Роль чтения для маленького читателя

Сейчас, когда чтение в России кричит SOS (его
кризис приравнивается к национальному бедствию),
перед учителем начальной школы как никогда
раньше, остро встает задача защищать ценность
чтения, поднять его статус в сознании ребенка,
привить к нему вкус.

Я работаю по системе Н. Ф. Виноградовой уже 9 лет.
Стараюсь обучение чтению сделать интересным,
доступным, чтобы оно приносило радость,
удовольствие, чувство успеха.

На уроках чтения, литературы, как правило, нет
места личным впечатлениям школьника, его
субъективным образам; изучаемое произведение не
рассматривается как нечто созвучное настоящей и
будущей жизни ребенка, его внутреннему
субъективному “я”. А если этого нет, нет и
интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри
(хочу), она всецело подчинена мотивации, идущей
извне (велели).

Пока ученик относится к литературе лишь как к
свидетельству того, что происходит с другими, а
не с ними самими, пока в чужом не узнает своё …,
пока не обожжётся этим открытием – до той поры
нет и интереса к чтению, нет и потребности в нем.

Мною было апробировано десятки вариантов,
направленных на читательское развитие. Здесь
всем известные приёмы и формы динамического
чтения, фотоглаз, спринт, чтение за диктором, и т.
д. Но меня всегда интересовала проблема
самовыражения ребёнка в работе над
произведением, его соучастие в творчестве,
которое приносило бы наслаждение от чтения.

При работе над произведением ребята ждут
следующие остановки и варианты заданий:

1. Залив созерцания (активизация образного
мышления)

- Какие картины предстали перед вашим взором,
когда читали произведение?

- Какие звуки, запахи?

- Что и как бы вы нарисовали, если бы были
иллюстраторами этого текста?

2. Бухта радости и печали

(проявление
способности к эмоциональному резонансу).

- Какой эпизод показался наиболее радостным?
Что вызвало смех, улыбку?

- Какой момент заставил грустить?

- Кто и что вызвало у вас гнев и другие чувства?

3. Мыс проникновения:

(погружение во
внутренний мир персонажей).

- Как вы объясните, почему персонажей
действовал так, а не иначе?

- Почему у него возникли такие мысли и чувства, а
не другие?

- Что скрыто за такими – то словами героя?

- Какими вы видите автора произведения?

- Как он относится к своим персонажам?
Разделяете ли вы его отношения?

4. Утес творчества и фантазий

(проективное
мышление по структурированию дальнейших
событий)

- Каким вы представляете себе будущее героев?
Как, по-вашему, сложится их судьба?

- Какие события последуют за концом
произведения?

5. Бухта важных мелочей

(истолкование
отдельных слов)

- Обратили ли вы внимание на такое-то слово и
состав слов?

- Что оно означает? Как вы его понимали? О чём оно
говорит?

6. Айсберг, или Земля сущности

(целостное
восприятие)

- О чём это произведение?

- Почему оно так названо?

- Чем отличается от всех известных вам? В чём
смысл его и оригинальность?

7. Прилив воспоминания

- Не напомнило ли вам это произведение чего-либо
из вашей собственной жизни?

8. Риф самопознания

(способность перенести
читаемое на себя)

- Нет ли в персонаже чего-либо созвучного вашему
характеру?

- А если бы вам пришлось оказаться в подобной
ситуации, как бы вы чувствовали себя,
действовали?

Затем предлагаю детям выразить своё отношение
к прочитанному, закончив записанные на доске
фразы:

Я почувствовал……………..……..

Я увидел…………………….……..

Я ощутил……………………..…….

Я захотел……………………..……..

Я вспомнил………………………….

Я помечтал……………………..……

Я согласился…………………………

Я узнал себя в……………………..…

Я представил себе……………………

Я продолжил бы написанное так……

В этих остановках заложена индивидуальность,
присущая ребёнку, как читателю.

Использую на уроках чтения, дифференцированные
групповые формы работы по прочитанному
произведению. Раздаю вопросы каждой группе
(садятся дети по 4-5 человек)1-го, 2-го, 3-го уровня
сложности. Даю время на подготовку. Дети готовят
ответы, сообщают, кто будет отвечать.

Приведу вариант вопросов для закрепления
знаний по произведению Н. Носова “Живая шляпа” (1
класс, “Чтение и письмо”, Л.А.Ефросинина,
Л.Е.Журова):

Вопрос 1

(1 уровень) Прочитайте
предложение к рисунку на странице 75 и 76 (Чтение и
письмо)

Вопрос 2

(2 уровень) Как бы вы действовали в
подобной ситуации?

Вопрос 3

(1 уровень) Что у вас вызвало смех?
Какой момент заставил грустить?

Вопрос 4

(3 уровень) В чём смысл и
оригинальность рассказа?

Вопрос 5

(2 уровень) Это комедийное или
трагическое произведение? Каково было состояние
кота? А ребят?

Вопрос 6

(1 уровень) Как чувствовали себя
мальчики после случившегося? А кот?

Вопрос 7

(2 уровень) Что вы скажете о
мальчиках? О чём это произведение?

Вопрос 8

(3 уровень) Каким вы представляете
себе будущее героев? Какова будет их судьба?

Вопрос 9

(2 уровень) Почему мальчики
действовали так, а не иначе?

Вопрос 10

(3 уровень) Какие события
последуют за концом произведения?

Приведу пример групповой дифференцированной
работы по произведению В.Драгунского “Тайное
всегда становится явным” (1 класс, “Чтение и
письмо”, Л.Е.Журова, Л.А.Ефросинина).

Вопрос 1 (1 уровень) Мальчик любил манную
кашу?

Вопрос 2 (1 уровень) Прочитайте
предложения к иллюстрации на странице 80 (“Чтение
и письмо” 1класс).

Вопрос 3 (2уровень) Чему научил вас этот
рассказ?

Вопрос 4 (2уровень) Как чувствовал себя
мальчик, когда увидел милиционера? А мама?

Вопрос 5 (3 уровень) Что главное в
рассказе: действие, поступок, событие?

Вопрос 6 (3 уровень) Что значит: “Тайное
становится явным”?

Вопрос 7 (3 уровень) Что мешает человеку
честно признать свою вину? А как можно убедить
себя сознаться в проступке?

Вопрос 8 (3 уровень) Как понимать
высказывание: “Лучше горькая правда, чем сладкая
ложь”?

Начиная с первого класса, приучаю детей
работать с тестами. Тесты позволяют
активизировать чтение, заставляют работать всех,
тренируют память, внимание. Я их учу тем самым
глубокому анализу текста, веду подготовку к
работе над тестами в средней школе.

ТЕСТ по произведению Д.Биссет “Дракон
Комодо” (1класс, “Чтение и письмо”,
Л.А.Ефросинина, Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова)



(рис.
1)

Почему люди боялись дракона?


а) был зелёный
б) извергал огонь
в) топал громко

2. Сколько пар обуви носил Комодо?

а) 3
б) 2
в) 6

3. Сколько ног у дракона?

а) 4
б) 2
в) 6

4. Почему фонарщик не зажигал огней?


а) устал
б) забыл
в) пошёл ужинать

5. Где жил дракон?


а) замок
б) пещера
в) город

6. Какая мысль пришла в голову Сьюзи?


а) своевременная
б) хорошая
в) удачная

А в этом задании дети на листочках пишут + или ?

(произведение “Самое страшное”, Е.Пермяк, 1
класс, “Чтение и письмо”, Л.А.Ефросинина, Л.Е.
Журова).

  1. Мальчика звали Вова.
  2. Он дружил с девочками.
  3. Собаке Пушку на хвост наступал.
  4. Любил бабушку.
  5. Ежа поил молочком.
  6. Настал такой день, когда мальчики не захотели с
    ним играть.
  7. Кот Мурзей играл с Вовой.
  8. Собака на улицу убежала.
  9. Ёжик в другой дом жить перебрался.
  10. Бабушка угостила Вову пирожками.
  11. Вова остался один. Один-одинешенек.

ТЕСТ по произведению К.Ушинского
“Утренние лучи” (2 класс, Литературное чтение,
Л.А.Ефросинина)

1. Что делало красное солнышко? (рис. 2)

а) светило
б) будило землю
в) смеялось

2.Что сделал лентяй от лучика солнышка,
попавшего ему в постельку? (рис. 3)

а) встал
б) засмеялся
в) заснул

3. Пчёлка полетела…. (рис. 4)

а) в улей
б) собирать медок
в) кусать деток

4. Жаворонок …… (рис. 5)

а) уснул
б) залетел в гнездо
в) поднялся высоко и запел песенку

5. Зайчик….. (рис. 6)

а) побежал к зайчихе
б )побежал погрызть кору
в) побежал добывать сочной травки

6. Куры стали ….. (рис. 7)

а) хлопать крылышками
б) бегать за петухами
в) червяков искать

ТЕСТ по произведению Н.Сладкова
“Весенний шум” (2 класс, Литературное чтение,
Л.А.Ефросинина)

1.Май в лесу (рис. 8)

а) загремел
б) зазвучал
в) грянул

2. Совы…… (рис. 9)

а) спят
б) бормочут
в) ищут мышей

3. Трусливые зайцы……

а) прячутся
б) покрикивают

4. Ручей в чащобе….. (рис. 10)

а) звенит
б) журчит
в) бубнит

5. Первый комар……. (рис.11)

а) укусил
б) пропищал
в) затрещал

6. Бубенчики ландышей ….. (рис. 12)

а) зазвенели
б) прозвучали
в) запахли

7. Дождевые капли ….. (рис. 13)

а) капают
б) прыгают
в) блестят

8. В лужах лягушки…… (рис. 14)

а) урчат
б) квакают
в) греются

9.Сухие листья…… (рис. 15)

а) опали
б) ожили

УРОК ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

Рассказ В. ОСЕЕВОЙ “ПЕЧЕНЬЕ”

СОВЕСТЬ — голос в человеке.

(рис.16)

ЦЕЛЬ:

разъяснить детям, что человек
устраивает свою жизнь, согласуясь с совестью, что
совесть — есть голос в человеке и необходимо
прислушаться к этому голосу и хранить совесть
чистой.

НАГЛЯДНОСТЬ:

Пословицы и поговорки:

- Есть слёзы – есть и совесть.

- Совесть не повесть — в архив не сдашь.

- Стыдливый покраснеет, а бесстыдный
побледнеет.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Чтение рассказа В. Осеевой “Печенье”
учителем.

1. Задание перед чтением:

- Какие чувства испытывали, когда читали
рассказ?

2. Ответы детей:

а) Выскажите своё мнение о поступках ребят.
б) Что чувствовали взрослые – мама и бабушка?
в) Вспомните, что вы читали о справедливости и
несправедливости или знаете из радио- и
телепередач.
г) Определите основную мысль рассказа.
д) Какие черты характера проявились у мальчиков?
е) В каком месте рассказа особенно волновались?
ж) Стыдно ли было мальчикам?
з) Что значит совесть?

3. Какая пословица и поговорка подходит к
рассказу? Почему?

III. Работа в группах.

- Закончите рассказ.

IV. Заслушивание вариантов окончания текста.
Выбор удачного конца рассказа

.

V. Физкультминутка.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: