Роль технологии проектного обучения в формировании и развитии информационной компетентности младшего школьника при обучении информатике


Сегодняшний школьник имеет доступ к большому числу источников информации,
среди которых школьные учебники занимают далеко не первое место. Как помочь
современному обучающемуся не стать заложником огромного объёма количества
информации, найти своё место в этом многоликом мире, сохранить своё
духовно-нравственное здоровье? Как помочь ему воспринять, обработать и
использовать огромные массивы информации? Используя современные образовательные
технологии педагог призван способствовать формированию информационной
компетентности обучающегося, которая станет основой информационной культуры
личности в целом. Информационная компетентность младшего школьника
предполагает умение самостоятельно искать, выбирать, анализировать,
предоставлять и передавать информацию, используя для этого различные средства:
книги, коммуникации, компьютер и т.д.

После изучения научно-методической литературы, опыта работы учителей
информатики гимназии №4 г. Курска и школ города, анализа исходного состояния
уровня сформированности информационной компетентности у обучающихся, мною было
определено направление дальнейшей педагогической, научно-методической
деятельности и пути решения такой проблемы, как формирование и развитие
информационной компетентности младших школьников.

Для успешного решения поставленной проблемы были определены задачи:

  • определение необходимого минимума информационно-культурных
    знаний, характеризующего развитие младшего школьника как информационной
    личности;
  • формирование базовых знаний, умений, навыков; положительной мотивации к
    учению;
  • создание условий для развития у учащихся самостоятельности мышления и
    способности к самообразованию и развитию;
  • выявление и развитие творческих способностей учащихся;
  • психологическая адаптация к учебному процессу.

Решить поставленные задачи возможно, используя следующие методы исследования:

  • эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, качественный и
    количественный анализ учебно-воспитательной и практической деятельности;
  • теоретические: анализ социальной, психологической, философской и
    педагогической литературы.

Как уже было определено выше, в современных условиях обучения младшим
школьникам приходится усваивать, перерабатывать и использовать в своей
деятельности огромные массивы информации. В управлении деятельностью своих
обучающихся я стараюсь поэтапно формировать посильные умения учащихся по поиску,
отбору и использованию информации:

  • на этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить,
    сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и
    оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.
  • на этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми
    доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение,
    получать искомую информацию в познавательном общении с взрослыми и
    сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая
    при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.
  • на этапе обработки информации – умение отделять главное от
    второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии
    с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования
    последней).
  • на этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование
    учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования
    информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Организация учебной деятельности в начальной школе проходит посредством
уроков-поисков, игрового моделирования, поисково-познавательных заданий,
практических и лабораторных занятий, особое внимание уделялось технологии
проектного обучения. Метод проектов выбран не случайно, так как
отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем
будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Использование метода проектов позволяет организовать учебный процесс таким
образом, что обучающийся оказывается вовлеченным в познавательный цикл, где
внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике, а
внутренний результат — опыт деятельности — станет личным достоянием, соединяющим
знания и умения, компетенции и ценности. Появляется возможность для проявления
индивидуальных творческих способностей обучающихся, создаются условия для
использования полученных знаний в нестандартных ситуациях при выходе за рамки
одного школьного предмета.

Обучающиеся начальной школы на уроках информатики и во внеурочной
деятельности разрабатывают практико-ориентированные, информационные, творческие
мини-проекты, которые рассчитаны на 1-2 урока. В отличие от проектов, требующих
больших временных рамок, мини-проект может иметь место при изучении свойств
объектов, определении взаимосвязей между объектами, установлении причинно -
следственных связей между событиями и явлениями, отработке навыков решения
различных задач и т.д.

Со второго класса мы изучаем текстовый редактор MS Word и перед нами встала
проблема подбора таких текстов, которые были бы интересны и познавательны, не
были бы “скучными” для обучающихся (простое, механическое перепечатывание
скучного и непонятного текста не даёт хороших результатов). Выход нашёлся легко:
ребятам было предложено набрать текст любимого стихотворения. Так возникла идея
создания проекта “У Лукоморья”, цель которого – изучить возможности создания
литературной страницы. Дети с удовольствием выполняют такую работу: набирают
текст стихотворения, форматируют его, проверяют правописание, оформляют картинки
и распечатывают. Как правило, результат превосходит ожидания – стихотворение
дети запоминают быстро. Проект оценивается по двум предметам – по информатике за
творческое применение знаний и умений по теме “Текстовый редактор MS Word” и по
чтению за хороший пересказ.

В третьих классах метод проектов мы используем при изучении тем “Встроенный
графический редактор в MS Word”, “Создание красочных заголовков средствами
WordArt”, “Копирование текста”, “Создание таблиц в MS Word”, “Создание
кроссвордов средствами MS Excel”. Используя встроенный графический редактор и
графический редактор Paint, дети создают тематические проекты “Открытка”:
поздравительные открытки к Новому году, к весенним праздникам и к окончанию
учебного года. Требования к этим проектам мы предъявляем следующие: тема
открытки (заголовок) или текст поздравления – объект WordArt, рамка, различные
виды автофигур, различные способы заливки объектов, по желанию учащегося –
рисунок из коллекции или из другого файла. Из этих работ организуются школьные
выставки компьютерного творчества. При выставлении оценки за проект “Открытка” и
отборе лучших работ на выставку мы учитываем следующие критерии: общий
композиционный стиль открытки, оформление графикой, интересный текст
поздравления, интересные идеи и фантазии учащегося.

В результате работы над проектом “Расписание уроков”, “Визитная карточка”
изучаются способы создания и форматирования таблиц в текстовом редакторе MS
Word. Изучая новый материал, учащиеся повторяют вставку объектов WordArt,
рисунков из коллекции или файлов, подготовку документов к печати, распечатывают
свои проекты, создавая коллекцию творческих работ.

Более продолжительной является работа над проектом “Составление и
разгадывание кроссвордов” (3-4 урока). Дети знакомятся с понятием ячейка,
граница ячейки, внесение текста в ячейку в электронных таблицах MS Excel.
Сначала учащиеся набирают и разгадывают предложенные нами кроссворды, потом
составляют свои кроссворды на тему “Устройство компьютера”, “Информация” и
обмениваются ими с одноклассниками. Из этих проектов лучшие также отбираются на
выставку “Наше компьютерное творчество”. При выставлении оценки за проект
“Кроссворд” и отборе лучших работ на выставку мы учитываем следующие критерии:
интересный текст вопросов, сложность вопросов и их количество, разветвлённая
структура самого кроссворда, оригинальное цветовое решение и оформление
графикой.

Сравнивая работу обучающихся в “режиме упражнений” и в “режиме выполнения
проекта”, можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети
получили намного больше. Подобная работа позволила обучающимся осознать
преимущества работы с электронными документами, увидеть возможность применения
полученных знаний и умений в повседневной практике.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный
    настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий — подготовительный (определяются тема и цели, формируются
    задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки
    результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности);
  • информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с
    литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;
    учитель: наблюдает, координирует, проводит консультации, сам является
    информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в
    коллективном обсуждении, оценивают результат и процесс работы, осуществляют
    устную самооценку, учитель: выступает участником коллективной оценочной
    деятельности).

Проектная деятельность способствует формированию у обучающихся ряда
коммуникативных умений:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос
    учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё
    мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое
    верное, рациональное, оригинальное решение).

Важным является накопление опыта оценочной деятельности, которая способствует
формированию у детей следующих умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс
    решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.

Значительным, на взгляд учителя, является и приобретаемый опыт дизайнерской
работы:

  • правила композиционного построения пространства рисунка, открытки или
    слайда;
  • правильное сочетание цветов и оттенков;
  • читабельность текста;
  • знание законов перспективы.

Работая на компьютере над проектом, обучающиеся овладевают и техническими
умениями:



  • создают свои папки и файлы;
  • осуществляют навигацию по дискам, папкам и файлам;
  • сканируют текст и фотографии;
  • сохраняют рисунки и фотографии, копируют на дискету, передают по
    локальной сети;
  • распечатывают работы на принтере;
  • осуществляют поиск информации в сети Интернет;
  • работают с электронной почтой;
  • работают с различными видами обучающих программ на электронных
    носителях.

Во время работы над проектом у детей развивается мышление, умение вычленять
существенный признак, главную мысль текста, возможность выделять общий способ
действий, перенос общего способа действия на другие учебные задачи



На сегодняшний день в гимназии №4 г.Курска созданы необходимые условия для
формирования и развития информационной компетентности младшего школьника:

  • оборудовано два компьютерных класса, работают интернет-классы;
  • для обучающихся начальной школы разработан и апробирован начальный курс
    “Первые шаги в мире информатики”;
  • создан банк дидактических материалов, демонстрационных обучающих
    программ;
  • при организации учебной деятельности активно используются современные
    образовательные технологии;
  • учащиеся активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, фестивалях
    компьютерных технологий.

Результативность использования моего опыта на уроках информатики, оценивалось
по следующим критериям:

  1. уровень качества знаний учащихся по информатике;
  2. уровень сформированности ОУУН.;
  3. уровень информационной компетентности обучающихся;

Использование технологии проектного обучения в течение 2001-2008 годов
позволило поднять уровень информационной компетентности младших школьников на
качественно новый высокий уровень. Выпускники начальной школы умеют
самостоятельно искать, выбирать, анализировать, предоставлять и передавать
информацию, используя для этого различные средства: книги, коммуникации,
компьютер и т.д. Учащиеся, владея современными компьютерными технологиями,
используют основы исследовательской работы, умеют работать как индивидуально,
так и в группе на конечный результат, ставить цели и задачи своей деятельности и
достигать намеченной цели, анализировать и корректировать свою деятельность,
представлять полученный “продукт” своего личного и коллективного труда, легко
ориентироваться в море современной информации, перерабатывать и использовать
нужную информацию для определённых учебных целей.

Список использованных источников.



  1. Виноградов В., Синюк А.

Подготовка специалиста как человека
культуры// Высшее образование в России. – 2000, — № 2. – С.40-42.

  • Левитес Д.Г.
  • Образовательные технологии: теория, классификация,
    отбор, конструирование / Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников
    образования. – Мурманск: НИЦ “Пазори”, 2001. – С.37.

  • Ястребцова Е.Н., Быховский Я.С.
  • Intel®
    “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft®):
    Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. – М.6 Издательско-торговый дом “Русская
    редакция”, 2004.- 368 с.




    Следующий: