Роль познавательной активности в самообразовании младших школьников

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность,
управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо
области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Сергей Иванович Ожегов дает такое определение: самообразование – это
приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Проблема развития познавательной активности младших школьников находилась в
центре внимания педагогов с давних времен. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский
определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к
познанию. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс
обучения и воспитания проходит эффективнее, если ребенок проявляет
познавательную активность.

Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы
проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем
школьном возрасте.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом
основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на “знаниевый”,
но в первую очередь на деятельностный компонент образования.

Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования
является воспитание умения учиться и развитие познавательной активности
учащихся.

Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в
процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета,
необходимыми способами деятельности, умениями, навыками.

Наличие познавательной активности – психологический фактор, который
обеспечивает достижение целей обучения.

Познавательную активность учащихся формируют следующие факторы:

Мотив – познавательный интерес – познавательная активность – познавательная
деятельность.

Мотивы вызывают познавательные интересы учащихся и их избирательность,
самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

Необходимо учитывать, что мотивы учащихся формируются через их потребности и
интересы, все усилия мы должны направить на развитие познавательных интересов
учащихся.

Основными направлениями в характеристике познавательных интересов,
способностей и исследовательских умений учащихся можно выделить следующие
умения, приобретаемые детьми в учебной деятельности:

1. Умение понимать учебную задачу, искать и находить необходимую информацию в
различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших
товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной
литературой, компьютером.

2. Умение думать, анализировать, сравнивать, обращаться к собственному
жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими
событиями, критически относиться к тому или иному предложению, событию,
высказыванию, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное
мнение; выражать собственную оценку.

3. Умение составлять план своих действий, планировать последовательность
действий в ходе выполнения работы, видеть конечный результат, цель,
продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и
возможности.
4. Умение сотрудничать уметь работать в паре, группе, принимать
решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к иному мнению, уметь
выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и
договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.

5. Умение работать самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь
войти в группу и внести свой вклад, адекватно оценивать свои достижения и
достижения своих товарищей.

Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому
процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой
ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний,
решает задачи проблемного характера. Проблемно – поисковые, деятельностные
технологии обучения широко применяются учителями начальных классов.

Метод проектов

всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в
течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с
групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то
проблемы.

Проблемный метод – распространенный элемент уроков.

Проблема
представляется нами не только в виде вопросов, задач или ситуаций, но и
графически, с помощью рисунков, фотографий, слайдов, что связывает проблемную
ситуацию с жизнью и повышает познавательную активность у ребят. Но научить
ребенка разрешать проблемы нелегко, так как обучающиеся должны уметь мыслить
творчески.

Этому способствуют: экскурсии в историю открытия и изобретений; детские
исследовательские проекты как внутри одного предмета, так и объединяющие
несколько предметов. Вот неполный перечень детских исследовательских проектов:

“Моя родословная”;
“Моя школа”;
“Мой район”;
“Улицы нашего района”;
“Дом, в котором ты живешь”;
“Мои друзья в школе”.

Эти проекты кратковременны, индивидуальные или коллективные по выбору
учителей или учеников.

При организации учебной деятельности школьников учитель должен иметь в виду,
что у него большой выбор методов и приемов организации исследования. Он
может давать домашние задания исследовательского характера, планировать
исследования как фрагменты уроков, проводить уроки – исследования,
организовывать систему занятий по исследованию определенной темы (проблемы)
защитой реферата или проекта по изученной проблеме.

“Красная книга”,
“Дом, в котором я живу”,
“Старые и новые мосты любимого города”,
“Знаменитые, наши любимые люди великого города”,
“Поэты и музыканты, которые жили, живут сейчас в нашем городе”.

Задания подобного типа вызывают подлинный интерес к изучаемому материалу,
стимулируют дополнительное чтение, подготавливают к более глубокому и
осмысленному восприятию, интересному решению проблемы.

Одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и
увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и
будничные шаги по изучению предметов, являются игровые технологии.

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности”. В.А. Сухомлинский.

Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально
окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или
усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует
познавательную деятельность.

Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра – это мощный стимул
в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо
активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому что
человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что
мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности.

Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой
деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Именно с
помощью игры мы сообщаем тему урока, пробуждаем интерес; знакомим с новым
материалом, повышая тем самым мотивацию к учению; закрепляем изученный материал;
проводим контроль знаний, снимая напряжение и волнение ребят, сопровождаемые
контрольной и проверочной работами.

Игры – упражнения проводятся на уроке и во внеурочное время, занимают 10–15
минут, направлены на совершенствование познавательных способностей, осмысление
учебного материала, применение его в новых ситуациях. Это: викторины,
кроссворды, ребусы, головоломки, загадки. Развитию познавательной деятельности
способствуют и деловые игры, в ходе которых ребята пробуют себя в роли
экскурсоводов и туристов, экспертов и критиков, писателей и поэтов.

Возрастным особенностям младших школьников соответствуют и нетрадиционные
уроки
, которые занимают значительное место в нашей практике.

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и
динамическая пауза. Это зависит от профессионализма, творческого таланта
учителя.

У каждого учителя есть опыт по проведению: уроков-спектаклей,
уроков-праздников, уроков–экскурсий, уроков–интервью, уроков–презентаций,
уроков–мастерских, в ходе которых ребята вместе с учителем выполняют не только
творческие работы на уроках русского языка и литературного чтения, но и на
уроках окружающего мира, истории Санкт-Петербурга, изобразительного искусства и
технологии. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только
поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую
самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

На развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического
мышления влияет индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Когда мы говорим об индивидуальном и дифференцированном подходе, то имеем в
виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному
школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к
индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития
личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для
развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика.
Возможно, использование таких видов работ, как дифференцированная
самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности, по
индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности). Проводить можно и
дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль
по образцам и критериям; индивидуализация домашних заданий (по объему, по
сложности, по творческой направленности); дифференцированный метод поощрения.
Развитие познавательной активности происходит, когда мы привлекаем учащихся к
творческим работам по разным предметам, к участию в предметных олимпиадах,
творческих конкурсах, к внеклассным мероприятиям.

Воспитанию положительной мотивации к учению способствуют интегрированные
уроки.
Интеграция развивает потенциал самих учащихся, побуждают к активному
познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению
причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных
способностей.

Для развития познавательного интереса практически на каждом уроке
осуществляются межпредметные связи. Решая межпредметные познавательные задачи,
ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых
находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на
основе конкретных межпредметных связей.

В целом все виды работ, направленные на формирование познавательных
интересов, активности и познавательной деятельности, безусловно, подготовят
школьника к непрерывному самообразованию в течение всей его последующей жизни.

Но, говоря о роли самообразования в жизни учащихся, нельзя забывать, что
самообразование учителя также есть необходимое условие нашей профессиональной
деятельности.

Академик Д.С. Лихачев писал: “Учиться нужно всегда. До конца жизни не только
учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и
учить. Ибо знания все растут и усложняются”.

Следующий: