Роль учебной игры в обучении детей младшего и среднего возраста в XXI в


Не секрет, что 80% процентов своего времени дети
младшего и, нередко, среднего возраста тратят на
игру. Применительно к этой категории маленьких
личностей, так же как к категории актеров можно
применить хорошо известное в актерской среде
изречение “Жизнь-это игра”.



Для детей игра — это форма жизни, стиль
существования, органичная и естественная среда.
Эту природную способность детей “играть
всерьез”, вживаться в определенную ситуацию и
добиваться цели, поставленной условиями игры, -
можно и нужно использовать в образовательном
процессе для создания учебных игровых ситуаций.

Игра для детей младшего и начального
среднего возраста является, по нашему мнению, не
вспомогательным, а основным средством обучения
иноязычной речи, активизации пройденного
материала, закрепления сформированных навыков и
умений, а также для мотивации к изучению
иностранного языка.

В последнее время игра в результате
модернизации обучения как средство обучения
уступает свои позиции новым более
востребованным технологиям, как-то компьютерные
программы, мультимедийные средства обучения и
новые цифровые технологии, дистанционные формы
обучения. Конечно, никто не умаляет достоинств
всех выше перечисленных средств обучения.

Однако в свете последних глобальных изменений
в мировом образовательном пространстве
проскальзывает отношение к игре как к
устаревшему средству обучения, — не модному и,
даже, не отвечающему современным требованиям
методу обучения.

Вероятно, есть и другие причины
“непопулярности” данного средства: кто-то из
учителей, возможно, “подустал” и в силу своего
возраста или эмоционального выгорания не
располагает ни временем, ни энергией, которые
необходимо выделить на учебную игру. Именно
поэтому сегодня хочется привлечь внимание
учителей к игре как к необходимому средству
обучения, особенно младших школьников.

Ничто не является для детей более естественным,
чем игра, а значит надо использовать все
предоставляемые этим средством обучения
возможности и в образовательной среде. Быть
может, уделяя больше внимания на уроках игре как
средству обучения, мы, уважаемые учителя,
позволим детям задержаться в детстве чуть-чуть
подольше, которое заканчивается у них слишком
быстро в современных условиях жизни.

Кроме того, не следует забывать, что игра дает
прекрасные возможности для укрепления
психического и физического здоровья людей,
чего
не скажешь однозначно об обучении посредством
компьютерных программ, которым сейчас отдают
предпочтение.

В чем же преимущества учебной игры? Каковы ее
разновидности и теоретическое обоснование
применения данного средства обучения при
планировании уроков?



Система учебных игр основывается на системе
творческих заданий и относится к такой науке как эвристика.
Эвристика-понятие многозначное, представляет
собой восклицание радости при каком-либо
открытии или появлении новой ослепляющей мысли.
Эвристика предполагает и специальные методы
решения задач, которые обычно
противопоставляются формальным методам решения.

Эвристика – наука о том, как делать открытия и
находить неординарные решения, включившись в
игру.

Учебная игра -



это игра, используемая в
учебном процессе в качестве задания, содержащего
учебную задачу (проблему, проблемную ситуацию),
решение которой обеспечивает достижение
определенной учебной цели.

Система игр — это совокупность игр,
различающихся между собой по содержанию,
сложности, формам и методам воздействия на
учащихся с целью формирования у них определенных
навыков и умений. Учебная игра - это средство
обучения, смысл которого научить действовать.
Используя игру, учитель формирует и развивает у
учащихся навыки и умения находить необходимую
информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на
ее основе план решения, как в стереотипных, так и
в нестереотипных ситуациях. Игра помогает
обеспечить взаимное общение всех участников и
мотивирует речевую деятельность. Превосходство
данного средства в том
, что игра обеспечивает
не только индивидуальную, но и парную, групповую
и коллективную формы работы на занятии, но и дает
возможность решить основную задачу – обучению
общению.

Способность игры проиллюстрировать действия
определенного правила — языкового явления,-
возможность сразу же опробовать его на практике,
и в случае неуспеха повторить вновь и вновь до
полного овладения — оправдывают время и энергию,
затрачиваемую на данный вид работы.

Главная цель фонетических игр

– постановка и
коррекция произношения, тренировка в
произношении английских звуков в словах и
фразах, отработка интонации.

Они проводятся на начальном этапе работы и
реализуются на уровне звуков, слов, предложений,
рифмовок, скороговорок, пословиц, поговорок,
стихов и песен; могут использоваться в качестве
фонетической зарядки.

Лексические игры

призваны помочь в
приобретении и расширении словарного запаса,
проиллюстрировать и отработать употребление
слов в ситуациях общения, а также активизировать
речемыслительную деятельность, развить речевую
реакцию учащихся.

Грамматические игры

— обеспечивают умение
учащихся на практике применять знания по
грамматике английского языка, активизировать их
мыслительную деятельность, направленную на
употребление грамматических конструкций и
моделей в естественных ситуациях общения.

Стилистические игры

- различие официального
и неофициального стиля общения.

Речевые игры

— учат пользоваться языковыми
средствами в процессе совершения речевого акта
(монологического, диалогического, устного и
письменного) и отталкиваются от конкретной
ситуации.

Презентация




Следующий: