Роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Дети в романе. Урок в 10-м классе




Цели

:

- показать изображение детей на страницах
романа как одной из сквозных тем
писателя-гуманиста;

- через отношение Раскольникова к детям
показать его гуманизм и укрепление уверенности в
правильности своей теории;

- через судьбы детей в романе показать
преступность общества, покидающего в беде детей -
свое будущее;

- воспитывать в учащихся чуткость и сострадание
к чужой беде;

- отрабатывать навык работы с художественным
текстом;

- развивать монологическую речь учащихся;

- учить учащихся делать выводы по своей
микротеме.

Оборудование урока

: тексты романа
“Преступление и наказание”, рабочие тетради по
литературе, репродукции картин: В.Перов
“Тройка” и “Спящие дети”; В.Маковский
“Свидание”; Н. Богданов-Бельский “У дверей
школы”; Б. Кустодиев “Школа в Московской Руси” и
другие о трудном детстве детей; сборники стихов
Н.А.Некрасова (стихотворение “ Плач детей”).

Словарная работа:

в процессе работы на уроке
уточняются значения слов “гуманист”,
“социальный”, “мораль”.

Ход урока

1.

1) Слово учителя о целях и задачах этого
урока: тема нашего урока — «Дети на страницах
романа Ф.М.Достоевского» (записана на доске). Мы
сегодня должны с вами проследить (далее по выше
обозначенным целям). Ваша задача: по ходу урока
записать в тетрадях план этой темы и кратко
основные выводы по каждой микротеме, а также
дополнять, приводить примеры из текста,
высказывать свое мнение и делать выводы.

На прошлом уроке мы говорили с вами об
“униженных и оскорбленных” героях романа, о
судьбе “маленького человека” в литературе 19 в. И
в частности, об изображении его в романе
“Преступление и наказание”. Не менее трагично
рисует автор и судьбы детей.

2) Слово учащегося у выставки картин: О жизни
детей в условиях капиталистического города, об
их горькой доле говорили современники
Достоевского — художники (краткий экскурс по
картинам).

3) Не оставалась равнодушна к судьбам детей во
все времена и русская литература (выразительное
чтение вслух стих. Н.А.Некрасова “Плач детей” — слово
учащегося
).

2

.

1) Слово учителя: Вслед за своими
современниками Достоевский в романе много
горьких страниц посвящает детям, потому что эта
тема волновала писателя и характеризует его как
великого писателя-гуманиста своей эпохи.

2) Слово ученика: уточняется слово гуманист
(по словарю).

3) Когда мы впервые на страницах романа
встречаемся с детьми?

А) (Далее идет рассказ с привлечением текста — ч.1
гл.2).

Б) Какие художественные средства использует
автор для описания этих детей? (Сравнения — “как
спичка”; уменьшительно-ласкательные суффиксы
-“высоконькая и тоненькая; в худенькой рубашке;
маленького брата; на ее личике”; причастия в роли
определений: “изодранная рубашка; высохшею как
спичка рукой; на исхудавшем и испуганном
личике”; определения: “большими-большими
темными глазами”; множество глаголов-действий:
“спала, сидя на полу, уткнув голову в диван,
скорчившись, дрожал и плакал; стояла, обхватив
шею; унимала, шептала, следила, сдерживала, чтоб
не захныкал” и пр.

В) Что можно сказать об авторе этих строк через
такое описание детей?



Делаем вывод (коллективно): На Раскольникова
эта встреча с Катериной Ивановной и ее детьми
сильно подействовала. Что-то болезненное,
страшное мы ощущаем в позах и внешности детей,
что-то изломанное, неестественное. Вид этих детей
заставляет Раскольникова отдать Катерине
Ивановне последние деньги.

Г) А сам главный герой откуда идет только что?
Какая страшная мысль закрепляется в его душе?
Кого он во всем обвиняет? Чему нет преград? (Мысль
- “переступить”, т.е. совершить преступление. Нет
преград несправедливости. Виной всему -
буржуазное общество, когда “маленькому”
человеку “некуда больше пойти”).

Д) Работаем с текстом: ч.5, гл.5

4) Давайте найдем разговор Раскольникова с
Соней о детях. Какая мысль постоянно волнует его?
О чем он думает и к какому выводу приходит?

(Ч.4, гл. 4: “а дети? Что будет с ними?” Приходит к
выводу, что за все несправедливости жизни в
первую очередь страдают дети как самые
незащищенные существа. В том, что льются детские
слезы, прежде всего проявляется преступность
общества. Это судьба многих детей в тогдашней
России. В том числе и их страдания вызвали его
бунт против несправедливости и преступности
этого общества. В этой мучительной, горячей любви
к детям наиболее раскрывается гуманизм
Раскольникова.

(Вспомним еще раз значение этого слова).

5) Это была встреча Раскольникова с детьми на
квартире Мармеладова. Но подобные сцены он
наблюдал и на улицах Петербурга.

(Это обманутая и опозоренная девочка на
бульваре, за которой охотился жирный франт -
текст ч.1, гл.4). К какому выводу он приходит?

(“Да вот так все и делались…Такой процент,
говорят, должен уходить каждый год…”. — Это
судьба многих детей России той поры. Давить
слабых — закон буржуазного мира. Сострадание к
этому ребенку и ненависть к преступникам снова
тяжким грузом ложатся на душу Раскольникова и
снова подталкивают — “переступить!”

6) Какое место занимают дети в жизни
Свидригайлова? Что можно в связи с этим сказать о
судьбах детей в России XIX в.?

(Работаем с текстом ч.4, гл.2; гл.4, ч.4;ч.6, гл.4).

7) Дети в снах Свидригайлова. Как их появление в
снах характеризует его самого?

Этот мерзкий человек, видимо, был виновен в
искалеченных судьбах многих детей (ч.6, гл.6).

8) Как вы думаете, должны ли судьбы детей
волновать общество? Почему?

(Беседа с классом).

9) Что об этом говорит Лебезятников? (Ч.5, гл.1 -
конец). Как нужно понимать слово “социальный”?
(Учащийся — по словарю и краткая беседа). Как
сегодня живется детям в нашей стране?

10) Обобщение по всему уроку: впечатления от
встреч с несчастными детьми обостряют ненависть
Раскольникова к окружающей действительности.
Буржуазная мораль общества (уточняется значение
слова “мораль”) укрепляет в нем уверенность
в правильности его теории: в обществе, где царит
зло, разрешается пролитие крови по совести — во
имя искоренения этого зла.

Раскольников, как и сам Достоевский, видит в
детях чистоту, доброту, свет, лучшие качества,
утраченные взрослыми.

3.

Подведение итогов урока. Оценки.

4

. Дом. задание:

1) Подобрать по тексту материал к теме
“Виновники скрытых преступлений” (Лужин и
Свидригайлов).

2) Подготовить для проверки тетрадь с
материалами сегодняшнего урока.





Следующий: