная гостья в каждом доме.

Коллективная работа.

Из индивидуальных работ учащихся составляем панно «Новогодний хоровод».(Слайд15)

Подведение итогов урока.

(Слайд 18) Выходят дети в костюмах матрешек, читают стихи и идет инсценировка.

(Слайд 16, игрушки-матрешки)

  1. Мы красавицы Матрешки –
    Разноцветные одежки.
    Раз Матрена, два Матрена,
    Мила – три, четыре – Маша,
    Маргарита – это пять.
    Нас не трудно сосчитать.



  2. У тетушки Матрешки
    Дом большой, хороший.
    В этом доме 6 дверей,
    6 светлиц для дочерей.
    В каждой светлице
    Сидит по девице.

  3. Куда идешь матрешка?
    За ягодой морошкой.
    Принесу морошки
    Полные лукошки.
    Приходите в воскресенье –
    Угощу вареньем!

(дети поют частушки, на экране слайды о русских умельцах )

Мы матрешки, мы подружки
Утром рано мы встаем.
Вшестером поем частушки
И танцуем вшестером.

Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет

Использованная литература:

  1. Журнал « Начальная школа плюс До и После», №2, 2007.
  2. Кадухина И. «В гостях у мастеров народных промыслов». Начальная школа: Журнал. 1995, №11.
  3. Алексахин Н.Н. Матрешки. – Москва: Народное образование, 1998.
  4. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – Москва: Просвещение, 1979.



Следующий: