Роль самоконтроля и самооценки, пробуждение внутренней мотивации, стимулирование и поддержание интереса к предмету

Существенный элемент процесса обучения в школе
– учет знаний учащихся. Главное в учете знаний –
контроль за результатом и ходом учения. При
решении примеров и задач на уроке, при выполнении
домашних работ мы предлагаем учащимся различные
задания, потом проверяем их, затрачивая время,
отмечаем, подчеркиваем ошибки, но не всегда наши
ученики после проверки их работ возвращаются к
ним, чтобы выяснить, исправить и осознать
сделанные ошибки. А между тем проведение работ
можно организовать так, что ученик, сделав
ошибку, сам обнаружит ее, сам исправит ее и
подойдет к следующему этапу работы только после
полного усвоения предыдущего материала,
выполнив таким образом задание только правильно.

Ответы заданий записываю на доске в
возрастающем или убывающем порядке.

Например:


(258+642)/3 (912-112)/4 840/4+0*3
(185+815)/5 (704-304)/8 800-690/3*2
(155+265)/7 (900-540)/9 450*9*7-350*0

Ответы для проверки: 40, 50, 60, 200, 210, 300, 340, 350.

Использую взаимосвязь между примерами и
получаемыми ответами: это круговые примеры.

При подготовке работы выписываю и подбираю
примеры так, чтобы число, получаемое в результате
одного из них, являлось началом другого. Затем
эти примеры переписываю вперемешку.

Знакомить учащихся с приемами самоконтроля
начинаю с первой четверти первого класса. В
доступной для учащихся форме провожу небольшую
работу, цель которой – показать, что такое
самоконтроль.

Я раздаю листочки, на которых записаны примеры:


7+2 4+2 8-2
6-2 9-2 6-2

Ребят прошу записать только ответы. Кто
выполнит, поднимает светофор.

Выполнение работы занимает пять минут. Я быстро
прохожу по классу и фиксирую количество ошибок.

- А теперь я дам вам время для того, чтобы вы сами
проверили свою работу, сами себя
проконтролировали.

Давайте вспомним, как можно прибавить к числу 2
(вызываю одного из учеников допустивших ошибку)
(Можно прибавить 1 и еще 1) А как вычесть? (Сначала
вычесть 1, а потом еще 1) Проверьте, правильно ли вы
решили примеры, пользуясь этим приемом. Давайте
послушаем Ваню. И так ребята проверяют все
примеры. Если допустили ошибку, зачеркни
неверный ответ и напиши правильный. Дети
начинают проверять.

Через три минуты фиксирую результат проверки. С
теми учениками, которые не исправили ошибку,
работаю индивидуально.

На следующем уроке опять предлагаю
самостоятельную работу на пять минут, в нее
включаю другие примеры:


7+1 6+1
7+2 5-2
5+2 4+2

Предлагаю классу посмотреть на доску, где
записаны решенные примеры (в другом порядке) и
проконтролировать себя:


6+1=7 7-2=5
4+2=6 7+1=8
5-2=3 5+2=7

Напоминаю детям, что они должны посмотреть на
первый пример 7+1, найти его на доске и, если он
решен верно, поставить галочку, если неверно –
поставить минус.

Ученики, допустившие ошибку, находят ее.

Сначала проверка занимает больше времени, чем
выполнение самой работы. Но очень быстро у ребят
формируется умение и даже потребность проверять
свои действия.

Знакомя учащихся с каждым новым приемом
самоконтроля, я обязательно провожу небольшую
беседу. Например, показывая как использовать для
самоконтроля линейку, говорю детям:
“Большинство из вас уже хорошо выучили таблицу
сложения и вычитания, и все-таки некоторые
учащиеся еще допускают ошибки. Очень важно уметь
найти допущенную ошибку, но для этого нужно
знать, как это сделать. На уроке я предлагаю вам
образец решенных примеров, а дома вы можете
проверить ответ на палочках. Но можно
использовать для этой цели линейку. Давайте
выполним такое упражнение. Запишите примеры,
которые изображены на линейке:

Учащиеся записывают:

2+3=5

5-2=3

7-2=5

8-1=7

- А теперь по линейке проверьте, верно ли решены
данные примеры.

5-2=4

7-3=5

6+2=8

Учащиеся стрелочками обозначают на линейке
решенные примеры, находят ошибки.

При проверке последующих работ использую
различные приемы проверки. Одним предлагаю
проверить ответы на палочках, другим – по
линейке, третьим – даю карточки с образцами
решений.

Во всей этой работе я считаю особенно важным
понимание необходимости самоконтроля, осознание
ребенком, что, решив данные примеры, он всегда
может себя проверить, используя другие способы
нахождения результата.

Использую следующие виды самоконтроля:

1. Проконтролируй правильность вычислений,
пользуясь таблицей сложения и вычитания;
таблицей умножения.

2. Используй для контроля числа, которые
являются ответами (ответы даются в том порядке,
как записаны примеры, либо в порядке возрастания
или убывания).

3. Используй для контроля следующие примеры.

4. Проконтролируй себя. Каждый следующий ответ
должен быть больше предыдущего.

5. Запиши в тетради только те примеры, ответ
которых равен 23:

6. Используй для контроля промежуточный
результат:

Обучение учащихся контролированию выполняемой
работы происходит не только при формировании
вычислительных навыков, но и в процессе
практической реализации полученных знаний. В
частности, это относится и к решению
математических задач. На всех этапах решения
задачи я добиваюсь понимания выполняемых
действий, контролирую понимание записанных
математических выражений.

После прочтения задачи, например, № 1 стр. 22
третий класс традиционная программа 1-4 кл., с
помощью вопросов выясняется, как учащиеся поняли
условие задачи: сколько игрушек в одной коробке?
Сколько таких коробок? Убедившись, что все
ученики верно понимают условие задачи, учитель
предлагает одному из них сделать рисунок и
записать условие в таблице, которая заранее
подготовлена на классной доске.

После того как составлен план решения,
организуется самостоятельное решение данной
задачи.

В качестве эффективного средства самоконтроля
могут выступать обратные задачи.

Итак, главное в обучении учащихся элементам
самоконтроля – научить их контролировать себя в
процессе выполнения самостоятельной работы,
мысленно несколько опережая практические
вычислительные действия и каждый раз обращаясь к
ним при малейших затруднениях в вычислениях.

При проведении описанных выше работ я стараюсь
фиксировать результаты первого этапа работы (до
проверки) и второго этапа (после проверки) и
проводить индивидуальную работу с учащимися,
которые не справились с заданием.

Учащиеся с большим интересом выполняют
проверку работы, большинство из них к концу
первого года обучения даже сами могут предложить
тот или иной способ самоконтроля.

Следующий: