Романтические произведения М. Горького


Цель:
– обогатить представление учащихся о романтизме;
– помочь им овладеть навыками и умениями, необходимыми при анализе романтических
произведений;
– при анализе характеров героев выяснить, какие нравственные начала утверждает
автор, как развенчивает психологию индивидуализма;
– проследить, как через композицию рассказов “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”
раскрывается замысел писателя;
– углублять навыки общения: диалога, монолога, рассуждений;
– формировать личностное восприятие произведения и его героев.

Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер.

А ты можешь научиться сделать
людей счастливыми?
М.Горький

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

А.М.Горький – выразитель духа времени. Он предстает перед читателями в 90-е
годы 19 века как писатель – романтик, вдохновенный певец революционного подвига.



Однажды Горький в письме к Чехову писал: “Настало время нужды в героическом”.

Для романтических произведений характерны яркие краски, острые идейные
конфликты. Герои рассказов – бесстрашные и мужественные, люди с “солнцем в
крови”, сильные, гордые, разрушители сонного прозябания большинства. Их красота
необычна: они наделены всеми качествами в превосходной степени. Романтический
герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него
подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. Пейзажи в
романтических рассказах Горького величественны и прекрасны.

В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий
человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: “Смешны они, те твои
люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а место на земле вон сколько…”. Старуха
Изергиль вторит ему: “И вижу я, не живут люди, а все примеряются”. О героях этих
произведений мы будем говорить сегодня. (Обращение к теме и эпиграфу урока.)
Посмотрим: каков смысл жизни романтических героев рассказов.

II. Романтические произведения М.Горького.

1. Художественный пересказ рассказа “Макар Чудра”.

2. Беседа с учащимися:

– Как раскрываются в композиции образы героев?

(Важную роль в композиции играют портретные характеристики. Портрет Радды
дается опосредованно. О ее необычной красоте мы узнаем по реакции людей, которых
она поражала. “Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому,
кто эту скрипку, как свою душу знает”, “”один магнат”, “красивый, как черт в
праздник”, “увидел ее и остолбенел”. Гордая Радда отвергла и деньги, и
предложение идти в жены к такому магнату: “кабы орлица к ворону в гнездо по
своей воле вошла, чем бы она стала?” гордость и красота в этой героине
равновелики
Зато портрет Лойко нарисован подробно: “Усы легли на плечи и смешались с
кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце. Ей – богу!
Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем”. Образ не просто
романтический – сказочный, с фольклорными формулировками.)

– В чем конфликт и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Радды и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и
должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно сохранить
собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью
обоих – ибо покориться любимому человеку ни один не захотел. Любовь и гордость
не могут примириться, ибо компромисс вообще не возможен для романтического
героя.)

– Какова позиция автора и как она выражена?

(Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени.
Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными
людьми, очень важен. Воспринимающее сознание является важнейшим предметом
изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения
авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких
героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В
этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью,
гордостью.)

3. Анализ рассказа “Старуха Изергиль”.

– Какова композиция рассказа? (Это рассказ в рассказе, он имеет внутреннее
единство и состоит из трех частей: легенда о Ларре, повествование старухи
Изергиль о своей жизни, легенда о Данко.)

– Какой литературный прием использован в рассказе?

(Первая и третья части противопоставлены друг другу. Антитеза двух легенд,
двух образов, отношение к жизни, то есть разного смысла жизни.)

а) Обратимся к первой части рассказа.
б) Беседа с элементами дискуссии “Гордость или эгоизм”:
– За что был наказан Ларра?
– Как объясняет старуха Изергиль значение этого имени?
– Где грань между гордостью и эгоизмом?
– Красивые и гордые – всегда сильные и смелые?
– Как вы понимаете слово “гордость” вообще?
– А в финале рассказа? (“ Вот так был поражен человек за гордость!”)

??? Смысл жизни Лары, в он чем заключается и каковы черты характера
образа? (Ему присуще гордыня.)

в) Обратимся к третьей части рассказа.

г) Беседа с элементами дискуссии “В чем смысл жизни?”:
– Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги?
– Какая разница между долгом и подвигом?
– В чем полнота жизни?
– Верно ли, что каждый сам себе судьба?
– Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?

??? – В чем смысл жизни героя?
??? – Чем отличен образ Данко от образа Ларры?

(Резкий контраст между двумя мировоззрениями, автор осуждает индивидуализм,
эгоизм, оторванность от людей, для которого величайшее благо – жизнь –
становится мукой, Данко – подлинный герой, любивший людей и отдавший жизнь за
них, в жизни всегда есть место подвигу, автор сталкивает в легендах идеал,
выражающий любовь к людям, и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до
крайности индивидуализм.)

??? К кому, на ваш взгляд, ближе сама старуха Изергиль?

(Осуждая Ларру, героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко – она тоже
посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее
жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради нового, оставляла некогда
любимых людей. Ее равнодушие поражает.)



Еще раз обратиться к эпиграфу: в нем звучит отношение самого автора к героям.
Вот истинный смысл жизни.

III. Заключительное слово. Выводы по теме.

Таким образом, в ранних романтических произведениях М.Горький выступает
писателем – гуманистом, утверждающим гуманистическую идею беззаветной любви к
людям, самопожертвованию. Эту гуманистическую направленность будет звучать во
всех его произведениях.



Домашнее задание:

Статья учебника стр. 64–69, письменно ответить на вопрос: “Как
соотносится романтизм и реализм в рассказах «Старуха Изергиль» и “Макар Чудра?”

Приложение.




Следующий: