Роль этического воспитания в самореализации личности учащихся

Главная задача учителя – научить детей любить
жизнь, окружающий мир, всех людей, начиная с себя.
Это – способность принять себя таким, каким ты
есть, со всеми нерешёнными проблемами и
безграничными возможностями, которые открывают
для человека уважение к себе как личности. “Кто
склонен терять уважение к другим, тот, прежде
всего не уважает себя” (М.Достоевский). Над
проведением уроков человечности задумалась
давно. Следуя теме школы
“Личностно-ориентированная гуманистическая
направленность развивающего обучения учащихся I
ступени” занялась внедрением в работу школы
факультатива “Этика” и начала работу по теме
самообразования “Роль этического воспитания в
самореализации личности школьника”.

Цель данной работы: формировать у
детей способности анализировать поступки других
и свои собственные; учить приумножать свои
положительные качества и избавляться от
отрицательных; формировать устойчивое
нравственное поведение.

Задачи работы: пробудить у ребёнка
интерес к самому себе, своему внутреннему миру;
ознакомить с возможностями управления
собственным поведением; создавать у учащихся
первый опыт самоанализа и саморегуляции
поведения; формировать положительную
эмоциональную Я – концепцию: “Я – нравлюсь”, “Я
– способен”, “Я – защищён”.

Моё педагогическое кредо звучит так: Результат важнее процесса. Воспитывать,
опираясь на природу ученика. Защищать любовью и
правдой.

“В душе каждого ребёнка есть невидимые струны,
и если их коснётся умелая рука, то они красиво
зазвучат”. Данные слова Сухомлинского помогают
мне осуществить реализацию задач работы. Уметь
любить детей, уметь завоевать их симпатии –
главное в гуманистической культуре труда
учителя. Можно определить следующие положения,
раскрывающие её суть: личное достоинство каждого
неприкосновенно; лишь тот имеет право требовать
от других, кто умеет требовать от себя;
постоянная потребность общаться с людьми, жить
их нуждами и интересами; главное – завоевание
доверия учеников. Доверие – мера популярности
учителя.

“Наши дети – это наша
старость. Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитание – это
наше будущее горе, это наши слёзы. Это наша вина
перед другими людьми, перед всей страной”

(А.С.Макаренко).

Эти слова помогают учителю выбрать правильный
путь в воспитании и обучении ребёнка. В своей
работе мы руководствуемся стихотворением
Н.А.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”. С
детьми стихотворение проанализировали на уроке
литературного чтения, с родителями на круглом
столе по теме “Пять путей к сердцу ребёнка” с
опорой на книгу психолога Р.Кэмпбелла.
Совместные родительские собрания, консультации,
беседы, обмен опытом помогают найти правильный
путь в воспитании детей, вместе преодолевать все
трудности, все недостатки этического воспитания.
В нашем небольшом городе, где социальный статус
многих семей находится на низком уровне, такая
работа очень помогает родителям найти общий язык
со своими детьми, быть более откровенными друг с
другом, самим научиться общению и умению вести
диалог в коллективе. Чтобы узнать детей и их
родителей лучше я провожу тестирование. В
частности был проведён тест “Познай себя”.

  1. Какие качества людей ты считаешь наиболее
    ценными?
  2. Кому ты хотел бы подражать? Кто твой любимый
    литературный герой и киногерой?
  3. Как ты относишься к людям? Чего в них, по-твоему,
    больше: положительного или отрицательного?
  4. К какой группе ты отнесёшь себя?
    – всегда доволен собой, гордишься и любуешься
    собой, на замечания товарищей обижаешься,
    сверстников считаешь ниже себя по уму и
    подготовке (эгоистичен),
    – восхищаешься многими товарищами по школе, а в
    себе видишь только плохое (чрезмерно
    самокритичен),
    – недоволен собой, но и среди товарищей не видишь
    достойных уважения, готов признать свои ошибки,
    но и другим не прощаешь оплошностей (скептичен,
    неуважителен),
    – недоволен своими отдельными недостатками, но
    уважаешь себя за верность слову, силу воли;
    – недостатки товарищей тебя волнуют, и ты ищешь
    повод, чтобы дать им добрый совет (настоящий
    товарищ).
  5. Сколько из задуманных тобою дел доведено до
    конца? (Если почти все – у тебя сильная воля, если
    половина – удовлетворительно развитая воля,
    меньше половины – слабая воля).
  6. Выдержан ты или вспыльчив, решителен или нет,
    скромен или хвастлив, можешь ли противостоять
    дурному влиянию?
  7. Опрятен ли ты? (Суворов говорил: “Одежда в
    пятнах – душа в пятнах”).
  8. Умеешь ли ты без обиды выслушать критику
    старших и товарищей? Как ты реагируешь на неё?
  9. Как в целом ты оцениваешь уровень своей
    воспитанности?

Родители прошли анонимное тестирование,
которое показало, что мало кто из родителей хотел
бы кому-то подражать. Многие из родителей ранимы,
обижаются на замечания. Некоторые недовольны
собой. Часть родителей относится к себе с
уважением. Многим не хватает решительности. Но,
несмотря ни на что, уровень своей воспитанности
считают довольно высоким. А дети же напротив
показали наиболее правдивые результаты. Итоги
тестирований мы совместно с родительским
комитетом используем в подготовке к
родительским собраниям, в работе с учащимися
класса.

Мы также учимся давать себе характеристику,
стремимся стать более идеальными. С этой целью я
использую тест “Идеальный ребёнок” на уроках
русского языка, литературного чтения,
технологии, изобразительной деятельности. Этот
тест желательно проводить несколько раз в год,
чтобы проследить развитие умения детей давать
себе адекватную характеристику:

“Каким хотели бы видеть тебя твои родители,
каким бы ты сам хотел быть. Выбери те слова,
которые в таком случае охарактеризовали бы тебя,
подчеркни характеристики родителей – красным
карандашом, свои характеристики – синим. Подумай
над значением этих слов и проверь по словарю:

аккуратный, балованный, безнравственный,
безобидный, безответный, безответственный,
безотказный, безразличный, безропотный,
бескультурный, бессовестный, благожелательный,
благородный, болтливый, вежливый, великодушный,
вздорный, говорливый, гостеприимный, грубый,
деликатный, доброжелательный, добронравный,
добропорядочный, добросердечный,
добросовестный, ехидный, жадный, жалкий,
жизнерадостный, завистливый, задиристый,
занудный, застенчивый, злопамятный, злорадный,
избалованный, инициативный, интеллигентный,
истеричный, кокетливый, коммуникабельный,
корректный, культурный, легкомысленный. Ленивый,
лицемерный, милосердный, мнительный,
многословный, молчаливый, мягкотелый, наглый,
надоедливый, назойливый, нахальный, невежливый,
невоспитанный, несерьёзный, неугомонный,
обидчивый, озорной, оригинальный, остроумный,
отважный, ответственный, отзывчивый, плаксивый,
порядочный, послушный, придирчивый,
простосердечный, простофиля, пунктуальный,
пустомеля, работоспособный, работящий,
равнодушный, разгильдяй, раздражительный,
размазня, разумный, растяпа, решительный,
рисковый, робкий, ротозей, самостоятельный,
самоуверенный, себялюбивый, серьёзный, скромный,
скучный, слабонервный, справедливый,
трудолюбивый, упорный, упрямый, усердный,
усидчивый, хитроумный, хитрый, эгоистичный”.

Тестирование “Идеальный собеседник” помогло
раскрыть глаза многим родителям на характер
своего ребёнка. Некоторые были удивлены, потому
что представляли свою дочь или сына совершенно
другими. Это тестирование и работа над его
результатами вместе с детьми способствовали
изменению взглядов ребёнка на собственное
поведение. Так, например, на вопрос “Любишь ли ты
больше слушать, чем говорить?”, многие ответили,
что да, я люблю говорить. Но мы пришли к общему
мнению, что в разных ситуациях человек должен
слушать собеседника и быть воспитанным, давая
советы другим.

Для развития культуры детей использую
“Словарик этических терминов”, который
включает в себя нормы поведения человека в любых
ситуациях. Конечно, важно знать, что детям не
нужно зазубривать правила, составленные
взрослыми, а нужно научиться размышлять над
нравственной сутью каждого поступка. Поэтому
факультатив “Этика” помогает детям соблюдать
установленный порядок поведения везде: в школе,
дома, в театре и так далее. Мы проводим открытые
этические часы для учителей нашей школы и города.
Учителя отмечают, что мы научились не только
общаться и употреблять “волшебные” слова, а в
течение всего этического часа идёт формирование
навыков поведения каждого ребёнка. Занятия этики
способствуют развитию речи детей. Мы учимся не
только говорить, но и слушать, готовимся говорить
на любую тему, не боимся неправильных ответов. Я
помогаю детям высказывать своё мнение по любому
вопросу. Отрадно, что факультативом
заинтересовались и дети, у которых есть
трудности в общении с окружающими и
одноклассниками, наблюдаются неадекватные
реакции на замечания. Но они чувствуют, что им
хотят помочь, что нет натаскивания и постоянных
наставлений, а есть уверенность со стороны
взрослого – учителя в том, что каждый ребёнок по-своему
интересен, каждый имеет право высказать свое
мнение. Глядя на одноклассников, которые умеют
вежливо сделать замечание, сказать комплимент
или выразить своё отношение к друзьям, эти дети
тоже пытаются выглядеть в глазах своих
одноклассников лучше и желают получить
комплимент, стараются выполнять правила
школьника.

Все дети моего класса живут по “Законам
жизни”, которые находятся в нашем классном
уголке:

Делай добро!

  • Люби и прощай людей!
  • Относись к людям так, как хотел бы, чтобы
    относились к тебе!
  • Бойся обидеть человека!
  • Найди свою цель в жизни!
  • Не ищи оправдания собственным слабостям и не
    ленись!
  • Познай себя и мир!
  • Лучше отдай своё, чем возьми чужое!
  • Не теряй веры в себя!
  • Умей дарить радость людям!
  • И может, ещё не всегда каждому удаётся
    выполнять все эти законы, но я верю, и вселяю эту
    веру в детей, что, выйдя во взрослую жизнь, данные
    законы им помогут, и будут освещать их путь до
    конца дней. Мои дети будут помнить, что то, чему я
    хочу научить их, точно яблоня, покрытая листвой.
    То, что я при этом знаю, всего лишь яблоко на
    ветке. А то, что у них останется, всего лишь
    плодовое зёрнышко.… Но из него иногда вырастет
    яблоня. И я всегда руководствуюсь мудростью
    Антона Семёновича Макаренко: Человек не
    воспитывается по частям, он создаётся
    синтетически всей суммой влияний, которым он
    подвергается. Поэтому, этическое воспитание
    пронизывает мою работу с детьми.

    При тематическом планировании факультатива
    “Этика” я руководствовалась экспериментальной
    программой по эстетическому воспитанию младших
    школьников Татьяны Губкиной (газета “Начальная
    школа” – № 16 – 97 г.) и многой другой
    литературой. В 2002 году полностью адаптировала её
    для условий нашей школы (факультатив проводится 1
    раз в неделю и составляет за год 32 часа) и
    защитила в “Панораме методических идей”.
    Учителя не только нашей школы уже используют эту
    программу при проведении факультатива.
    Программа курса содержит четыре раздела в
    соответствии с содержанием и этической
    направленностью материала:



    I раздел. Этика. Этическая сущность
    этикета.

    II раздел. Этика общения. Этические
    нормы отношений с окружающими.

    III раздел. Этика отношений в
    коллективе, познание себя и другого через
    общение.

    IV раздел. Гигиена и культура
    поведения. Культура внешнего вида.

    Каждый раздел имеет свои задачи и понятия, с
    которыми знакомятся дети. На каждом уроке
    предусматривается практическая работа:
    тренинги, игры, совместные занятия,
    иллюстрирование понятий и своего отношения к
    теме. Приведу в пример планирование для 4-го
    класса.

    Раздел I. Этикет

    Задачи: углубить и разнообразить
    сферу применения правил этикета в повседневной
    жизни, практические формы работы с учащимися по
    усвоению этикета, его норм жизни.

    Понятия: этикетные нормы поведения,
    речевой этикет, повседневный этикет, хорошие и
    дурные манеры, человечность.

    Тема Цель Практическая работа
    1 Человек – мера всему Познакомить с основами этикета,
    правилами поведения, предписывающими
    безусловное уважение человека
    Предложить помощь другу (подруге),
    извиниться за опоздание и т.д.
    2 Человек в школе Рассказать о правилах поведения на
    уроках и на переменах, акцентировать внимание
    детей на школьных правилах этикета: по отношению
    к учителю, работникам столовой, гостям школы,
    товарищам
    Извиниться и перебить разговор
    беседующих, обратиться с просьбой к учителю
    3 Человек в семье Поговорить с детьми об их поведении по
    отношению к родителям, бабушке и дедушке,
    родственникам, соседям; о режиме жизни семьи.
    Объяснить, как важно соблюдать культуру
    устройства рабочего места (освещение, личная
    библиотека); поговорить о месте игрушек в доме, об
    уходе за ними
    Выразить почтение старшему, успокоить
    малыша
    4 Человек в гостях Познакомить с правилами поведения при
    появлении гостя в доме; рассказать о том, как надо
    угощать гостя, о формах благодарности, времени
    визита
    Пригласить товарищей на вечерний чай;
    появиться в доме в качестве гостя
    5. Человек за столом Познакомить детей с правилами
    поведения за столом, общения во время трапезы; с
    тем как пользоваться приборами и салфетками
    Угостить сидящего рядом гостя; накрыть
    стол для ужина и т.д.
    6. Человек на улице Познакомить детей с правилами
    поведения во время прогулки, перехода через
    улицу и дорогу, поведением на улице при
    чрезвычайных обстоятельствах, падениях, потерях,
    ссорах, драках, нападениях, катастрофах
    Обратиться к прохожему с просьбой;
    оказать внимание и помощь пассажиру в
    транспорте, пешеходу на улице
    7. Человек в культурных зрелищных
    учреждениях
    Объяснить правила поведения в
    культурно – зрелищных учреждениях, рассказать о
    культуре театральной одежды, об определении
    времени выхода и маршрута
    В “зрительном зале”: войти в зал,
    пройти по ряду, занять своё место в середине ряда;
    ты пришёл в театр после третьего звонка
    8. Самовоспитание. Самоконтроль.
    Самооценка.
    Учить анализировать свои поступки,
    формировать умение составлять “План на
    будущее” и работать над собой
    “Я буду”, “Я не буду”, “Я горжусь
    собой за…”

    Раздел II. Этика общения и человеческих
    отношений

    Задачи: расширять этический кругозор
    в логике этики отношений учащихся,
    совершенствовать практику этического поведения
    детей в отношениях к людям, природе, окружающей
    действительности.

    Понятия: душевность, духовность,
    бездуховность, доверие, доверительность,
    симпатия, антипатия.

    Тема Цель Практическая работа
    1 Душа – это наше творение. Акцентировать внимание детей на том,
    что духовность – это внутренняя сила
    человеческой души, вбирающая и откликающаяся на
    всё истинное, доброе, полезное человеку; обратить
    внимание на формирование души
    Остановить недостойное поведение
    друга, принести извинения за допущенную ошибку
    родителям, учителю, незнакомому человеку
    2 Человек расширяет знакомства. Объяснить правила поведения при
    знакомстве: на улице, в гостях, в своём доме; как
    продолжить знакомство, как проявить знаки
    симпатии и как оказать знаки внимания новому
    знакомому
    Познакомить родителей со своими
    друзьями, товарищей с новым другом
    3 Человек общается с книгой Развивать культуру чтения книги,
    относиться к книге, как к источнику знаний
    Обратиться к библиотекарю в момент
    затруднения относительно поиска нужной книги;
    заинтересовать товарищей прочитанной книгой
    4 Человек на даче, на природе Учить детей слушать природу, объяснить
    важность огородной работы
    Игры на лоне природы
    5 Человек в магазине Воспитать у детей необходимость
    соблюдения правил поведения в магазине по
    отношению друг к другу; рассказать о культуре
    оплаты товара, об упаковке покупки
    Попросить продавца упаковать товар.
    Обратиться в магазине с просьбой выбрать нужную
    книгу
    6 Вглядись в себя. Сравни с другими Научить оказывать знаки внимания
    окружающим людям, говорить комплименты,
    проявлять интерес к другому человеку, разделить
    с человеком радость; возражать и оценивать
    другого человека
    Поздравить с торжественным днём всех
    родных, преподнеся им сувениры, подарки;
    выслушать человека с доброжелательностью

    Раздел III. Этика отношений в коллективе

    Задачи: расширить и углубить понятия
    коллективизма, совершенствовать знание учащихся
    в области коллективных отношений, создать
    условия для применения этих знаний.

    Понятия: коллективизм, единомыслие, рыцарство,
    высокомерие, естественность, великодушие, зависть.

    Тема Цель Практическая работа
    1 Коллектив начинается с тебя Воспитывать доброе отношение к
    одноклассникам, товарищам, друзьям, знакомым;
    оказывать им внимание и помощь
    Правильно общаться с соседом по парте;
    повести телефонный разговор с другом
    2 Дружеские встречи Воспитать чувство коллективизма,
    научить нескольким способам приготовления
    сюрпризов для именинников
    Правильно преподнести и принять
    подарок; подобрать наилучший костюм для ситуации
    посещения именинника
    3 Если товарищ заболел Объяснить правила поведения человека у
    больного
    Выразить сочувствие человеку; встать на
    защиту обиженного
    4 Дружба как духовная ценность Научить различать понятия “знакомый –
    приятель – товарищ – друг”, доверять другу,
    уважать его достоинство, прощать мелкие
    недостатки, уделять другу внимание и время,
    чувствовать ответственность за него, беречь
    дружбу от зависти и злости
    Правильно повести себя, если при тебе
    неуважительно отзываются о твоём друге;
    правильно вести себя, если к тебе пришёл друг, а у
    тебя срочное дело.
    Юмор и дружба Акцентировать внимание на том,что юмор,
    смех – это элемент дружеских отношений
    Конкурс весёлых анекдотов
    6 Секретные советы мальчикам Разъяснить, что благородство – это
    неотъемлемое качество мальчика, воспитывать
    отношение к тайнам взрослой жизни (к влюблённым,
    скабрезным анекдотам и т.д.)
    Как поступить, если на твоих глазах
    отнимают деньги у малыша; если одноклассница
    жалуется на плохое самочувствие
    7 Секретные советы девочкам Объяснить девочкам роль этикета в
    формировании женственности, поведение при
    нарушении мужского этикета.
    Хозяйка разливает чай гостям; к
    имениннице приходит гость и вручает подарок.
    8 Скажи сам себе Уметь применять правила этики общения
    на уровне навыка и привычки; соблюдать интересы
    человека и интересы окружающих его людей, этику
    общения с незнакомыми людьми: приветливость,
    доброжелательность, великодушие
    Сочинение по этике “Скажи сам себе”.
    9 Благодарность – моральное требование
    платить добром за добро
    Усвоение золотого правила: поступай по
    отношению к другим так, как хотел бы, чтобы
    относились к тебе
    Игра “Кресло откровенности”
    10 Авторитет. Лидер в детском коллективе Разъяснение сути авторитета. Авторитет
    – пример каждому в учёбе, поведении
    Игра “Узнай по голосу”

    Раздел IV. Гигиена. Этикет и внешний вид

    Задачи: формировать отношение к
    здоровью человека, как к ценности, ориентировать
    учащихся на постоянное соблюдение гигиены и
    культуры внешнего вида.

    Понятия: красота, грациозность,
    манерность, сдержанность, собранность, эстетика.

    Тема Цель Практическая работа
    1 Мой внешний вид Объяснить детям важность осанки и
    походки человека, акцентировать внимание на
    позах стоящего и сидящего человека, которые
    говорят о красоте, естественности, грациозности
    Игра “Свет мой, зеркальце, скажи…”
    2 Культура моей одежды Научить различать уличную,
    повседневную, рабочую одежду от театральной и
    концертной; воспитывать аккуратность,
    собранность, сдержанность в одежде
    3 Культура движений человека Воспитывать сдержанность, спокойствие;
    уметь соблюдать дистанцию, приносить извинения
    за неосторожность движения
    4 Культура режима и распорядка дня Объяснить, как важно помнить об
    обещании, режиме дня и ночи, работы и отдыха;
    научить уважать режим работы и отдыха других
    людей
    Коллективные игры: Разведчики, Движения
    по руке
    5 Мода. Мещанство Разъяснить, что такое мода. Что значит
    модно одеваться. Выбирать одежду соответственно
    лицу и фигуре
    6 Посоветуемся с зеркалом Формировать представление о внешнем
    виде воспитанного человека, об уместном
    использовании украшений
    Игра “Свиток”

    Заключительный урок – праздник (2
    часа).




    Следующий: