Роль эпиграфа в рассказе А. И. Куприна Гранатовый браслет


Цели.

  • Показать, как писатель изображает влияние любви
    на человека; мастерство Куприна в изображении
    мира человеческих чувств.
  • Раскрыть значение музыкального эпиграфа в
    рассказе.
  • Развивать навыки аналитико-исследовательской
    работы по тексту в единстве формы и содержания;
    культуру устной связной речи; навыки
    выразительного чтения; мышление.
  • Оборудование урока.

    Портрет А.И.Куприна.
    Грамзапись Второй сонаты Л.В.Бетховена.

    Ход урока

    1. Сообщение темы и целей урока.

    2. Вступительное слово учителя.

    3. Определение темы рассказа.

    - Тема рассказа должна отразиться в эпиграфе.
    Что называется эпиграфом?

    - Определение эпиграфа в словаре
    литературоведческих терминов: “Эпиграф — слова,
    предпосланные художественному произведению,
    помещаемые непосредственно перед текстом и
    призванные раскрыть художественный замысел
    автора, дать авторскую оценку излагаемым
    событиям. Эпиграф тесно связан с текстом.

    - Чтение эпиграфов, подобранных дома.

    - Эпиграф в рассказе музыкальный.

    - Коротко передайте сюжет рассказа.

    - Сейчас мы послушаем сонату Бетховена.
    (Настроить ребят на слушание классической
    музыки, рассказать о композиторе)

    Задание.

    Во время звучания мелодии ещё раз
    вспомнить рассказ и подумать, какие эпизоды
    могут соответствовать сонате.

    -

    Итак, какие эпизоды возникли в вашем
    воображении? (Любовь, пейзаж, браслет, прощание
    княгини Веры с Желтковым, известие о смерти и др.)

    -

    Посмотрите, весь рассказ отразился в музыке.
    Действительно, музыкальный эпиграф тесно связан
    с текстом.

    -

    Подумаем, как менялась музыкальная
    интонация? (Спокойная — любовь, пейзаж, прощение;
    светлая — игра подруги, пейзаж, любовь;
    напряжённая — подарок Желткова, разговор с
    Желтковым, известие о смерти)

    -

    Сопоставим музыкальные интонации с жизнью
    героев. Композиция рассказа соответствует
    музыке. На основе эпиграфа строится весь рассказ.

    -

    Какие два начала сталкиваются в музыке?
    (Напряжённость и спокойствие)

    -

    То же самое происходит в жизни героини.
    Скажите, как проходит её семейная жизнь, что об
    этом говорит автор? (Любовь угасает и становится
    привычкой)

    -

    А что такое любовь? Как вы понимаете?

    - Определим значение слова любовь по словарю.
    (Любовь — чувство, трудно поддающееся формальному
    определению. Характеризуется высшей
    эмоционально-духовной напряжённостью и основана
    на открытии максимальной ценности конкретного
    человека)

    - Обратимся к тексту. Когда, кто говорит о любви
    в произведении? (Автор — 2 гл., 12 гл., 13 гл.; Василий
    Львович — 5 гл., 6 гл., 10 гл., 11 гл.; Желтков — 5 гл., 10 гл.,
    11 гл., 13 гл.).

    - В каком ключе даны эти рассказы? (Василий
    Львович — в сатирическо-гротескном ключе; Аносов -
    в реалистических тонах)

    - Какие две точки зрения на любовь они
    высказывают? (1 — любовь-смысл жизни; 2 — нечто
    ненужное и расхожее)

    - Кто придерживается точки зрения, что любовь -
    смысл жизни? (Желтков, Аносов)

    - Что было в жизни этих героев? (Они прошли через
    это)

    - Итак, имеет право говорить о любви тот, кто
    любит, кто перенёс страдания.

    - Остановимся на образе Веры Николаевны. Она
    говорит о любви? (Нет, она размышляет, намекает,
    расспрашивает. Эта тема ей очень интересна)

    - Какой вы её представляете? Запишите в тетради
    её черты. (Приземлённое существо, уравновешенная,
    ни фантазии, ни романтизма, ни стремления к
    возвышенному или хотя бы к чему-то необычному,
    рискованному в ней нет)



    - Кто согласен с этой характеристикой? Почему?

    - Устраивает ли её такая жизнь? Не ищет ли она
    чего-то необычного в жизни?

    - Человек, который интересуется любовью и
    задаёт вопросы, — приземлённый человек?

    - Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к
    тексу. Откройте первые страницы и найдите
    описание дня именин княгини Веры. С чего
    начинается описание?

    - Что мы знаем о взаимоотношениях с мужем?
    Зачитайте.

    - Как отреагировала Вера Николаевна на
    молитвенник, который подарила ей сестра?
    Зачитайте.

    - Как это характеризует Веру Николаевну?
    (Романтическая натура)



    - Какой знак препинания употребил Куприн в этом
    абзаце? (Многоточие — пауза — когда мы
    задумываемся о чём-либо, размышляем…)

    Вывод.

    Оказывается, Вера Николаевна- натура
    тонкая, чувствительная. неравнодушная к природе
    (текст), радуется прелестным дням (текст).

    -

    Кто осознаёт, что Вера Николаевна не статуя,
    а женщина с горячей душой? (Желтков)

    -

    Зачитаем последнее письмо Желткова
    (подготовленный ученик).

    -

    Почему Княгиня Вера не ответила на любовь?
    (Не любит; душа не лежит; она замужняя женщина;
    разное социальное положение)

    -



    В какой обстановке она жила? (Жизнь можно
    назвать идиллической: не ссорятся, не изменяют
    друг другу, между супругами полное
    взаимопонимание)

    -

    Когда Вера Николаевна открывает для себя
    что-то важное? (Когда слушает сонату Бетховена)

    -

    Что происходит с ней? (Она успокаивается,
    понимает, что это была любовь, что человеку надо
    любить, надо жить в полную меру, как велит ему его
    сердце — это идея произведения)

    4. Обобщение учителя.

    Эпиграф к рассказу подсказывает основную
    проблему и помогает раскрыть характер главной
    героини. Музыка сонаты раскрыла красоту любви
    Желткова и помогла Вере Николаевне всё понять и
    почувствовать себя прощённой.

    5. Итоги урока.

    1. Выставление оценок.

    2. Домашнее задание.

    - Подготовиться к сочинению.




    Следующий: