Роль карты в обучении географии


«Упор на карту» – это положение выдвинул
известный русский географ Николай Николаевич
Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение
остаётся актуальным и для современного
преподавания школьной географии. Современному
учителю очень трудно из огромного потока
разнообразной информации выбрать самое важное,
наиболее интересное и доступное для восприятия.
Это относится и к умению читать карту и «снимать»
с неё необходимую информацию. Понятие «чтение
карт» приобрело новый смысл в связи с внедрением
компьютерных технологий в различные области
знаний, в том числе и в географию. Однако до сих
пор карта на бумажном носителе остаётся одной из
основных для школьной географии. В преподавании
географии в школе карты имеют не меньшее
значение, чем учебники. Это одна из отличительных
черт данного школьного предмета от других
дисциплин школьной программы. Карты наглядно
иллюстрируют содержание учебника, создавая у
учащихся пространственное представление об
изучаемой территории. Изучение карты –
интереснейшее занятие. К. Паустовский писал, что
«изучение незнакомого края всегда начинается с
карты… По карте можно странствовать так же, как
по земле». Даже если человек в дальнейшей жизни
не будет связан с географией, карта поможет ему
почувствовать свою причастность к огромному
миру, даст возможность ощутить счастье познания
пространства.

В процессе своего развития природа и общество
непрерывно изменяются, и поэтому созданная карта
с течением времени перестаёт соответствовать
действительности, устаревает. Требование
современности – одно из основных свойств карт:
все картоматериалы, положенные в её основу,
должны быть современными и одновременными. В
связи с этим перед учителем географии встаёт ещё
одна задача – следить за всеми изменениями,
которые происходят и своевременно вносить
поправки, чтобы предоставлять учеников только
точные факты.

Так при изучении
административно-территориального устройства
России, необходимо давать самые последние
сведения о количестве субъектов РФ. Изучение
этой темы не возможно без наличия самой новой
административно-территориальной карты страны.

Учебник: «География России. Население
и хозяйство» В. П. Дронов, В. Я. Ром

Класс: 9.

Тема: Политико-административное
устройство России.

Цели:

  • Формировать знания и умение работать с
    политико-административной картой России.
  • Сформировать понятие
    «политико-административное устройство»
  • Развивать навыки самостоятельной работы.

Оборудование:
политико-административная карта России, атласы,
контурные карты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Организация класса на выполнение практической
работы.
Россия – крупнейшее государство в СНГ. В её
состав входят 83 субъекта Федерации: 21 республика,
4 автономных округа, 1 автономная область, 2 города
федерального значения, 9 краёв и 46 областей.

II. Проведение практической работы

  1. Учитель даёт минимум основных понятий о
    политико-административном устройстве страны,
    анализируя политико-административную карту.
  2. Далее ученика предлагается выполнение
    практической работы «Обозначение на контурной
    карте субъектов России»

Задание №1. Заполните таблицу: СУБЪЕКТЫ
РОССИИ.


Название субъекта (республики,
края)
Столица, административный центр

Задание №2. Используя данные таблицы, на
контурную карту нанесите границы республик,
автономных округов, краёв, входящих в состав
России.

III. Подведение итогов практической работы

IV. Домашнее задание

Подготовить доклады на тему:

  • Формирование территории Русского государства
    начала 15 века.
  • Формирование территории Российского
    государства начала 16 века.
  • Формирование территории Российского
    государства конца 17 века.
  • Формирование территории Российской империи 1914
    года.

Проведение данного урока требует наличие самых
новых карт.
Так или иначе, география – это наука, которая
тесно связана с картографией. Картография – это
наука об отображении на картах объектов и
явлений природы и общества, об исследовании их
размещения, свойств, взаимосвязей, изменений во
времени посредством карт и других
картографических моделей, а также о методах их
создания. Некоторые понятия и элементы
картографии изучаются в 6 классе. Например,
понятие «географические карты» и их
классификация.

Учебник: «Начальный курс географии» Т.
П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.

Класс: 6.

Тема: Географическая карта.

Учебно-воспитательные цели:

  • Объяснить понятие «географическая карта»
  • Описывать типы карт и их практическое
    использование.
  • Развивать умение добывать знания при помощи
    карт.

Оборудование: физическая карта
полушарий; физическая карта России; политическая
карта мира; экономическая карта России; глобус.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Географический диктант (дописать нужное
слово или цифру)

Вопросы:

  • Модель земного шара – …..(глобус)
  • Земля имеет форму ….(геоид)
  • Площадь поверхности нашей планеты …..(510 млн. кв.
    км.)
  • Расстояние от центра Земли до экватора ……(6378
    км.)
  • Расстояние от центра к полюсам ……(6356 км.)
  • Земля немного сплюснута у ……(полюсов)
  • Окружность Земли ……(40 тыс.км.)
  • Нулевой меридиан проходит через город
    ……(Лондон)
  • На глобусе вверху находится полюс ……(Северный)

2. Сбор контурных карт с домашним заданием для
проверки.

III. Изучение нового материала

1. Ответ на вопрос 4 к § 9

– Почему на школьном глобусе нельзя показать
разницу между полярным и экваториальным
радиусом Земли?

2. Слово учителя

Гораздо удобнее пользоваться географическими
картами
– это уменьшенное изображение
поверхности Земли или её частей на поверхности
при помощи условных знаков.
Запись определения в тетрадь.

3. Работа с рисунком на стр. 13 атласе.

Задание:

  • Расскажите, как происходит перенос изображений
    поверхности Земли с глобуса на лист бумаги.
  • Рассмотрите, как увеличивается, в каком
    направлении искажения на карте.
  • Прочитайте план ознакомления с новой картой.

4. Работа с картами

Задание:

  • Рассмотрите карты на доске, пользуясь
    прочитанным планом.
  • Что общего в них, чем они отличаются?
  • Подведите итог: назовите виды карт.
  • Какой вид карт мы не рассмотрели? (Контурные
    карты.)
  • В чём их отличие, зачем они созданы?

5. Работа с заданием в учебнике (стр. 26, §10,
задание 1)

Сделайте вывод: Масштабы
географических карт мелкие, то есть расстояния
на них уменьшены очень сильно.

IV. Итог урока

  1. Покажите виды карт и расскажите, что можно
    узнать, используя данную карту.
  2. Что в них общего?

V. Задание на дом: §10, вопрос 2 (устно),
вопрос 6 (письменно)

На примере данного урока очень чётко видно, что
картография является важной частью школьной
географии.
В связи с возрастными особенностями восприятия
школьников к картам предъявляются особые
требования, в отличие от других учебных пособий.
Главное требование – соответствие карты
содержанию школьной программы. На карте должны
иметь место все элементы действительности,
которые описываются в изучаемом разделе
учебника. Необходимо наличие полного
соответствия между картой и учебником. Все
собственные названия, встречающиеся в учебнике,
должны быть на карте. Каждый крупный раздел
программы должен быть обеспечен специальными
картами. Изучение физической географии в 7 классе
опирается на карты природы и хозяйства мира,
материков и их частей.

Тема: Географическое положение.
Исследования Африки.

Цели:

  • называть имена исследователей континента и
    результаты их работы;
  • показывать элементы береговой линии;
  • определять географическое положение материка,
    координаты крайних точек, протяжённость с севера
    на юг и с запада на восток в градусной мере и
    километрах;
  • прогнозировать влияние ГП на особенности
    природы материка.

Оборудование: физическая карта
Африки, рисунки учебника, атласы, контурные
карты.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Африка – второй по площади материк. Есть
основания полагать, что человечество зародилось
в Африке и именно оттуда оно распространилось
потом по всему миру. Развитая и во многом
загадочная цивилизация сложилась в Египте,
правители которого посылали экспедиции с
исследовательскими и торговыми целями на юг по
Нилу и вдоль африканского побережья к Красному
морю.
Долгое время Африка была центром работорговли.
У самой западной точки Африки, напротив Дакара,
современной столицы Сенегала, расположен остров
Горе. В далёком прошлом этот остров был базой
пиратов и работорговцев. Здесь «живой товар»
через «ворота без возврата» выводили и грузили
на парусники, шедшие в далёкую Америку. Горестный
плач и кандальный звон стихли только к середине 19
века, когда было запрещено рабство во
Французской Африке. Работорговля длилась с 15
века до середины 19 века и унесла миллионы
человеческих жизней.

2. Работа со схемой. Изучение любого материка
проводится по плану.

Задание. Что вы должны знать после
изучения темы «Африка»?

3. Работа с физической картой Африки.

1) Знакомство с картой. Задание. Используя
легенду, перечислите всё, что можно узнать по
этой карте.
2) ГП Африки. Задание. По плану описать ГП
материка.
3) Береговая линия. Задание. Описать изрезанность
береговой линии.
5. Работа с текстом учебника. Задание. Используя
текст учебника, заполните таблицу «Исследование
Африки»


Имя исследователя Время (дата) Результаты исследования

III. Итог урока

Вопросы.

  • Изменилась ли природа Африки и как, если бы
    наибольшее расстояние между западной и
    восточной точками было в южной его части?
  • Как бы изменилась природа Африки, если бы на
    северо-востоке она омывалась океаном?

IV. Домашнее задание: §24, задание в
контурной карте.

Физическая география России в 8 классе
опирается на карты природных явлений и объектов.
Так изучение климата России требует наличие
климатических карт, без которых невозможно
правильное формирование представлений обо всех
климатических процессов и явлений.

Учебник: «География России. Природа»
И. И. Баринова

Класс: 8.

Тема: Итоговый урок – игра по теме
«Климат России»

Цели:

  • Проверить уровень знаний, умений и навыков по
    изученной теме.
  • Развивать умение работать в команде.
  • Воспитывать чувство сплочённости.

Оборудование: атласы, письменные
принадлежности, карта «Климат России», заранее
приготовленные задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс заранее делится на две команды, которые
выбирают себе капитана и название команды.
Капитан составляет список команды, решает, кто из
членов команды будет отвечать, оценивает ответы
учеников, следит за порядком и дисциплиной в
команде.

II. Повторение материала

Задание №1. Климатообразующие
факторы
. Каждой команде вручается по
«ромашке» с десятью лепестками, на которых
написаны не только факторы, определяющие климат:

  1. Уровень солнечной радиации.
  2. Географическая широта местности.
  3. Выветривание.
  4. Рельеф.
  5. Состав горных пород.
  6. Близость океанов.
  7. Течения.
  8. Высота местности над уровнем моря.
  9. Эрозия почв.
  10. Антропогенное воздействие.

Задача команды – собрать «ромашку» из восьми
лепестков, на которых будут только
климатообразующие факторы.
Время выполнения задания 2 минуты, максимальное
число баллов – 8.

Задание №2. Климат, погода. Каждой
команде вручается стрелка с названием воздушной
массы и листок с вопросами только для этой
команды.

Команде «Ветер»

  1. Определите для территории республики Саха
    климатический пояс и тип климата.
  2. В зимний период времени на территории Якутии
    устанавливает господство кУМ, какую погоду она
    приносит?

Команде «Циклон»

  1. Вы собираетесь в Приморский край в Хабаровск,
    определите климатический пояс и тип климата этой
    территории.
  2. В летний период времени на территории
    Приморского края господствует мУМ, какая погода
    там устанавливается?

Время выполнения заданий 4 минуты, максимальное
число баллов – 5.

Задание №3. Термин – понятие.
Командам вручается конверт. В каждом конверте по
10 карточек – заданий и 30 карточек – ответов.
Каждому участнику нужно взять по одной – две
карточки и найти к ней правильный ответ.
Каждая команда должна дать 10 правильных ответов,
при этом капитан команды оценивает каждого
отвечающего, а учитель – ответ всей команды.

Команде «Ветер»

  1. Конвекция.
  2. Тёплый фронт.
  3. Циклон.
  4. Ураган.
  5. Трансформация ВМ.
  6. Суммарная солнечная радиация.
  7. Туман.
  8. Коэффициент увлажнения.
  9. Засухи.
  10. Поглощённая радиация.

Команде «Циклон»

  1. Атмосферная циркуляция.
  2. Холодный фронт.
  3. Климатообразующие факторы.
  4. Изобары.
  5. Гололёд.
  6. Испаряемость.
  7. Суховеи.
  8. Агроклиматические ресурсы.
  9. Погода.
  10. Рассеянная радиация.

Задание №4. Найти ошибки в описании
климата
. Каждой команде предлагаются
однотипные тексты с описанием климата,
содержащие ошибки.
«Резко континентальный климат Восточной Сибири
сложился в условиях значительной близости к
океанам, положения территории в умеренном поясе,
наличие высоких гор, которые свободно пропускают
морские воздушные массы с Тихого океана. Здесь
круглый год преобладают морские массы воздуха.
Из-за этого зима холодная и продолжительная, а
лето сравнительно тёплое, в южных районах даже
жаркое. Годовые амплитуды температур достигают
40-65?и более. Зимой случаются морозы до – 60° и ниже.
Зимой здесь поверхность Земли медленно
охлаждается. Постепенно охлаждаются,
уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает
устойчивый антициклон. Устанавливается ясная,
малооблачная и очень холодная погода»
Время выполнения задания 3 минуты, максимальное
число баллов – 4.

Задание №5. Климат и человек. Команда
получает конверт, где кроме задания на 15
карточках – рисунках показано туристическое
снаряжение на все времена года. Задача учащихся
правильно выбрать снаряжение, чтобы зимой
поездом добираться из Волгограда до Мурманска и
отправиться в поход по Кольскому полуострову.
Время выполнения задания 4 минуты, максимальное
число баллов – 5.

Задание №6. Анализ графиков и
диаграмм
. Каждой команде даётся по три
столбиковые диаграммы с графиками хода
температуры воздуха и осадков в течение года.
Нужно определить, какая из трёх диаграмм
соответствует климату: Москвы, Владивостока.
Время выполнения задания 2 минуты, максимальное
число баллов – 3.

III. Подведение итогов. Если команда
набирает 33-35 баллов, она получает оценку «5», 30-32
балла – «4», 27-29 баллов – «3»

IV. Домашнее задание: ответить на
вопросы стр. 73.

Содержание карты должно быть понятно ученику
данного класса, вместе с тем карта не может быть
простой схемой. Легенды школьных карт должны
быть логичными и простыми, пояснения к знакам –
понятными школьнику, для которого предназначена
карта. Поэтому не стоит учителям географии
использовать, например, учебные карты для
начальной школы в 6 или 8 классе. Это приводит к
формированию неправильного пространственного
представления школьников.
Кроме настенных школьных карт, в школьной
географии используются контурные карты,
предназначенные для закрепления и проверки
знаний учащихся. Они имеют не меньшее значение в
изучении географии.

Использование карт на уроках и факультативных
занятиях в школе способствует расширению
кругозора учащихся, развитию у них
любознательности, фантазии и творческого
отношения к предмету. Значение карты в школьной
географии невозможно переоценить, так как «карта
– это второй язык географии».




Следующий: