Роль здоровьесберегающего урока в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости младших школьников


Совместные (педагог, психолог, педиатр, логопед)
исследования показали, что в 1-м классе (2004–2005
уч.г.) 15% детей страдали такими заболеваниями, как
танзелит, бронхит, гастрит, аллергия, ДЖВП. У 5–10%
учащихся выявлены проблемы поведения
(неврастения, гипертрофия с гиповозбудимостью).
Установлено, что один из пяти учащихся 1-го класса
испытывал недомогания, вызванные или
усугублённые избыточным перенапряжением
(стрессом) в учебном процессе. Так что же такое
стресс? Стресс – это ответ пая реакция организма
на изменения окружающей среды. На
психологический и физиологический стресс
организм реагирует практически одинаково, т.е.
мобилизируется для приспособления к изменению
(стрессоустойчивость). Сегодня ребёнка важно
научить защищаться от стресса. Он должен уметь
осознавать свои неприятности, напряжение, уметь
обращаться за помощью, находить её в себе самом,
использовать упражнения и приёмы. Обучение детей
способам саморазвития стрессоустойчивости
может оказать серьёзное влияние на состояние их
здоровья и продолжительность жизни.

Нами было выявлено, что большинство
первоклассников не овладевают способами
саморазвития стрессоустойчивости. Для
разрешения этой проблемы возникла необходимость
в создании системы педагогических методов и
приёмов обучения детей
способам саморазвития
стрессоустойчивости на уроках. Мною был выбран
урок русского языка, как урок, который несёт в
себе наиболее сильную нагрузку не только на
умственную деятельность учащихся, но и ведёт к
высокому повышению мышечного тонуса. Как
сделать гакой урок здоровьеразвивающим?

Сущность здоровьеразвивающего урока состоит в
том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю
сохранение и увеличение их жизненных сил от
начала и до конца урока, а также позволяет
использовать полученные умения самостоятельно
во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Далее определили принципы
здоровьеразвивающего урока,
направленные на
укрепление физиологической и психологической
стрессоустойчивости. Это:

  • принцип двигательной активности;
  • принцип оздоровительного режима;
  • принцип формирования правильной осанки и
    навыков рационального дыхания;
  • принцип реализации эффективного закаливания;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип опоры на индивидуальные особенности и
    способности ребёнка (учёт ведущей модальности,
    темперамента, билатеральности);

Для реализации данных принципов нами были
выбраны и систематизированы педагогические
методы и приёмы обучения способам саморазвития с
грессоустойчивости. Это:

1. Комфортное начало и окончание урока, что
обеспечивает положительный эмоциональный
настрой учащихся. Этот метод помог детям освоить
следующие способы самооздоровления: а)
использование положительных установок на успех
в деятельности “У меня всё получится! Я
справлюсь! Мне всё по силам!” б) умение настроить
себя на положительную волну “Улыбнись самому
себе” в) рисование на полях тетради различных
рисунков или символов, которые символизируют
предстоящий день и т.д.

2. Проведение на уроке разнообразных
валеологических пауз,

кинезиологических
упражнений, самомассажа, дыхательной гимнастики,
направленных на поддержание у учащихся высокого
уровня работоспособности и повышения
стрессоустойчивости, а значит сохранение,
укрепления и развития своего здоровья.

Ребята освоили и самостоятельно используют эти
способы снятия напряжения и усталость.

3. Учёт ведущей модальности, темперамента,
билатеральности;

4. Объяснение нового материала с опорой на
субъективный опыт учащихся,

как это
предлагается в технологии
личностно-ориентированного обучения. В
результате использования этого метода дети
научились обращаться к своему личному опыту,
предъявлять свою собственную позицию, искать и
находить свои оригинальные способы
деятельности.

5. Упорядочение системы домашних заданий, их
дозировка, выбор, творческий характер;

6. Опрос только тех учащихся, которые желают
отвечать.

Отметку ставить ученику только
тогда, когда он хочет и действительно знает.
Упорядочение системы домашних заданий, их
дозирование, выбор, творческий характер.

Эти методы помогли ребёнку понять и осознать,
что у него, как у любого человека, всегда есть
право выбора.

7. Идти от реальных индивидуальных
способностей ребёнка;

8. Каждый здоровьесберегающий урок должен
обязательно включать работу с телом, с душой и
разумом детей и учителя;

9. Включение в уроки русского языка и
математики “анотомических” диктантов, либо
заданий, связанных с изучением своего
собственного здоровья.

(Приложение 2)

10. Личный пример учителя.

Благодаря
позитивному примеру учителя дети овладели
способами делового и личностного общения,
сотрудничества, принятие иной точки зрения,
умением слышать и слушать, умением понять и
принять другого человека, овладели способами
формирования правильной осанки и т.д.(Приложение
3)

11. Организация саморефлексии.

Каждый день
начинался и заканчивался фиксацией в
специальном дневнике здоровья (Дневнике
настроения) состояния детей и изменений,
произошедших в самочувствии в процессе дня,
урока, упражнения, помогающие укреплению
стрессоустойчивости. Умело проведённая
рефлексия даёт возможность понять: насколько
дети осознают, что и как они делали на уроке, что
им помогало, и что смогут использовать в своей
жизни за пределами класса и школы. Результаты
самопознания и саморазвития дети записывали в
индивидуальных дневниках: “Перед контрольной
почти не волновался, потому что глубоко дышал и
делал перекрёстные движения” (Егор. К.), “Сегодня
у меня хорошее настроение, потому, что будет
открытый урок. Будет интересно!” (Слава X.),
“Устала на уроке, но мне помог мой волшебный
карандаш” (Настя К.).

Результаты последующей диагностики позволили
сделать вывод, что обучение детей способам
саморазвития стрессоустойчивости положительно
влияют на: — улучшение осанки учащихся.
В
2005–2006г. нарушение осанки наблюдалось у 65,2%
учащихся, в ноябре 2006г. – у 39,1% учащихся
(улучшение на 26,1%);

– улучшение показателей физиологической и
психологической стрессоустойчивости.

В
октябре 2005 г. психологическая
стрессоустойчивость была у 28,5% учащихся,
физиологическая стрессоустойчивость – у 31,5%, а в
мае 2006 г. показатели улучшены на 30%
(психологическая стрессоустойчивость у 59,5% ,
физиологическая стрессоустойчивость у 61,5%
учащихся).

– повышение качества обученности учащихся.

В
мае 2004 г. этот показатель составлял 60%, в марте 2006
г. – 65%;

– на успешное освоение выпускниками
начальной школы субъектной позиции по отношению
к собственному здоровью.

Это
продемонстрировали учащиеся четвёртого класса
при проектировании модели выпускника
“Начальная школа – Детский сад № 1”. Большинство
детей выделяют одно из главных особенностей
наших выпускников – это умение поддерживать,
укреплять и развивать своё здоровье.

“Выпускник нашей школы умеет правильно
распределять свои силы, использует в своей жизни
различные виды самомассажа” (Таня Н.), “Выпускник
НШДС умеет беречь своё здоровье, умеет
закаливаться, правильно дышать и верить в свои
силы”
(Артур Б.).

Я уверена, что мои выпускники овладели
основными способами защиты от стресса, умеют
сохранять, укреплять и развивать своё здоровье.
Знание различных методов и приёмов поможет им
легко и быстро пройти период адаптации в 5-и
классе.

Литература

  1. Педагогика здоровья / под ред. Касаткина В.Н., М.:
    Липка – Пресс, 2000.
  2. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.:
    “Союз”, 1998.
  3. Шелдон Левис, Шейла Левис. Ребёнок и стресс. – М.,
    1997.

Приложение 1

Урок русского языка во 2 классе по теме:
“Развитие умения устанавливать действующее
лицо или предмет в предложении”.

Цели урока:

  1. Учить умению устанавливать действующее лицо
    или предмет в предложении; учить методам и
    приёмам, помогающим сохранить и укрепить
    здоровье учащихся.
  2. Развивать познавательный интерес,
    самостоятельность, позитивное отношение к
    сохранению своего здоровья.
  3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, бережное
    отношение к своему здоровью.

Оборудование:



1. Учебник “Русский язык”, 2-й
класс (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина);
2. упаковки с различными лекарствами; 3. рисунки
следов домовёнка; 4. массажные коврики;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Создание проблемной ситуации.

– Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный
урок русского языка. Сегодня мы будем укреплять
не только наши знания по русскому языку, но и наше
здоровье. Для этого я приготовила целую гору
различных лекарств, которые непременно помогут
нам сохранить и укрепить своё здоровье. Согласны?
(Мнения детей расходятся: и да, и нет) Почему?

– Тогда как же, не используя медицинских
средств, укреплять и развивать наше здоровье во
время урока? И возможно ли это? Как? (Дети дают
различные рекомендации: правильная осанка,
хорошее освещение и т.д.)

3. Постановка учебной задачи.

– Может быть, попробуем, используя все ваши
рецепты, провести такой урок? Итак… (Учитель
открывает доску, на которой записаны задания. По
всей доске расклеены чьи-то маленькие следы.)

4. Работа над темой урока.

– Ой, это что? Чьи это следы? Откуда они
взялись? Кто же это мог быть? Может быть, он где-то
здесь ?Посмотрите вокруг!

(Дети поворачиваются в разные стороны.)

– Может быть, выполнив первое задание, мы
увидим того, кто оставил эти следы?

Задание 1. Словарная работа.

На доске записаны слова:

  • хорошо
  • ворона
  • дорога
  • воробей
  • корова
  • порошок
  • коромысло

- оро -

– Прочитайте эти слова глазами. Что у них
общего? Запишите эти слова столбиком,
постарайтесь запомнить их. Эти слова нам сегодня
ещё пригодятся.

– Составьте и запишите предложение с любым
из этих слов. Одно условие: предложение должно
быть вопросительным. Прочитайте и покажите!

(Дети читают, сопровождая фразы движениями.)

– Теперь мы, конечно, увидим, кто здесь
наследил! Ну что, никто не появился? Давайте
попробуем выполнить ещё одно задание – может
быть, это нам поможет?

Задание 2.

– Допишите предложения, используя словарные
слова, написание которых вы уже знаете. (Как?)
снуют (кто?).

Они (как?) чирикают. Скоро у них появятся (кто?)

– Запишите первое и второе предложения. В
словарных словах обозначьте “опасные места”
зелёным цветом.

– О ком говорится в записанных предложениях?
(Ответы детей.)

– Очень важно уметь находить в предложениях
главное слово. Обозначим главное слово
крестиком.

Физминутка. Игру “Мы охотимся на льва”

проводят
сами ребята.

Задание 3.

– Я знаю, где спрятался тот, кто оставил эти
следы! Он затаился в учебнике на стр. 61. (Заранее
прячу в учебники следы из бумаги.)

– Может быть, в упражнении 96 о нём что-нибудь
сказано? (Упражнение выполняется с
комментированием.)

Вывод

Так как же узнать, о ком или о чём говорится в
предложении? (Надо установить, кто или что
совершает действие.)

– Я, кажется, уже начинаю волноваться. Кто же
это наследил? Кто тайно присутствует в нашем
классе? Вы не подскажете, как снять волнение?

(Дети дают советы: глубоко подышать, выполнить
перекрёстные движения и т.д. Далее вместе
выполняем кинезеологические упражнения.)

Игра “Зеркало”

(играем в парах)

Задание 4.

– Теперь я начинаю догадываться, чего хочет
этот неизвестный! А хочет он, чтобы вы выполнили
самостоятельно задание, соблюдая все рецепты
здоровьесберегающего урока.

– Запишите предложения. Вместо точек
вставьте подходящие по смыслу слова, стрелками
покажите связи между словами в предложении.

Воробьи (что делают?) на крыше.

Скворцы (что делают?) в скворечнике.

Взаимопроверка.

– Слышите? Кажется мы нашли его! Да это же….
(показываю картинку). Это же домовой Афанасий
Фёдорович!

5. Итог урока.

– Что мы можем рассказать Афанасию о нашем
уроке? Нужны ли нам таблетки, капли и другие
лекарства для того, чтобы сохранять и укреплять
на уроке своё здоровье?

6. Домашнее задание.

Приложение 2

Предлагаю один из методических приёмов
формирования позитивного отношения к своему
здоровью у учащихся начальных классов -
интегрированные задания о здоровье на уроках
математики и русского языка. Надеюсь, этот
материал будет вам полезен.

Русский язык

Задание 1. Списывание текста о здоровье. (1–2
класс)

“Чистота – залог здоровья. Здоровье дарит
разум! Кто долго жует, тот долго живет. С курами
ложись, с петухами вставай”

Русские народные пословицы — это вообще
кладовая мудрости народа. Дети их очень любят,
“впитывают” их, стараются им следовать.

Задание 2. Диктант для 3–4 класс

Один американский учёный подсчитал, что тело
мужчины весом в шестьдесят килограммов состоит
из воды, которой хватит на то, чтобы выстирать две
рубашки, железа – для изготовления одного
гвоздя, волос – для одного парика, фосфора – для
шестисот спичек и яда, чтобы убить блоху. Вот это
да!

Задание 3. “Анатомический диктант” (3–4 класс)

(Непосредственно ведет к самопознанию)

“Кости пальцев называют фалангами. В большом
пальце две фаланги, а в остальных – по три. Все
кости вместе образуют скелет. Кости дают опору
органам и защищают их. Кости бывают очень большие
и совсем маленькие. Даже в горле есть кость. Она
называется подъязычная”

Предлагаю детям ощупать свои кости. Они легко
находят фаланги, а самые любознательные из них
обнаруживают кости и внутри ладони.

– Здесь тоже фаланги?

Каждый человек имеет своё имя. Так и каждая
кость скелета имеет своё название. Кости ладони в
медицине называют пястными.

Задание 4. Разбор слова по составу. (3–4 класс)

  • Пясть – пястные (кости) – запястье;
  • Перст – персты – перстень – перстенёк;
  • Ладонь – ладья – ладушки – оладьи, ладошки –
    ладошки;
  • Пальцы – пяльцы – пялить глаза;
  • Ухо – подушка – заушница – заушная область.

Изучая русский язык, ребята познают смысловые
значения и происхождение слов, обозначающих
части тела. Пясть – это пять лучеобразно
расположенных косточек, формирующих основу
ладони. Кости пясти называются пястными.
Запястье – часть кисти, соединяющая её с
предплечьем. Первый ряд слов соединяет – пяст.

Перст – старинное название пальца руки.
“Перст” – корень слов второго ряда.

Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом
положении образует углубление, напоминающее
ладью, откуда и получила своё название.

Разбирая слова с корнем ух (уш), называем слово
“заушница”. Так называется воспаление
околоушной железы, другое название болезни –
свинка. Заболевание заразное, передаётся через
воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через
воздух плохо проветренной комнаты можно
заразиться не только свинкой, но и корью,
дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто
не заболеет, если на каждой перемене
проветривать класс, а также укреплять своё
здоровье.

Математика.

Задание 1. Для учащихся 2–4 классов.

Хочешь узнать сколько воды в твоём организме
или в организме твоей мамы? Раздели свой вес (или
вес родителя) на 3 и умножь результат на 2. Вот это
да!

Задание 2.

Человек “сделан” из клеток Их в
человеке сто триллионов! Узнай сколько нолей в
записи этой цифры. Запиши. Вот это да!

Задание 3. Задачи по “анатомии” (2–4 класс)

1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у
взрослого человека – 260 костей.

На сколько костей в скелете взрослого человека
меньше, чем у новорожденного?

Куда деваются эти кости? (Проблемный вопрос;
ответ: срастаются.) Сколько костей срастаются? (90.)

2. Позвоночник состоит из 33 позвонков, из них 7
шейных, грудных на 5 больше, поясничных и
крестцовых – поровну, копчиковых – в 3 раза
меньше, чем грудных. Сколько у человека грудных
позвонков? Сколько копчиковых? Сколько
поясничных? Сколько крестцовых? (Можно включить в
работу беседу по правильной осанке.)

3. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75%
витаминов. Картофель, очищенный и сваренный
целыми клубнями – 60%, а порезанный кусками – 35%.
Во сколько раз больше витаминов сохраняется в
картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с
картофелем, порезанным и сваренном кусками? (В 2
раза.)

Картофель “в мундире” и запечённый в кожуре
наиболее полезен. В нём много витамина С и калия.
Они укрепляют сердце, делают человека
энергичным, защищённым от инфекций.




Следующий: