Роль памяток в формировании самостоятельного читателя из опыта работы


В обучении и воспитании подрастающего
поколения книга является тропинкой, которая
ведет к вершине умственного, духовно -
нравственного и эстетического развития. Книги
раскрывают перед детьми сложный мир жизненных
явлений, учат разбираться и правильно оценивать
их, дают возможность узнавать прошлое и
настоящее человечества. Нередко книга,
прочитанная в детстве, определяет дальнейший
трудовой и творческий путь человека. Важное
влияние оказывает чтение книги на успеваемость
детей. “Чтение является главным предметом в
начальной школе – это ключ, основное средство к
овладению знаниям по всем предметам в младших и
старших классах, ключ к образованию…”.


З. И. Романовская. Чтение. Методические
рекомендации к учебнику “Живые странички” для
первого класса четырехлетней начальной школы. –
М. – 2005. – 30с.

В настоящее время в библиотеках и книжных
магазинах появилось много хорошо оформленных и
достойных по содержанию детских книг. Их выбор
огромен, но дети не стали читать больше. Наоборот,
с каждым годом их интерес к чтению падает;
сужается и круг чтения: его составляют комиксы,
романы ужасов.

На мой взгляд, одна из причин сложившейся
ситуации – отсутствие системы в организации
детского чтения. Грамотная организация
читательской деятельности, обеспечивающая
культуру чтения, закон становления ребенка-
читателя.

Многолетний опыт работы в школе позволяет
сделать вывод о том, что большую роль в
организации читательской деятельности младших
школьников в процессе формирования
самостоятельного читателя играют памятки.

Памятка — это словесное описание того, зачем,
почему и в какой последовательности надо
выполнить или проверить какое-либо задание,
например, выучить стихотворение к завтрашнему
дню, правильно составить текст- рассуждение,
вызвать интерес к чтению и т.д.



Мною собрано и разработано более 20 памяток.
Цель данных памяток — научить учащихся
самостоятельно и рационально выполнять учебную
деятельность, совершаемую на уроке литературы,
внеклассного чтения, дома, в группе продленного
дня.

Характерно, что ученики не всегда получают
памятки в готовом виде. Наиболее продуктивной
является совместная деятельность учащихся и
учителя по составлению памяток. Во-первых, в этом
случае учебная работа делается более
разнообразной, интересной и полезной для
учащихся. Во-вторых, самостоятельность при
составлении памяток вызывает у учеников
потребность думать, искать наиболее удачные
выражения своих мыслей, развивает способность к
наблюдению, нацеливает на рациональную
организацию учебного труда, на формирование
ответственности за результаты обучения и
самоконтроль. В-третьих, результаты дети не
только видят, но и пользуются ими в последующей
самостоятельной работе в классе и дома.

Приведу фрагмент урока чтения, на котором
учащиеся под руководством учителя составляют
памятку для описания животного. Тема урока:
К.Ушинский. Кот Васька. (Романовская З.И. “Живые
странички”, 1 класс, стр.20-21).

Учитель: Ребята, давайте попробуем вместе
сформулировать вопросы, которые нужно задать,
чтобы описать животное. С чего начнем?

Ученик 1: Сначала надо узнать, где живет это
животное.

Ученик 2: А я думаю, чем питается?

Ученик 3: Мне кажется, нужно начать с описания
внешнего вида, т.е. назвать признаки, с помощью
которых можно отличить одно животное от другого.

Учитель: Ребята, можем ли мы сразу сказать, где
живет животное, или указать отличительные
признаки, не назвав его?

Ученики: Нет!

Учитель: Значит, в первую очередь, какой вопрос
мы должны задать?

Ученики: Кто это?

Учитель: Правильно. После того, как мы выяснили,
кто это, какие будут наши дальнейшие действия?

Ученик: Надо сказать, где живет это животное и
т.д.

В результате такой дискуссии на доске
появляется памятка для описания животного.

Памятка для описания животного

1) Кто это?

2) Где живет?

3) Чем питается?

4) Какие повадки (привычки)?

Внешний вид:



1) Какую форму напоминает тело?

2) Чем покрыто тело? (иголочками, шерстью,
чешуей и т.д.).

3) Какие глазки? (блестящие, маленькие, как
пуговки и т.д.)

4) Какие лапки? (быстрые, цепкие и т.д.)

Чем мне нравится это животное?

При последовательном обучении первоклассников
описанию практически все дети осознают
структуру памятки и легко справляются с
заданием.

Нетрудно заметить, что памятки представляют
для учащихся руководство к действию, поскольку
помогают овладевать способом применения знаний
на практике.

Точное соблюдение рекомендаций, данных в
памятке, обеспечивает формирование у детей
положительной мотивации к урокам литературного
и внеклассного чтения.

Целенаправленная работа по использованию
памяток влияет на владение полноценным навыком
чтения, который является важным фактором,
влияющим не только на успеваемость, но и
поддержание интереса на уроках.

Замеры и опросы, проведенные в конце учебного
года в 1 классе, а также наблюдения за детьми
свидетельствуют о заметных сдвигах в подготовке
учащихся – читателей. Из 29 учащихся все читают
целыми словами, расширился читательский
кругозор. Все дети могут рассказать о ком? (о чем?)
читали, дать простейшую оценку прочитанному,
соотнести содержание произведения с его
заглавием, назвать автора. У всех ребят заметно
увеличилась скорость чтения. (см. табл.)

Все это еще раз убеждает в том, что
использование памяток дает возможность повышать
интерес не только к чтению, но и положительно
влияет на его темп.

Таким образом, говоря о некоторых результатах
использования памяток на уроках литературы,
внеклассного чтения, в группе продленного дня, а
также дома, следует отметить, что они:

помогают учащимся:

  • четко, ясно и логично излагать содержание
    текста;
  • правильно выражать свое отношение к героям
    произведений и их поступкам;
  • расширять читательский кругозор;

благотворно влияют на развитие устной речи:

  • соблюдается последовательность в передаче
    представления;
  • повышается объем высказывания
  • речь обогащается новыми словами;

учат детей оценивать свои действия и экономно
использовать время, самому

находить ошибки;

повышают активность учащихся на уроках;

постепенно и разумно водят детей в мир книг,
правильно организовать работу по ним.

У учащихся:



повышается уровень готовности к урокам
литературного и внеклассного чтения;

  • увеличивается скорость чтения;
  • появляется интерес к чтению книг по
    собственному выбору;
  • наблюдается увлеченная работа в уголке чтения



  • Следующий: