Ритмическая и художественная гимнастика как средство формирования навыка правильной осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Современный темп жизни требует от детей
активности психофизиологических процессов, где
процесс развития ребенка от дошкольного до
младшего школьного возраста является самым
ответственным в формировании правильной осанки.
Общеизвестно, что правильная осанка имеет
огромное значение в жизнедеятельности ребенка,
т.к. является показателем здоровья.

Для полноценного развития детей ведущую роль в
проведении оздоровительной работы с детьми
дошкольного до младшего школьного возраста
занимает физическая культура, которая является
наиважнейшим звеном общей оздоровительной
системы, проводимой в образовательном
учреждении.

Однако на всех ступенях образовательного
пространства, отмечается тенденция
увеличения количества дошкольников и младших
школьников с различными функциональными
нарушениями опорно-двигательного аппарата,
которые оказывают негативное влияние на
психофизиологические системы организма и
показатели здоровья детей.

Основные причины заключаются: в увеличении
учебной нагрузки, вследствие изменения и
усложнения общеобразовательных программ и
недостаточной двигательной активности детей;
негармоничном развитии мышечной системы;
приобретенные или врожденные недостатки
опорно-двигательного аппарата. Это главным
образом влияет на рессорные функции
позвоночника, что в свою очередь, негативно
влияет на деятельность основных систем
организма. В результате этого затрудняется
работа легких и сердца – дыхание становится
поверхностным, неглубоким, уменьшается
подвижность грудной клетки, понижается ЖЕЛ;
снижается сила и выносливость мышц; ухудшается
состояние здоровья, что сопутствует
возникновению многих хронических заболеваний
вследствие проявления общей функциональной
слабости и дисбаланса в состоянии
мышечно-связочного аппарата ребенка.

В последнее время в условиях образовательного
стандарта предусматривается формирование
правильной осанки, но средства, направленные на
достижение этой цели применяются в ограниченном
объеме. Кроме того, особенности физических
упражнений, направленных на формирование
правильной осанки, не позволяют в полной мере
обеспечить эмоциональность занятий по
физической культуре.

В этой связи актуальной становится проблема
поиска наиболее эффективных средств,
способствующих формированию навыка правильной
осанки у детей. Поэтому перед нашим
образовательным учреждением была поставлена
задача – помочь ребенку сохранить и укрепить
здоровье, сформировать правильную осанку, тем
самым улучшить показатели индекса здоровья.

С этой целью, нами была разработана технология,
направленная на формирование навыка правильной
осанки у детей дошкольного и младшего школьного
возраста, занимающихся на уроках физической
культуры ритмической и художественной
гимнастикой.

В предложенной технологии продемонстрирована
идея использования на уроках физической
культуры многообразного спектра упражнений
спортивной направленности – художественной и
ритмической гимнастики, благодаря которой у
детей сформировался навык правильной. На наш
взгляд, это и есть тот своеобразный язык общения,
открывающий ребенку красоту движений и здоровье.

Построение и выбор средств, зависел от
поставленных целей и задач занятия. Основным
средством были упражнения и элементы
ритмической и художественной гимнастики,
которые подразделялись на:

  • элементы основной гимнастики (общеразвивающие,
    строевые и прикладные упражнения);
  • упражнения с предметами (лентой, обручем,
    шарфом, платочками, мячом, скакалкой, булавами);
  • упражнения без предметов (равновесие, вращение,
    перемещение, волны, круги, махи, наклоны, выпады,
    прыжки и др.);
  • упражнения с элементами хореографии и танца;
  • упражнения на согласованность движений с
    музыкой;
  • ритмические упражнения;
  • упражнения на релаксацию;
  • упражнения из других видов спорта;
  • свободные перемещения по площадке
    (индивидуальные и групповые);
  • элементы акробатических упражнений.

Одним из главных методов формирования навыка
правильной осанки был метод избирательного и
вариативного выполнения упражнений.



При этом приходилось учитывать условия
поэтапного формирования навыка правильной
осанки у детей.

  • 1 этап – создание предварительного
    представления о разучиваемом движении;
  • 2 этап – углубленное разучивание,
    стабильность проявлений навыка правильной
    осанки;
  • 3 этап – совершенствование двигательных
    действий в изменяющей обстановке.

Структура занятий состояла из трех частей:
вводной, основной и заключительной. Вводная
часть занятия составляла разновидности
упражнений в ходьбе, беге, подскоков,
перемещений, вращений, общеразвивающих
упражнений. В основную часть занятия вошли
упражнения для всех частей туловища, на
равновесие, танцевальных шагов и элементов,
прыжков и подскоков на месте и в движении, с
предметами и без предметов. Заключительная часть
занятия состояла из упражнений на гибкость и
расслабление мышц.

Использовались различные формы проведения
занятий. Урочная форма:

  • образовательной направленности – для
    формирования специальных знаний, обучения
    разнообразным двигательным умениям;
  • коррекционно-развивающей направленности – для
    развития двигательных способностей и коррекции
    нарушений осанки и свода стопы с помощью
    упражнений;
  • оздоровительной направленности – профилактика
    нарушений осанки, плоскостопия, укрепление
    систем организма;
  • рекреационной направленности – для
    организованного досуга, игровой деятельности.

Неурочная форма – дни здоровья, физкультурные
праздники, группа продленного дня, показательные
выступления. Целью является совершенствование
навыка правильной осанки посредством
самореализации, а также удовлетворение
потребности детей в эмоционально-двигательной
деятельности.

Основными критерии оценки навыка правильной
осанки являлись качественные характеристики:
умение сохранять правильную осанку на
протяжении всего урока, широта амплитуды
движений, активность и точность выполнения
упражнений в заданном темпе и ритме, в процессе
которых дети проявляли уровень сформированности
навыка правильной осанки.

Каждый комплекс упражнений выполнялся детьми в
течение 1–2 месяцев, затем по мере его усвоения
усложнялся и менялся. Частота смены комплексов
зависела от быстроты освоения и интереса к ним
детей. В комплексе применялись упражнения из
разных исходных положений, с использованием
традиционных и нетрадиционных предметов.
Продолжительность и количество упражнений
зависели от подготовленности занимающихся и от
формы проведения занятий. Физическая нагрузка
определялась по частоте сердечных сокращений,
которая не превышала 130–150 уд/мин. Для этого все
упражнения подбирались в зависимости от ритма и
темпа музыкального сопровождения, с
использованием классических и современных
произведений.

В основе проведения уроков физической культуры
с детьми дошкольного и младшего школьного
возраста, было творчество – нестандартная форма
проведения занятий, это позволяло увлечь детей и
добиться абсолютного влияния физических
упражнений направленных на закрепление навыка
правильной осанки у детей.

Отличительной особенностью применения
комплексов упражнений для детей дошкольного от
младшего школьного возраста являлось:

  • поэтапное и детальное разучивание упражнений в
    медленном темпе;
  • наименьшее количество повторений упражнений;
  • медленный темп выполнения упражнений;
  • простые по сложности упражнения;
  • акцентирование внимания на ошибках в виду
    быстрой утомляемости;
  • музыкальное сопровождение в медленном и
    среднем темпе;
  • комплексы упражнений должны занимать не более
    40% занятия.

Приводим примеры комплексов упражнений для
детей дошкольного и младшего школьного возраста,
которые можно использовать в
физкультурно-оздоровительной деятельности (Приложения 1, 2).




Следующий: