Роль учебного кабинета географии в изучении родного края

Наиболее благоприятные предпосылки для
комплексного использования средств обучения
создаёт учебный кабинет. Учебный кабинет
позволяет сконцентрировать в одном месте
изданные средства обучения, аппаратуру и
приспособления для демонстрации всех видов
пособий, предусмотреть рациональное размещение
и хранение их. Таким образом, учебный кабинет
облегчает систематическое применение средств
обучения, своевременное включение их в урок,
широкое использование разнообразных форм
самостоятельной работы и, следовательно,
успешное формирование умений и навыков.

Учебный кабинет предназначен, прежде всего, для
уроков. Вместе с тем он позволяет проводить
разнообразную, интересную внеклассную работу
(кружковую, факультативную).

Я, как и все учителя общеобразовательных
учреждений, в своей школе уделяю большое
внимание оформлению и оснащению учебного
кабинета.

Учебный кабинет географии может оказать
большую помощь в изучении родного края.

Цель моей работы — реализация основных
принципов краеведческого образования с помощью
различных средств оснащения учебного кабинета
географии.

Задачи, которые я поставила перед собой:

  • изучить требования к учебному кабинету;
  • систематизировать накопленный материал по
    краеведению;
  • с помощью различных средств оснащения учебного
    кабинета географии:
  • развивать познавательный интерес учащихся к
    родному краю;
  • формировать представления о природе, населении
    и хозяйстве своей республики;
  • воспитывать бережное отношение к природе
    родного края.
  • использовать краеведческий материал в
    преподавании географии.
  • Гипотеза. Если учебный кабинет географии будет
    отражать специфику своей республики, это будет
    способствовать формированию у школьников
    чувства любви к своей родине, повышению интереса
    к событиям, происходящим в республике, желанию
    служить процветанию родного края.

    Содержание образовательной программы нашей
    школы включает в себя изучение природы,
    населения, хозяйства, истории и культуры
    республики Саха (Якутии), города Якутска и
    определяется комплексом учебных программ:


    Класс Предмет Кол-во часов Учебник
    5 Город Якутск 1 Л.С.Пахомова Мой город Якутск
    8-9 География Якутии включение краеведческого
    материала в отдельные темы
    10 География Якутии 1 И.И. Жирков и др. География Якутии

    Работая над оснащением кабинета географии,
    мною был собран и систематизирован
    разнообразный материал для краеведческой работы
    с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной
    деятельности (приложение 1).

    Оформление кабинета. В кабинете географии на
    стенах расположены фотографии уникальных
    памятников природы и растений Якутии, сделанные
    учащимися: «Ленские столбы», «Горный ледник»,
    «Даймонд-парк», «Хребет Черского», «Река
    Индигирка», «Ю-гора», «Горы Кисиллях», «Луга
    на острове Рассолода», «Горные подснежники»,
    «Красная смородина». Картины, размещенные на
    стендах, утверждают стремление людей к красоте,
    дают детям представление о красоте природы
    родного края.Стенды, посвященные городу Якутску
    и государственным символам республики Саха
    (Якутия), воспитывают чувство гордости за свой
    город, способствуют патриотическому воспитанию
    школьников, а также формирует знания о
    государственных символах, истории их создания.

    Библиотечный фонд кабинета включает учебники 9
    класса «География Якутии», учебное пособие
    «Мой город Якутск», атласы Республики Саха
    (Якутия), рабочие тетради «География Якутии»;
    книги о природе Якутии; методические пособия для
    учителя по географии Якутии; брошюры для
    подготовки учащихся к городским и
    республиканским олимпиадам; книги
    ученых-географов Якутии — И.И. Жиркова, С.Е.
    Мостахова, Г.Н. Максимова,
    информационно-познавательные журналы «Якутия»
    и др.

    Фонд учебного оборудования в кабинете
    пополняется не только пособиями, которые
    издаются, но и теми, которые изготавливаются
    самостоятельно. Это раздаточный материал:
    ребусы, кроссворды, систематические карточки и т.
    д. Дидактические материалы типовых заданий,
    тестов, контрольных работ и других материалов
    для диагностики качества обучения и
    образовательного процесса дополняют
    методическую копилку кабинета (см. приложение 1).



    Физическая и экономическая карты Республики
    Саха (Якутия).

    Геологический музей, собранный с помощью
    учащихся и их родителей, содержащий образцы
    горных пород и минералов, найденных на
    территории Якутии. В музее насчитывается более 100
    различных горных пород и минералов.

    С помощью экспонатов геологического музея,
    учащимися готовятся доклады и рефераты для
    участия в конференциях, геологической олимпиаде.

    Творческие работы учащихся по географии
    Якутии. В связи с современными подходами в
    образовании на уроках и во внеурочной
    деятельности по краеведению я использую
    дополнительный материал и презентации,
    составленные учащимися и учителем в среде Power Point,
    которые расширяют знания учащихся о родном крае.

    Кабинет оснащен интерактивной доской и
    проектором, телевизором и DVD-проигрывателем.
    Электронная база представлена презентациями по
    природе, городам, хозяйству Якутии, диском
    «Республика Саха (Якутия)», разработками уроков.

    На компьютере установлена программа Lanch Google Earth
    Pro, позволяющая создавать видеоролики с
    пространственным изображением территории
    Якутии. Учащиеся с моей помощью начали осваивать
    программу Launch Google Earth (Планета Земля). Данная
    программа позволяет создавать пространственный
    образ изучаемой территории, повышает
    познавательный интерес учащихся к родному краю,
    способствует формированию информационной
    компетенции у учащихся.

    Результатом работы с данной программой
    являются виртуальные экскурсии, записанные
    самими учениками «Путешествие к школе из
    космоса», «Путешествие в п. Тикси», «Города
    Якутии: взгляд из космоса» (см. DVD-диск).

    Школьная метеостанция, с помощью которой
    ведется наблюдение за погодой.

    Наличие такого оснащения в кабинете позволяет
    развивать у учащихся следующие компетенции:

    1. Познавательная компетенция:

    • иметь представления о географическом положении
      республики и города;
    • о рельефе и полезных ископаемых;
    • о климате;
    • о реках, озёрах Якутии;
    • о почвах, растительном и животном мире;
    • о населении;
    • о состоянии окружающей среды.

    2. Информационно-коммуникативная компетенция:

    • интерпретировать информацию окружающей
      природной среды в качестве средства обеспечения
      собственной безопасности;
    • умение получать необходимую информацию от
      других людей.

    3. Рефлексивная компетенция:

    • уметь вести наблюдения за погодой;
    • вести диалог;
    • делать измерения;
    • вести камеральную обработку материала
      исследований.

    4. Уметь обеспечивать безопасность
    жизнедеятельности в природных условиях,
    перестраивать стиль общения адекватно ситуации.

    В 2010 году кабинету географии было присвоено
    звание «Учебно-методический кабинет городского
    уровня 1 степени».

    Используя краеведческий ресурс кабинета,
    учащимися выполняются различные проекты
    (приложение 2, 3).

    В 2010-11 учебном году мною проведен опрос
    учащихся 6,9-х классов.

    Учащимся предложено ответить на вопрос:
    «Помогает ли оснащение учебного кабинета
    географии получить знания о Якутии, городе
    Якутске?»

    Результаты опроса представлены на диаграмме:

    Основная часть учащихся 6,9-х классов
    положительно оценивает краеведческие материалы,
    имеющиеся в кабинете географии. Учащиеся
    отметили, что в кабинете географии есть условия
    для проектной деятельности, исследовательской
    работы по изучению родного края.

    В концепции духовно-нравственного развития и
    воспитания личности гражданина России основным
    содержанием духовно-нравственного развития,
    воспитания и социализации являются базовые
    национальные ценности, хранимые в
    социально-исторических, культурных, семейных
    традициях многонационального народа России,
    передаваемые от поколения к поколению и
    обеспечивающие успешное развитие страны в
    современных условиях.

    Базовые национальные ценности производны от
    национальной жизни России во всей её
    исторической и культурной полноте, этническом
    многообразии. Они раскрывается в системе
    нравственных ценностей (представлений), например
    такие как патриотизм, гражданственность.

    Учить детей любить свою Родину, знать свой
    родной край — одна из основных задач стоящих
    перед школой. В этом может помочь учебный кабинет
    географии с его средствами оснащения.

    Приложение 1.

    Приложение 2.

    Приложение 3.




    Следующий: