Роль и влияние физической культуры в деле укрепления здоровья учащихся в условиях экологически неблагоприятной ситуации города Шелехова


Шелехов – один из самых молодых городов
Восточной Сибири. С того далекого январского дня
1962 года, когда Шелехову был присвоен статус
города, прошли годы.

Сегодня Шелехов – город строителей и
монтажников, учителей и врачей, кабельщиков и
металлургов. Всем вместе нам предстоит пережить
трудные времена, дать городу не только
благополучие и материальный достаток, но и
вернуть чистоту и славу самого зеленого среди
юных городов России. Люди Шелехова – главное
достояние и богатство нашего города, а если еще
здоровы, то богаты вдвойне.

По многочисленным наблюдениям за состоянием
объектов окружающей среды город в течение ряда
лет входит в приоритетный список наиболее
загрязненных городов России.



Согласно анализа материалов исследований
контролирующих служб, научно-исследовательских
и других организаций, экологическая ситуация в г.
Шелехове и районе его размещения
характеризуется:

  • высоким уровнем загрязнения воздушного
    бассейна, почв, растительности и поверхности вод
    вредными примесями антропогенной природы;
  • выраженным ущербом состоянию лесных массивов в
    окрестностях города, связанным с загрязнением
    окружающей среды;
  • существенным ущербом здоровья населения в виде
    повышенного и высокого риска детской и взрослой
    заболеваемости.

Основная роль в определении экологического
состояния принадлежит наличию:

  • фтористого водорода и других соединений фтора;
  • бензапирена – индикатора полициклических
    ароматических углеродов и опасности
    канцерогенного эффекта.

Загрязнение окружающей среды и другие
неблагоприятные факторы существенно ухудшают
состояние здоровья населения в городе.

По уровню общей заболеваемости детей и
обращаемости по отдельным классам болезней в
период 1988-1994 гг. город занимал 2-ое место среди
городов и промышленных районов области, а в 1995 г.
– первое место.

Безусловно, отмеченные выше обстоятельства
диктуют необходимость в ходе
учебно-воспитательного процесса особое внимание
уделять укреплению здоровья учащихся.
Значимость и актуальность проблемы
подчеркивается тем, что в плане работы школы
специально выделена программа “Здоровье”,
включающая мероприятия по улучшению
учебно-материальной базы школы,
санитарно-просвитительной работе, обследованию
здоровья детей, выявлению групп риска и их
оздоровлению на базе медицинских учреждений,
таких как профилакторий “Заря”, с которым у
школы сложились тесное сотрудничество, на
пришкольной площадке и в загородным летнем
лагере “Интеллектуал”, являющегося
собственностью школы. Третий год под
руководством школьного врача В.А. Савинкиной
осуществляется фитотерапия курильским и
седативным витаминным чаями, бактерицидными
сборами, а также полифепаном (как адсорбентом
тяжелых металлов), аевитом и поливитаминами.

Одно из ведущих мест в деле укрепления здоровья
детей отводится физической культуре и спорту.
Для этого имеется необходимая материальная база:
два спортивных зала, бассейн с двумя чашами,
пришкольное спортивное ядро. Кроме этого
учащиеся пользуют услугами лыжной базы и катка
“Металлург”.

Летом и в течении учебного года учащиеся имеют
возможность проводить время на свежем воздухе в
живописном месте на берегу реки Иркут, где
расположен наш лагерь.

Школа № 3, где я трудилась в течении 16 лет,
недавно отметила свое 40-летие. Более тридцати из
них она работала в режиме продленного дня, то
есть для большинства детей 1-9-х классов
пребывание в школе не ограничивалось только
уроками, а продолжалось до 17-18 часов. Поэтому
перед коллективом ставился вопрос разумной
организации режима дня, недопущения умственной и
физической перегрузки, переутомления детей. На
помощь приходила физкультура. К обязательным в
базисном плане урокам был добавлен третий –
спортивный час, который проводился в виде
подвижных игр на улице весной, катания на коньках
и лыжах, плаванья – зимой, занятий волейболом и
баскетболом – осенью. У учащихся 1-3-х классов
дополнительно был введен урок ритмики, ценность
которого заключающаяся в выработке правильной
осанки, легкости и красоте движений, правильной
работе дыхательного аппарата, безусловно,
неоспорима.

Более 10 лет школа работает над теперь уже
совершенствованием системы развивающего
обучения в условиях модульных классов с
углубленным изучением предметов
математического и гуманитарного циклов. И здесь
велика роль физкультуры и учителей физического
воспитания в сохранении здоровья детей,
недопущения переутомления, связанного с
умственной деятельностью, поскольку кроме
обязательных уроков ребята занимаются в
спецкурсах и факультативах. Как и во всех школах,
уроки физкультуры, участие в различных
соревнованиях, туристические слеты – это
обязательный арсенал наших средств. Но мы
несколько пересмотрели программу по физической
культуре, более полно использовав наши
материальные возможности, а также изучив
интересы и потребности учащихся и их родителей.
Начиная с 8-го класса и далее, мы ввели такие
разделы, как

  • художественная гимнастика (упражнения с мечем и
    без предмета);
  • аэробика и гидроаэробика (для девушек);
  • более подробное изучение игр волейбол и
    баскетбол (для юношей).

Наличие бассейна позволило вести весь год
обучение плаванию, начиная с 1-го класса. На базе
школьного бассейна проводятся занятия с
ослабленными детьми, переведенными по
медицинским показаниям из основной группы в
специальную. Надо отметить, что по итогам
прошедшего учебного года из 681 учащегося школы в
такую группу входило 62 ребенка, в специальную
медицинскую группу – 12 детей, полностью были
освобождены от занятий физкультурой 9 учащихся
школы. В профилактории “Заря” на тренажерах под
руководством опытных специалистов ежегодно
занимаются дети с нарушением осанки.



Кроме обязательных занятий физической
культурой и ЛФК, учителями проводится большая
внеклассная работа по привитию интереса к
предмету и спорту вообще. С удовольствием
участвуют ребята в таких проводимых нами
мероприятиях как “Молодецкие забавы”, “День
Нептуна”, “Зоологический забег”, “Игровой
фольклор” и другие. Зачастую к таким
мероприятиям привлекаются родители, а учителя
физкультуры становятся еще и артистами. Для
ребят спортивные праздники – в радость. А значит,
и наш труд не напрасен.



Пять лет назад нами начат эксперимент по
организации спортивных классов. Так получилось,
что из всех школ Шелехова только в школе № 3 он
был доведен до, мы считаем, ожидаемого
положительного результата. И в этом большое
спасибо руководству техникума физкультуры в
лице директора Альфрита Амировича Сахиулина,
заместителя директора Линь-Бей Натальи Петровны,
преподавателя техникума Сигаева А.В. Весь
прошлый учебный год ребята ездили в техникум,
занимались с удовольствием. Итогом явились
совмещенные выпускные экзамены в школе и
вступительные в техникум.

Из 11 желающих – 9 учащихся стали студентами и
избрали для себя профессию, связанную с
физкультурой и спортом. Мы надеемся, что они
обязательно получат высшее специальное
образование, станут первоклассными
специалистами и придут работать к нам в город.
Очень жаль, что финансовое состояние не
позволяет нам в этом году проводить подобную
работу, в правильности и полезности которой для
обеих сторон мы не сомневаемся. Эксперимент это
доказал.

Наша совместная работа по укреплению здоровья
детей приносит ожидаемые результаты. Как-то,
заглянув в медицинский кабинет, я увидела, что
Валентина Александровна, наш врач, делает
сравнительную таблицу по заболеваемости
учащихся 3 “А” и 3 “Б” классов. Я веду в этих
классах уроки с первого года их обучения. У
одного класса пропуски по болезням за год 160 дней,
а у другого –203 дня. Оказывается, один класс
получал в течение года фитотерапию, а другой,
учитывая желание родителей, — нет. Вот и
результаты. Поэтому мы, учителя физкультуры,
работая с родителями, стараемся помочь врачам в
медико-санитарном просвещении. Врачи же – самые
главные наши помощники. Вместе мы выполняем
очень важную миссию – стремимся укрепить
здоровье учащихся, максимально ослабив
неблагоприятное воздействие на детский организм
экологически неблагополучной внешней среды г.
Шелехова.




Следующий: