Роль учебных заведений в развитии творческого мышления младших школьников на уроках русского языка

Наше время – это время перемен. Сейчас в России
нужны люди, способные принимать нестандартные
решения, умеющие творчески мыслить.

В работе над развитием творческого мышления
очень важна роль взрослого. Дети сами не в
состоянии полностью организовать свою
деятельность, оценить полученные результаты.
Поэтому взрослый должен разъяснить смысл
каждого задания, стимулировать нестандартные и
интересные решения, помочь ребёнку оценить
уровень предложенных решений. Также необходимо,
чтобы учитель доброжелателен и терпелив к
ответам детей.

Что же такое творческое мышление? Большинство
авторов великих изобретений прошлых веков
выделяли две стадии творческого процесса: первая
стадия – длительные размышления над изучаемыми
фактами и явлениями, вторая стадия – короткое
озарение и интуитивно принятые решения.

Например, изобретатель Томас Эдисон так
определил процесс творчества: «Изобретение –
это 99% пота и 1% вдохновения…».

Во второй половине нашего века определение
творческого мышления изменилось. В это время
были выявлены психологические составляющие
творческой деятельности: гибкость ума,
систематичность и последовательность мышления,
диалектичность, готовность к риску и
ответственности за принятое решение. Но эти
составляющие являются свойствами взрослого
мышления. У детей же способности к творчеству
складываются постепенно, проходя несколько
стадий развития. Эти стадии протекают
последовательно. Прежде, чем быть готовым к
следующей стадии, ребёнок обязательно должен
овладеть качествами, формирующимися на
предшествующих стадиях.

Исследования детского творчества позволяют
выделить как минимум три стадии развития
творческого мышления: наглядно-действенное,
причинное, эвристическое.

Наглядно-действенное мышление

Мышление рождается из действия. В процессе
манипулирования с предметами ребёнок решает
различные мыслительные задачи. К примеру, играя
со сборно-разборными игрушками типа головоломок,
пирамидок, матрёшек, ребёнок практически путём
проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки,
учится соотносить величину и форму различных
деталей.

К пяти-шести годам дети обучаются совершать
действия в уме. В качестве объектов
манипулирования выступают не реальные предметы,
а их образы представления. Очень важными для
развития этого мышления являются задания на
исследования образа – представления. К пяти
годам дети обучаются расчленять представление
на отдельные части, анализировать контуры
предметов, сопоставлять похожие предметы между
собой и находить сходство и различие.

Выделение отдельных компонентов образа
позволяет ребёнку соединять детали разных
образов, придумывая новые, фантастические
объекты или явления. Так ребёнок может
представить животное, которого не существует в
мире. Это называется фантазией.

Причинное мышление

Известно, что предметы и явления находятся в
различных связях и отношениях:
причинно-следственных, временных, условных,
функциональных, пространственных и т. д.

Наглядно-действенное мышление ребёнка
позволяет ему понимать пространственные и
временные отношения. Сложнее осмыслить
причинно-следственные связи.

Исследовательская активность детей на этапе
причинного мышления характеризуется двумя
качествами: ростом самостоятельности
мыслительной деятельности и ростом критичности
мышления. Благодаря самостоятельности ребёнок
учится управлять своим мышлением: ставить
исследовательские цели, выдвигать гипотезы
прчинно-следственных зависимостей. Эти
способности являются основными предпосылками
творчества на этапе причинного мышления.

Чтобы стимулировать творческую активность и
устранить отрицательное воздействие
критичности, используются различные методы и
приёмы:

  • Приём образного сравнения (аналогии).
    Используется при составлении загадок, поговорок,
    пословиц.
  • Метод «мозгового» штурма. Это метод
    коллективного решения проблемы.
  • Метод комбинированного анализа. В его основе
    лежит матрица двух рядов фактов: признаков
    объектов или самих объектов.

Эвристическое мышление

Это мышление, которое, опираясь на критерии
избирательного поиска, позволяет решать сложные,
неопределённые, проблемные ситуации. Оно
формируется к 11-14 годам.
В период между 9-11 годами исследовательская
активность детей очень высокая. Дети задают
множество разнообразных поисковых вопросов. В
этот период очень важно правильно руководить их
действиями, учит их находить наиболее
оптимальные решения.

Приведу 12 стратегий обучения творческости,
которые необходимо применять в учебном процессе:

  1. Быть примером для подражания.
  2. Поощрять сомнения, возникающие по отношению к
    общепринятым предположениям и допущениям.
  3. Разрешать делать ошибки.
  4. Поощрять разумный риск.
  5. Включать в программу обучения разделы, которые
    бы позволяли учащимся демонстрировать их
    творческие способности, проводить проверку
    усвоенного материала таким образом, чтобы у
    учащихся была возможность применить и
    продемонстрировать их творческий потенциал.
  6. Поощрять умение находить решение,
    формулировать и переопределять проблему.
  7. Поощрять и вознаграждать творческие идеи и
    результаты творческой деятельности.
  8. Предоставлять время для творческого мышления.
  9. Поощрять терпимость к неопределённости и
    непонятности.
  10. Подготавливать к препятствиям, встречающимся
    на пути творческой личности.
  11. Стимулировать дальнейшее развитие.
  12. Найти соответствие между творческой личностью
    и средой.

Для развития творческого мышления нами был
разработан ряд упражнений, которые мы внедряли в
уроки русского языка. Благодаря этим упражнениям
уровень творческого мышления наших учеников
повысился с 36 % до 83% в одном классе и с 41% до 85% в
другом. Приведём примеры некоторых упражнений.

Примечание: объём и сложность заданий
увеличивали постепенно.

Упражнение «Триады»

Разбить предложенные слова в группы по
три слова в каждой, причём каждую группу «триаду»
должно объединять что-то общее.

Примерные слова: красный, песня, платина,
радио, пруд, луна, молодость, белый, спица, нож,
грузило, вода, слива, крючок, утка, ноты, лимон,
газеты, леска, колесо, спутник, яблоко, зелёный,
лёд, озеро, апельсин, вилка, солнце, красота, гусь,
телевидение, серебро, мандарин, гитара, ложка,
здоровье, пар, золото, велосипед, море, курица,
груша.
Например: «пруд», «озеро», «море» – это водоёмы.



Анаграммы

Отгадать анаграммы словарных слов, записать
их в тетрадь.

Примерные слова:

  • Ровост (остров), порто (топор), токарфель
    (картофель), версе (север),тазега (газета),
    тебибкаоли (библиотека), газинма (магазин),
    карелта (тарелка),тикварра (квартира).
  • Ваодз (завод), сёов (овёс), седабе (беседа), кетаап
    (аптека), чкаводе (девочка), ниасо (осина), ксеоп
    (песок), лиман (малина),лоябок (яблоко).
  • Ромвьок (морковь), тепух (петух), тельичу
    (учитель), керата (ракета), родого (огород), тамокна
    (комната), темор (метро), пагос (сапог), дапого
    (погода).

Волшебное слово

Найди слово, которое образует новые слова со
всеми написанными окончаниями «пятёрки»

…кнуться
…овая
…ица
…етие
…яр
…то
…овщик
…овой
…тник
…тенько
…кон
…анс
…алайка
…ет
…лада
…мен
…тер
…хан
…ышня
…абан
…бинат
…ар
…анда
…иссар
…байн

Слова для справок: час, бар, стол, ком,бал.

Придумай загадку по аналогии.

Например: Круглый, как мяч, с виду зелёный, на
вкус сладкий. (арбуз).

Используя данную загадку, составь свою.

Упражнение «Редакторы».

Подбери по два прилагательных к каждому из
следующих существительных:

  • Рояль, картофель, кофе, тополь, профиль.
  • Собака, моль, ножницы, дикция, путь.
  • Дизайн, квота, басня, кольцо, комар.
  • Проза, урок, лисица, темп, культура.
  • Воля, арбитр, заяц, художник, мебель.
  • Малина, каньон, звон, кашпо, терраса.
  • Преграда, свитер, сахар, секретер, чаща.

Упражнение

Замени словосочетания, одним словом:

Храбрый человек – …
Добрый человек – …
Богатый человек – …
Грубый человек – …
Мудрый человек – . . .
Ленивый человек – …
Умный человек – …
Болтливый человек – …
Сильный человек – …
Весёлый человек – …

Упражнение

Раздели слова на две группы.

  • Садовник, садиться, посадка, засада, сад, садик,
    садовод, рассада.
  • Водитель, вода, громоотвод, водокачка, наводчик,
    завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз,
    водопой, довод, водоросли, водомер.

Подбери к словам в левом столбике
фразеологизмы из правого столбика

  1. Исчезнуть
  2. Постепенно
  3. Обдумать
  4. Неторопливо
  5. Наказать
  6. Сплетничать
  7. Необыкновенно
  8. Небрежно
  9. Стремительно
  10. Неразлучны
А) сломя голову
Б) водой не разольёшь
В) спустя рукава
Г) чудеса в решете
Д) как сквозь землю провалиться
Е) пораскинуть умом
Ж) как сонная муха
З) чесать языком
И) шаг за шагом
К) показать, где раки зимуют

Ответы: 1Д, 2И, 3Е, 4Ж, 5К, 6З, 7Г, 8В, 9А, 10Б.

Замени выделенные фразеологизмы, одним
словом
.

Все бежали как на пожар.
До города рукой подать.
Директор вышел из себя.
Все слушали его, раскрыв рот.
Для папы починить телевизор – раз плюнуть.
На поле мы работали не покладая рук.
Вова, увидев двойку в дневнике, надул губы.
На уроке мы долго ломали голову над
трудной задачей.
Оля на всех уроках, как осиновый лист дрожит.

«Третий лишний»

Найти лишнее слово. Доказать почему оно
лишнее.

  • Птицы, лисица, огурец.

(Например: Лишнее слово огурец, потому что оно
неодушевлённое, а птицы и лисица – одушевлённые.
Лишнее слово птицы, так как оно множественного
числа, а лисица и огурец – единственного числа.
Лишнее слово птицы, так как оно состоит из двух
слогов, а остальные из трёх слогов.

  • Собака, помидор, солнце.
  • Корова, ботинки, трава.
  • Курица, пшеница, подушки.
  • Гусь, лягушки, тина.
  • Вода, ветер, стекло.
  • Стрекоза, вертолёт, уж.
  • Школа, музей, линейка.
  • Молоко, снеговик, заяц.
  • Зелёный, звезда, барабан.

Записать 10 слов на заданную тему цепочкой.
Каждое следующее слово должно начинаться на
последнюю букву предыдущего.

Темы:

  • Словарные слова
  • Собственные существительные
  • Одушевлённые существительные
  • Существительные мужского рода
  • Мебель
  • Животные
  • Посуда
  • Слова состоящие из двух (трёх) слогов

Подбери к данным словам как можно больше
синонимов.

Душистый –…
Холодный – …
Липкий – …
Влажный – …
Симпатичный – …
Дряхлый – …
Быстрый – …
Старательный – …
Мудрый – …

Преврати одно слово в другое, каждый раз
заменяя только одну букву.

Например: РОЗА – РОГА – НОГА – НЕГА – НЕГР
СОЛЬ – толь – толк – волк
МЁД – лёд – лад – лак – бак – бар – жар

Учимся выражать мысли другими словами.

Учащиеся объединяются в группы. Им даётся
фраза, в которой они должны поменять
некоторые слова на другие, близкие по значению.
Например: В парке бегает собака. (можно
поменять на предложение) В общественном месте
отдыха гуляет пёс.
Возможные фразы:

  • Нынешняя зима будет холодной.
  • Я прочитал интересную книгу.
  • Теплоход ушёл далеко в море.
  • На улице идёт холодный дождь.
  • Дети гуляли во дворе.

Дана группа из трёх абсолютно разных
слов. Учащимся предлагается составить одно
предложение из всех трёх слов.

Например: Медведь, озеро, карандаш. Дети
составили предложение. Мальчик взял карандаш
и нарисовал медведя, который купался в озере.
Возможные группы слов:

  • Мяч, ракета, книга.
  • Улица, очки, сумка.
  • Велосипед, цветок, небо.
  • Стол, фартук, ботинки.
  • Учебник, молоко, лисица.

Составить рифмовку по рифмующимся
словам.

Например: На рифму мальчики – зайчики. Ребята
придумали рифмовку:

В нашем классе мальчики
Бегают, как зайчики.
Примерные рифмы:
Телефон – магнитофон
Галка – палка
Помидор – коридор
Гуляли – болтали
Цветок – горшок
Вазочка – бабочка
Папа – лапа

Используя данные упражнения на уроках русского
языка, нам удалось развивать творческие
способности своих учащихся.




Следующий: