Роль семьи в процессе формирования психосоциальной готовности ребенка младшего школьного возраста к обучению в школе

Основной причиной неуспеваемости
большинства учащихся является своего рода их
“незрелость”, недостаточная готовность к
сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно
своевременное выявление такого рода незрелости
детей, так как возможно более полное ее
преодоление еще в раннем возрасте, что позволит
предупредить само возникновение многих проблем.

Так как путь развития каждого ребенка
очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети
приходят с совершенно разным багажом опыта -
знаниями, умениями, навыками, привычками.

Исследование подготовки детей к школе
было начато непосредственно под руководством
психолога-академика А.В. Запорожца. Результаты
работы неоднократно обсуждались Д.Б. Элькониным.
Оба они боролись за сохранение детям детства, за
максимальное использование возможностей этого
возрастного этапа, за безболезненный переход от
дошкольного к младшему школьному возрасту.

Результаты исследования в лаборатории
подготовки детей к школе (НИИ дошкольного
воспитания АПН СССР; Тарунтаева Т.В., 1980; Журова
Л.Е., 1978) убедительно показывают, что путем
социальной организации
воспитательно-образовательной работы можно
успешно обучать детей данного возраста началам
математики и грамоты, а тем самым значительно
улучшить подготовку к школьному обучению. У
ребенка, поступающего в школу, должен быть
определенный уровень общей осведомленности,
готовность к изменению социальной позиции,
желание учиться, умение общаться со
сверстниками. Совокупность этих свойств и
составляет психосоциальную готовность к
школьному обучению.

В отечественной литературе имеется
немало работ, целью которых является изучение
проблемы подготовки к школьному обучению: Л.С.
Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов,
Г.А. Цукерман и др.

Проблемами диагностирования детей,
поступающих в школу, занимались Л.А. Венгер, В.В.
Холмовская, Д.Б. Эльконин и др.

В школе за последнее время произошли
серьезные изменения, введены новые программы,
изменилась структура школы. Все более высокие
требования предъявляются к детям, идущим в 1
класс. Развитие в школе альтернативных методик
позволяет обучать детей по более интенсивной
программе.

Итак, что же такое психосоциальная
готовность?

1.

Ребенок хорошо понимает разный
характер отношения к нему окружающих взрослых и
сверстников. Он может выбрать линию поведения в
той или иной ситуации. Ребенок может обратиться
за помощью и умеет оказать ее другим людям. Он
может быть сдержанным. Способен к планированию и
логическим операциям. Может проявить
осведомленность в разных сферах деятельности
людей, знает об основных природных явлениях и их
закономерностях. Ребенок владеет
культурно-гигиеническими навыками, имеет
представление о своем облике и здоровье.

2.

Ребенок обладает активной
деятельностной позицией, развитым воображением,
проявляет готовность к спонтанным решениям,
любопытен, постоянно задает вопросы взрослым,
может прокомментировать процесс и результат
своей деятельности.

3.

Инициативен в общении, предметной
деятельности, игре, экспериментировании. Может
найти себе дело, включиться в разговор,
любознателен, изобретателен.

4.

Ребенок владеет навыками
самообслуживания. Может проявить волевые усилия
в ситуации выбора между “можно” и “нельзя”,
“хочу” и “должен”. Способен исправить свою
ошибку и постараться ее не повторять.

5.

Ребенок способен к волевой
регуляции поведения. В нем проявляется чувство
долга по отношению к другим людям; появляющаяся
настойчивость позволяет ему преодолевать
трудности и развивать способности для их
преодоления.

6.

Ребенок знает, как вести себя в
экстремальной ситуации, осторожен в незнакомом
месте, сдержан с незнакомыми людьми.

7.

Ребенок осознает свое место среди
окружающих его людей. Может достаточно адекватно
оценить результаты своей деятельности.

С поступлением в школу происходит
переход ребенка к новому образу жизни и условиям
деятельности. Для адаптации шестилетнего
ребенка к новой социальной роли и новым
взаимоотношениям с окружающими, для
формирования адекватного коммуникативного
поведения младшего школьника, взрослым
необходимо знать уже сформировавшееся
коммуникативное поведение ребенка, научиться
понимать и правильно строить свое поведение с
детьми.

Социально-психологическая готовность
включает в себя умение общаться со взрослыми и
сверстниками, вхождение в детское общество,
совместные действия с другими людьми, наличие
определенного уровня познавательных интересов.

Отношение младших школьников к учению
определяется наличием познавательных интересов
у ребенка: стремление преодолевать трудности в
процессе познания, проявлять интеллектуальную
активность. Познавательный интерес является
ведущим для младших школьников. Потребность во
внешних впечатлениях как основная движущая сила
развития психики младшего школьника в начале
общения удовлетворяется в первую очередь
учителем. Он вводит ребенка в новую сферу
деятельности и помогает ему осмыслить новые
впечатления, разобраться в них.

Постепенно познавательные
потребности младшего школьника претерпевают
существенные изменения. Одни из них превращаются
в устойчивые свойства личности, мотивы ее
поведения, другие – исчезают.

К социальной зрелости относится
потребность ребенка в общении со сверстниками и
умение подчинять свое поведение законам детских
групп, а также способность исполнять роль
ученика в ситуации школьного общения (Н.И.
Гуткина, “Психологическая готовность к школе”,
М., НПО “Образование”, 1996, 158 с.)

Социальная зрелость характеризуется
потребностью ребенка занять новую социальную
позицию, а также потребностью общения на новом
уровне, предполагающем оценку и одобрение людей.
Если ребенок стремится в школу только чтобы
занять в обществе новую позицию, позицию
школьника, то познавательный интерес выражен у
него слабо, а потому в школе его прежде всего
интересуют не знания, которые дает учитель, а
строгое исполнение роли ученика, заданной новой
социальной позицией.

Основная деятельность младшего
школьника — учебная. Она требует от ребенка
высокого уровня произвольности, сознательного
контроля за своими действиями, умения подчинять
их системе правил и требований, задаваемых
учителем.

С поступлением ребенка в школу
изменяются условия его жизни и деятельности,
которые, по данным А.А. Люблинской, выражаются в
следующем:

1. Меняется содержание жизни детей. В
детском саду весь день был заполнен
увлекательной и интересной деятельностью.
Содержание же школьной жизни очень однообразно.
Ученики должны ежедневно готовиться к урокам,
выполнять школьные правила, следить за чистотой
тетрадей и учебников, наличием письменных
принадлежностей.

2. Совершенно по-новому складываются
отношения с учителями. Для ребенка, посещавшего
детский сад, воспитательница была самым близким
человеком после мамы. Отношения с ней отличались
большей свободой, сердечностью, чем с учителем.
Нужно время, чтобы между учащимся и педагогом
установились деловые и доверительные отношения.

3. Очень резко изменяется и положение
самого ребенка. Попав в школу, дети оказались
самыми маленькими и потеряли занятую в детском
саду позицию. Это усложняет приспособление
учеников к новым условиям.

Вместо того, чтобы мыслить
самостоятельно, дети в этот период быстро
поддаются внушению, не проявляют собственной
активности. Их общая скованность отмечается и в
общении с коллективом сверстников.

Это объясняется тем, что в новой
обстановке дети не могут применить имеющиеся
знания и опыт общения, накопленный до школы. На
уроках и переменах они тянутся к учителю, или
предпочитают сидеть за партами, не проявляя
инициативы в играх и общении. Поэтому важнейшая
задача учителя — правильно формировать
коллективные отношения и общественное мнение в
классе, т.к. к концу младшего школьного возраста
для учащегося большое значение приобретает
мнение товарищей, их отношение, что, в свою
очередь, оказывает влияние на формирование
социальных мотивов.

Взаимоотношения на первом году
обучения во многом определяются учителем через
организацию учебной деятельности детей. Учитель
хвалит ученика за успехи и просит класс обратить
внимание на правильно и аккуратно выполненное
задание или порицает кого-то за невнимательность
и ошибки. И в этом, и в другом случае его оценка
принимается учениками как главная
характеристика личностных качеств товарища.

Исследования А.В. Киричука показывают,
что школьники, чье положение в коллективе
сверстников благополучно, с большим желанием
посещают школу, активны в учебной и общественной
работе, положительно относятся к коллективу и
его общественным интересам.

Дети, получившие малое количество
выборов и не удовлетворены своим положением, они
настойчиво ищут общения со сверстниками вне
класса, в классе же недоброжелательны,
конфликтуют, и это тормозит их нравственное
развитие.

Таким образом, коллектив может влиять
на индивидуальное развитие личности только
тогда, когда положение ребенка в системе
межличностных отношений благоприятно, в
противоположном случае формирование личности
ребенка в коллективе затруднено.

Важным условием успешного обучения
ребенка в начальной школе является наличие у
него соответствующих мотивов обучения:
отношение к нему, как к важному, ответственно
значимому делу, стремление к приобретению
знаний, интерес к определенным учебным
предметам.

Познавательный интерес к любому
объекту и явлению развивается в процессе
активной деятельности самих детей, тогда дети
приобретают необходимый опыт представления.

Семья — первая ступень в жизни
человека. Она с раннего возраста направляет
сознание, волю, чувства детей. От того, каковы
здесь традиции, какое место занимает в семье
ребенок — будущий школьник, каково по отношению к
нему воспитательное мнение членов семьи, зависит
многое. Под руководством родителей ребенок
приобретает свой первый жизненный опыт,
элементарные знания об окружающей
действительности, умения и навыки жизни в
обществе.

Поэтому важно изучить вопрос влияния
семьи на формирование психосоциальной
готовности ребенка к школьному общению.

Сила влияния семьи в том, что оно
осуществляется постоянно, длительное время и в
самых различных ситуациях и условиях. Поэтому
нельзя недооценивать роль семьи в подготовке
детей к школьному обучению.

В общении с близкими ребенок впервые
видит себя глазами других и на основе этого
составляет представление о себе самом. Очень
важно, чтобы оно соответствовало
действительности, иначе, если это представление
будет подвергнуто переоценке со стороны новых
знакомых, это очень тяжело отразится на
формировании личности ребенка и осложнит
вхождение его в детский коллектив. В младшем
школьном возрасте познавательная активность
ребенка от мира вещей распространяется и на мир
людей, рождается интерес к их поступкам,
характерам, взаимоотношениям. Вот где важно
родителям помочь своим детям найти важные
ориентиры в жизни.

Напомним родителям, что будущий
школьник должен хорошо владеть навыками и
привычками культурного поведения: уметь вести
себя с незнакомыми людьми, не стесняясь отвечать
на вопросы, и самому задавать их взрослым и
товарищам.

Ребенок должен также владеть
элементарными навыками самообслуживания и
личной гигиены.

Научиться всему этому помогает
строгий режим дня и выполнение постоянных
обязанностей по дому. В посильных домашних делах
у детей тренируется способность вовремя
переключаться с игры на необходимое занятие.
Безусловно, всему этому дети не научатся сами,
без участия взрослых. Так что родители младшего
дошкольника должны об этом позаботиться.
Поэтому, осуществляя подготовку к школе,
взрослый вносит определенную коррекцию в
организацию детской деятельности и общение с
тем, чтобы способствовать развитию наиболее
важных с позиции предстоящего школьного
обучения, черт личности и поведения.

Для ребенка, который посещает детский
сад, регулярные «домашние уроки» не будут
новостью сами по себе, но характер их будет
совсем иной. Ведь в детском саду воспитатель
одновременно обучает коллектив ребят, дома же с
ребенком занимаются индивидуально. Это
позволяет лучше учесть его возможности,
способности, характер. Кроме того, общение между
ним и взрослым, даже если занятия происходят 1-2
раза в неделю, сближают ребенка с матерью или
отцом, способствуют их деловому или
эмоциональному взаимопониманию, позволяют
добиться больших успехов в развитии.

Психосоциальная подготовка детей к
школе в семье совершенно необходима. Каковы же
условия полноценной психосоциальной подготовки
ребенка к учебному труду?

Первое и самое главное — постоянное
сотрудничество ребенка с другими членами семьи.
Сотрудничество осуществляется в разных формах и
не сводится к словесному общению. Возникновение
желания сотрудничать со взрослыми, ориентировка
на взрослого, на его пример, знания, которые он
передает — необходимое условие полноценной
подготовки к школе.

Другим условием является выработка у
ребенка умения преодолевать трудности. Поэтому
важно приучить детей любое начатое дело доводить
до конца.

Готовить ребенка к школе в семье нужно
с самых первых лет, роль родителей в
психосоциальной подготовке детей к школе
огромна, ее значение трудно переоценить.
Взрослые члены семьи выполняют функции и
родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не
все родители в оторванности от дошкольного
учреждения, детского сада могут обеспечить
полную, всестороннюю подготовку своего ребенка к
школьному обучению, усвоению школьной программы.

С самых ранних лет необходимо ставить
ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал,
играл, делил радости и горести с другими детьми.
Необходимо, чтобы совместная жизнь была как
можно полнее, радостнее, ярче. Принято считать,
что труднее всего адаптируются к школе дети
«домашние», не посещавшие ранее детский сад,
мало общавшиеся со сверстниками. Практика,
однако, доказывает, что это не всегда
соответствует действительности.

Важнейшими задачами психосоциальной
подготовки ребенка к школе являются:

- формирование предпосылок учебной
деятельности и ее характерных черт: умения
слушать и слышать взрослых, работать по их
указанию; способность отделять свои действия от
действий других детей; развивать самоконтроль за
своими действиями и словами, и др.
- формирование отношения детей с окружающими, с
целью удовлетворения любознательности ребенка,
его потребности в личностном общении и
совместной деятельности со взрослыми, широты
социальных контактов.

Обучение в школе может быть успешным в
том случае, когда семья с самых первых лет жизни
ребенка заботится не только о его физическом
развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем
трудолюбие, дисциплинированность,
организованность, самостоятельность,
ответственность.

Ребенка в семье нужно учить всем
навыкам и умениям, которые необходимы в быту,
правильно пользоваться предметами, окружающими
его, именно действию, а не знаниям о предметах
быта.

Однако, воспитывая и обучая ребенка,
следует помнить об одной очень серьезной
опасности — превращение занятий в нечто скучное,
нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное
самому ребенку. Общение с родителями, в том числе
и совместные занятия, должны доставлять ребенку
удовольствие и радость. А для этого нужно, прежде
всего, чтобы весело и интересно было самому
взрослому.

Таким образом видно, что ребенок,
воспитывающийся в семье с низким уровнем
эмоциональных связей испытывает трудности в
общении со сверстниками и общий уровень
осведомленности у него ниже, чем у ребенка,
воспитывающегося в семье с высоким уровнем
эмоциональных связей. Следовательно, можно
сделать вывод о том, что дети, которые росли и
развивались в семье, где тесные эмоциональные
связи более психосоциально подготовлены к
обучению в школе.

Важность того, что семья играет
немаловажную роль в формировании
психосоциальной готовности к обучению в школе
должен осознать каждый родитель и помочь своему
ребенку подготовиться к обучению в школе. Это
поможет ребенку самоутвердиться в коллективе
сверстников и избежать многих проблем.

Следующий: