Роль театрализации в обучении младших школьников

Театрализованная деятельность служит
важнейшим средством развития эмпатии — условия,
необходимого для организации совместной
деятельности детей. В основе эмпатии лежит
умение распознавать эмоциональное состояние
человека по мимике, выразительным движениям и
речи, ставить себя на его место в различных
ситуациях, находить адекватные способы
воздействия.

Театрализованная деятельность детей
включает в себя следующие разделы:

  • игры в кукольный театр;
  • игры-драматизации;
  • игры-представления (спектакли)

Театрализованная деятельность
способствует развитию:

  • психофизических способностей (мимики,
    пантомимики);
  • психических процессов (восприятия, воображения,
    мышления, внимания, памяти и др.);
  • речи (монолог, диалог);
  • творческих способностей (умения
    перевоплощаться, импровизировать, брать на себя
    роль).

Театрализованная деятельность
помогает формированию следующих умений и
навыков детей:

  • разыгрывание стихов, сказок, рассказов,
    мини-сценок;
  • владение куклой, игрушкой и всеми доступными
    видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым,
    игрушки, пальчиковым и др.);
  • амплификация (обогащение) театрального опыта
    (знания о театре, театральных профессиях,
    костюмах, атрибутах, терминологии);
  • изготовление и подбор атрибутов, кукол и
    игрушек, элементов костюмов

Театральная игра направлена на
развитие игрового поведения, эстетического
чувства, способности творчески относиться к
любому делу и уметь общаться со сверстниками в
различных жизненных ситуациях. Данные игры
условно можно разделить на общеразвивающие и
специальные.

Общеразвивающие игры учат ребенка умению
ориентироваться в окружающей обстановке,
развивают произвольную память и быстроту
реакции, умение согласовывать свои действия с
партнерами, активизируют мыслительные процессы.
Также они способствуют адаптации детей в
коллективе сверстников и создают предпосылки
для успешной учебы в школе — в первую очередь за
счет актуализации интеллектуального,
эмоционально-волевого и
социально-психологического компонентов.

Специальные игры развивают воображение и
фантазию, готовят детей к действию в сценических
условиях, где все является вымыслом. К.С.
Станиславский призывал актеров учиться вере и
правде игры у детей, поскольку они очень серьезно
и искренне способны верить в любую воображаемую
ситуацию, легко менять свое отношение к
предметам, месту действия и партнерам по игре

Любые действия в жизни ребенка совершаются
естественно и оправданно. Он не задумывается над
тем, как он, например, поднимает упавший карандаш
или кладет на место игрушку. Делать то же самое на
сцене, когда за тобой следят зрители, не так
просто.

Чтобы быть естественным, необходимо найти
ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это
делаю! Развивают эту способность упражнения и
этюды на сценическое оправдание (умение
объяснить, оправдать любую свою позу или
действие нафантазированными причинами -
предлагаемыми обстоятельствами).

Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов)
близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение
общаться с людьми в различных ситуациях
развивают этюды на вежливое поведение
(Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение,
Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и
пожелания). С помощью мимики и жестов
разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость,
Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх). Если
этюды разыгрываются по сказкам, вначале
необходимо определить характер героя (ленивый
или трусливый, добрый или злой, глупый или умный)
и сформулировать его речевую характеристику.
Каждый сказочный персонаж обладает собственной
манерой говорить, которая проявляется в диалогах
и делает их живыми и естественными.

Работа над этюдами развивает многие качества, в
том числе умение действовать в условиях вымысла
и общаться, реагируя на поведение партнера.

Ритмопластика включает в себя комплексные
ритмические, музыкальные, пластические игры и
упражнения, которые способствуют развитию
естественных психомоторных способностей
дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с
окружающим миром, формированию свободы и
выразительности движений, воображения.

У детей с речевыми нарушениями наблюдается
перенапряжение («зажим») всех или отдельных
групп мышц или расслабленность («развязность»)
движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми,
направленными на развитие двигательных навыков,
проводятся специальные игры в попеременном
напряжении и расслаблении различных групп мышц,
вплоть до полного расслабления тела, лежа на
полу.

Не только органы речи, звуки и мышцы лица
актера, но и все его тело должно быть технически
приспособленным для выражения переживаний.
Жесты — важное средство невербальной
выразительности. Владение жестом не является
врожденным навыком и зависит от воспитания,
социальных и национальных особенностей. Работе
над выразительностью жестов, поз, мимики
отводится значительное время.

Жест — это самоцель — он лишь показывает то, что
невозможно в данной ситуации объяснить словами.
Он оправдан, только когда вызывается внутренней
потребностью, выражает определенные чувства по
отношению к окружающим

Данный раздел объединяет игры и упражнения,
направленные на развитие дыхания и свободы
речевого аппарата, умение владеть правильной
артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной
интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также
включаются игры со словом, развивающие связную
речь, творческую фантазию, умение сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать
простейшие рифмы.

Таким образом, данные упражнения
делятся на три вида:

  • дыхательные и артикуляционные;
  • дикционные и интонационные;
  • творческие (со словом).

Заниматься с младшими школьниками специальной
профессиональной подготовкой невозможно,
поскольку у них еще недостаточно сформирован
дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо
стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь
актера должна быть более четкой, звучной и
выразительной, чем в жизни. В зависимости от
поставленной задачи акцент делается то на
дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на
интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми с речевыми
нарушениями всегда необходимо опираться на их
эмоциональный мир, познавательный интерес.
Именно поэтому так велика роль стихов в детских
театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически
организованная речь активизирует весь организм
ребенка, способствует развитию его голосового
аппарата. Стихи носят не только тренировочный
характер для формирования четкой, грамотной
речи, но и находят эмоциональный отклик в душе
ребенка, делают увлекательными различные игры и
задания. Особенно нравятся детям диалогические
стихи. Говоря от имени определенного
действующего лица, ребенок легче раскрепощается,
общается с партнером. На следующем этапе из
стихотворения можно создать целый
мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов.
Кроме того, разучивание стихов развивает память
и интеллект.

Создание спектакля с младшими школьниками -
очень увлекательное и полезное занятие.
Совместная творческая деятельность вовлекает в
процесс постановки даже недостаточно активных
детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического
воплощения служат сказки. Русские народные
сказки несут в себе активизирующее воздействие,
как на речевую деятельность, так и эмоциональную
сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой,
неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей.
Сказка базируется на народно-этнической
культуре, фольклорных корнях и обладает богатым
социальным, нравственно-педагогическим
потенциалом.

С социально-педагогической точки зрения сказка
выполняет следующие функции:

  • -социализации, поскольку приобщает новое
    поколение к общечеловеческому и этническому
    опыту;
  • креативную, поскольку выявляет, развивает и
    реализует творческий потенциал личности, его
    образное и абстрактное мышление;
  • лексико-образную, поскольку формирует языковую
    культуру личности, активизирует и развивает
    внутреннюю слухоречевую память ребенка.

При слушании и чтении сказок
происходит интериоризация вербально-знаковых
форм сказок, а при пересказе, драматизации -
становление речевой культуры. Развиваются
основные языковые функции — экспрессивная
(вербально-образный компонент речи) и
коммуникативная (способность к общению,
пониманию, диалогу);

  • развивающе-терапевтическую, поскольку имеет
    психотерапевтический эффект, который Аристотель
    обозначил термином катарсис (очищение души,
    умиротворение, снятие стресса).

Иначе говоря, при работе над спектаклем
формируются такие качества личности, как
автономность, которая выражается в стремлении
проявить свое личное мнение; активность,
предполагающая способность владеть инициативой
в общении; социальная компетентность, связанная
с сопереживанием и содействием, познанием
другого человека, выбором адекватных ситуаций,
способов общения и поведения.



Кукольный театр

Ребенок с удовольствием берет в руки
персонажа кукольного театра и от его лица
рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он
может выразить и отрегулировать собственные
переживания. Кукла провоцирует детей на ведение
диалога, что служит стимулирующим фактором для
развития диалогической речи.

Опосредуя с куклами взаимодействие с
другими людьми, дети постигают процесс общения
со сверстниками. Исполняя роли персонажей с
разными характерами, они примеривают на себя
различные модели социального поведения.

Применение театрализованной
деятельности повышает эффективность
психокоррекции задержки речевого развития детей
младшего школьного возраста за счет
комплексного аффективно-коммуникативного
воздействия.

Тематическое планирование занятий


Тема занятия

Виды коррекционной работы

Элементы театрализации

1 -2.

Речь и предложение.

Артикуляционная гимнастика.

Выделение предложений в устной речи с
помощью интонации.

Составление предложений по картинкам.

Составление схем предложений

Восстановить и записать предложение
(слова в предложении написаны без пробелов).

1. Дыхательная гимнастика.

2. Чтение чистоговорок — с разной
интонацией.

3. Развитие мимики — удивиться,
нахмуриться, рассердиться, обрадоваться

3 — 4.

Предложение, слово.

Артикуляционная гимнастика.

Составление высказывания «Скажи, что
ты сделал?».

Составление предложений по картинкам,
схемам, опорным словам.

Найди ошибку в предложении.

Составление схем предложения.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Чтение чистоговорок — с разной
интонацией.

3. Развитие мимики — удивиться,
нахмуриться, рассердиться, обрадоваться

4. Развитие пантомимики — изобрази
действие.

5 — 6.

Слово, слог.

Артикуляционная гимнастика.

Игра «Радист» — деление слов на слоги.

Выделение звука из слога.

Выделение звука из слова.

Игра «Измени слово» — составление
слов, в которых заменен слог.

Игра «Шифровщик» — составление слов
из слогов данных вразбивку.

Вычеркнуть заданный слог, слово.

Выделить слово в ряду слов написанных
без пробелов.

Работа со словами с пропущенными
слогами.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Чтение чистоговорок — с разной
интонацией.

3. Работа над речевым дыханием,
интонацией в слогах, словах.

4. Работа над темпом и ритмом
произнесения слогов.

5. Развитие мимики — удивиться,
нахмуриться, рассердиться, обрадоваться

6. Развитие пантомимики — изобрази
действие.

7 — 8.

Звуки речи.

Артикуляционная гимнастика.

Назови слова на заданный звук (в
начале, в конце слова).

Выбрать слова с определенным
количеством звуков.

Преобразование слов — замени звук в
слове. Уточнение значений слов.

Составление звукового ряда.

Вычеркнуть заданный слог, слово.

Запись слов по памяти.

1. Дыхательная гимнастика.

2.Чтение чистоговорок — с разной
интонацией.

3. Работа над речевым дыханием,
интонацией в слогах, словах.

4. Работа над темпом и ритмом
произнесения слогов.

5. Создание этюда — изобразить
«Встречу», «Обиду».

9-10.

Звуки, буквы.

Назови слова на заданный звук
(в начале, в конце, в середине слова).

Составление звукового ряда.

Определение позиции звука в слове.

Образование цепочки слов. Уточнение
значений слов.

Наращивание согласных. Уточнение
значений слов.

Упражнения в соотнесении коротких
слов с более длинными.

Запись слов по памяти.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Чтение чистоговорок — с разной
интонацией.

3. Работа над речевым дыханием,
интонацией в слогах, словах.

4. Работа над темпом и ритмом
произнесения слогов.

5. Создание этюда — изобразить
«Радость», «Удивление».

11-12.

Гласные звуки и буквы — а о у
ы.

Назови слова на заданный звук
(в начале, в конце, в середине слова).

Характеристика гласных звуков.

Преобразование слов путем замены
гласной. Уточнение значений слов.

Преобразование 1, 2 сложных слов (игра с
мячом).

Определение позиции гласного звука.

Шифровка слов с помощью гласных
звуков.

Запись слов по памяти.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Чтение чистоговорок — с разной
интонацией.

3. Работа над речевым дыханием,
интонацией в слогах, словах.

4. Работа над темпом и ритмом
произнесения слогов.

5. Создание этюда по сказке — изобразить
«колобка», «лису».

13-14

Согласные звуки и буквы.

Назови слова на заданный звук
(в начале, в конце, в середине слова).

Характеристика согласных звуков.

Преобразование слов путем замены
согласной. Уточнение значений слов.

Преобразование 1, 2 сложных слов (игра с
мячом).

Чтение слогов разной структуры.

Составление схемы слова.

Определение позиции согласного звука.

Графический диктант.

Запись слов по памяти.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Чтение чистоговорок — с разной
интонацией.

3. Работа над речевым дыханием,
интонацией в слогах, словах.

4. Работа над темпом и ритмом
произнесения слогов.

5. Изобразить жестами различные
жизненные ситуации.

15-16 17.

Твердые и мягкие согласные
звуки.

Сравнение слов по звучанию и
написанию, составление словосочетаний.

Характеристика согласных звуков.

Образование слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Составление звукового ряда.

Определение позиции заданного звука в
слове.

Сравнение слов по звуковому составу.

Графический диктант.

Назови слова на заданный звук (в
начале, в конце, в середине слова).

Прочитать слова сверху вниз и
записать.

Запись слов по памяти.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Чтение чистоговорок — с разной
интонацией.

3. Работа над речевым дыханием,
интонацией в слогах, словах.

4. Работа над темпом и ритмом
произнесения слогов.

5. Кукольный театр — разыграть сценку с
твердыми и мягкими согласными.

6. Разыграть диалоги из сказки.

18 — 19 — 20.

Сравнение слов по звучанию и
написанию, составление словосочетаний.

Характеристика согласных звуков.

Письмо слов во множественном числе.

Превращение слов (пень — пеньки).
Сравнение слов по звуковому составу. Уточнение
значений слов.

Превращение слов (галка-галька).
Сравнение слов по звуковому составу. Уточнение
значений слов.

Шифровка слов.

Выбрать слова с определенным
количеством звуков.

Вычеркнуть заданное слово и указать,
сколько раз оно встретилось.

Прочитать слова снизу вверх и
записать.

Составление предложений с заданными
словами.

Деформированное предложение -
составить предложение из слов.

Запись слов по памяти.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Чтение чистоговорок — с разной
интонацией.

3. Работа над речевым дыханием,
интонацией в слогах, словах.

4. Работа над темпом и ритмом
произнесения слогов.

5. Кукольный театр — разыграть диалог из
сказки.

6. Передать при помощи мимики, жестов,
выразительной речи особенности твердых и мягких
согласных.




Следующий: