Роль рефлексии в системе Л. В. Занкова

Главная цель современной школы – формирование
образованной, социально – адаптированной
личности, совершенствующей себя, способной
самостоятельно принимать решения, отвечать за
эти решения, находить пути их реализации, то есть
личности творческой в широком смысле слова.

Путь к достижению этой цели – введение
учащихся в мир знаний, освоение ими культурных и
нравственных образцов, выработанных
человечеством в целом и народом своей страны в
частности.

Таким образом, чтобы ребёнок выступал в
качестве субъекта обучения, в начале 30-х годов
выдающийся психолог Выготский Л.С. обосновал
возможность и целесообразность обучения,
ориентированного на развитие ребёнка как на
непосредственно основную цель.

Условиями адекватного психического отражения
человеком его внутреннего мира и окружающей
реальности являются самоконтроль и рефлексия.
Благодаря рефлексии, он включён в протекание
отдельных психических процессов: ощущений,
представлений, мышления, памяти, речи, внимания.
Самоконтроль невозможен без того, что
контролируется и наличие эталона, кроме того, в
его состав входят каналы прямой и обратной связи.

Задача учителя в том, чтобы научить ребёнка
сравнивать свой результат с эталоном, принимать
решение о последующей стратегии самоуправления
и саморегуляции, если его результат не равен
эталону, сильно от него отличается. Современный
школьник должен уметь провести и
предварительный самоконтроль до начала
выполнения определённого действия, и текущий
(оценить свои промежуточные результаты) и
сделать выводы о достижении поставленной перед
ним цели.

Запускающий фактор самоконтроля – мотивация.
Чем выше мотивация в познавательной
деятельности, тем быстрее и лучше идёт
становление процессов самоконтроля.

Самоконтроль – сознательная оценка и
регулирование человеком собственной
деятельности и поведения, своих действий,
поступков. Навыки самоконтроля формируются в
процессе игровой, трудовой деятельности под
влиянием учителя и коллектива. Необходимо учить
детей планировать и контролировать свои
действия, следить за собой, отдавать себе отчёт в
том, что и как делать, предвидеть результаты
своих действий и соотносить их с тем, что
требуется.

Параллельно с обучением самоконтролю должен
происходить последовательный регулярный
контроль сформированности навыков и умений
учащихся.

Для учащихся – занковцев свойственны
размышления о своём внутреннем состоянии,
самонаблюдение, самопознание.

Рефлексия – мыследеятельный или
чувственно-переживаемый процесс осознания
субъектом образования своей деятельности.

Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать
основные компоненты деятельности – её смысл,
типы, способы, проблемы, пути их решения,
полученные результаты. Рефлексивная
деятельность позволяет ученику осознать свою
индивидуальность, уникальность.

Самое главное – научить ребят осознаванию
того, что они делают и что с ними происходит. Для
этого применяю разные способы: устное
обсуждение, письменное анкетирование,
рисуночное или графическое изображение
изменений, происходящих с учеником в течение
урока, дня или недели. Хочу выделить рефлексию
чувств, то есть вербальное или невербальное
выражение чувств и ощущений, протекающих в той
или иной ситуации. После сообщения темы и цели
урока выясняю, как учащиеся восприняли
установку, то есть провожу начальную рефлексию.
Задаю вопросы:

а) что вы ждёте от урока.

б) на какие вопросы хотите получить ответы?

На доске табличка с вариантами начала
высказывания.

1. Для меня сегодняшний урок …

2. На уроке мне необходимо …

3. Я читаю тему урока и думаю, что …

4. На уроке мне хотелось бы не только …

Дети выбирают любой вариант ответа и, исходя из
целевой установки учителя, высказывают свои
мнения. Таким образом, в начале урока создаю
ситуацию “свободного выбора”, которая
поддерживается в течение всего занятия.

Рефлексия в этом случае – стартовое звено для
новой деятельности. На первом уроке русского
языка в 3-ем классе вместе с учениками мы выясняем
смысл занятий по предмету: научиться грамотному,
осмысленному письму, применяя изученные правила,
сочинять рассказы, стихи, строить красивые
предложения, составлять кроссворды, красиво
вести тетрадь. Затем учащимся предлагаю домашнее
задание: написать ответ на следующий вопрос:
зачем нужно изучать русский язык?

а) Как думает об этом моя подруга (друг)?

б) Что думают мои родители?

в) Что думают учёные? (из энциклопедий)

г) Что думают учителя?

Через несколько дней мы сопоставили различные
точки зрения и выбрали те из них, которые детям
более понятны.

Дети много работают в парах. Они парами
обсуждают заданный вопрос, готовят общий ответ и
договариваются, кто из них будет отвечать. И
здесь работает принцип “свободного выбора”.
Подобный приём работы учит детей взаимовыручке.

Часто ставлю проблему “на ладошке”. Детям
предлагаю посмотреть на проблему как бы со
стороны, представить, что она лежит на ладошке.
“Проблема” — это кусочек цветной бумаги,
цветочек, солнышко, фигурка животного.
“Проблему” принимают те, кто желает высказать
своё отношение к ней. Например: “Подбор
материала для сочинения”, “Составление своей
творческой тетради”.

Тщательно продумываю заключительную часть
урока. Побуждаю ребят к свободному высказыванию,
предлагая им варианты на доске в виде таблиц.

1. Наш урок подошёл к концу …

2. Первое, что я хочу сказать …

3. Сегодня я узнал(а) для себя много нового …

4. За время урока я обогатил(а) свои знания …

5. Для меня эти минуты стали …

Знаем, что самоконтроль и рефлексия – факторы,
повышающие учебную деятельность.

Этапы самоконтроля.

1. По эталону (морфологический разбор части
речи).

2. По представлению об этом эталоне
(частично-поисковый этап познавательной
деятельности).

3. На основании обобщенного представления
образцов (творческий этап познавательной
деятельности).

В процессе обучения возможно использование
различных по степени самостоятельности методов
работы:

- частично-поисковый метод,

- поисковый (учитель ставит проблему),

- программированный (есть начало и конец, но нет
промежуточной стадии),

- проблемный метод (проблема в начале урока и в
конце урока),

- модельный метод (сами дети формулируют
проблему и решают её).

Для реализации этих методов использую
следующие формы уроков: рассказ, беседа,
экскурсия, самостоятельная работа, тест,
практическая работа.

Средства для совершенствования навыков
самоконтроля и рефлексии: схемы, памятки, слово
учителя, карточки, диафильмы … .

Начиная с 1-го класса, уделяю серьёзное внимание
развитию у детей навыков самоконтроля и
рефлексии. Все данные с 1-го класса фиксирую в
таблицы. В таблицах наблюдения виден рост
каждого моего ученика, отражающий четыре сферы
человеческой сущности: физическую, сенсорную,
интеллектуальную, духовную. Рефлексия в моей
работе является формой теоретической
деятельности, способом мышления, раскрывающим
цели, содержание, средства, способы собственной
деятельности.

Психологический паспорт учеников 3-в
класса,

2004 – 2005 учебный год

Фамилия, имя память мышление речь мотивы учения
зрительная слуховая наглядно-образное понятийное умение связно выражать
мысль
начало года конец года начало года конец года начало года конец года начало года конец года начало года конец года начало года конец года
1. Ветохин К. + + - + + + - + - + + +
2. Иванова А. + + - + - + - + - - + +
3.

Мониторинг обученности учащихся 3-в
класса,

2004 – 2005 учебный год


Фамилия, имя Iчетверть II четверть III четверть IV четверть Год
ср. балл СОУ ср. балл СОУ ср. балл СОУ ср. балл СОУ ср. балл СОУ
1. Ветохин К. 4,5 84 4,5 84 4,5 84 4,6 88 4,5 85
2. Иванова А. 4,3 84 4,4 90 4,4 90 4,6 88 4,4 88
3.

Рейтинг успеваемости учащихся 3-в
класса,

2004 – 2005 учебный год

Качественная успеваемость по
предметам в 3-в классе,

2004 – 2005 учебный год

Литература

  1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.:
    Издательство “Новая школа”. – 1990.
  2. Занков Л.В. Содружество учёного и учителя.
    М.:Просвещение. – 1991.
  3. Зверева М.В. Изучение результативности обучения
    в начальных классах. (система Занкова Л.В.). М.: 2001.
  4. Образование в современной школе. 2000, №2.
  5. Полякова А.В. Обучаем по системе Л.В.Занкова. М.:
    Просвещение. – 1994.
  6. Репкина Г.В., Залка Е.В. Оценка уровня
    сформированности учебной деятельности. Томск:
    Пеленг. – 2003.
  7. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии
    образования. М.: Педагогический центр.
    Эксперимент. – 1993.
  8. Экспериментальное исследование рефлексии у
    младших школьников. 1987, №2.

Следующий: