Ресурсный подход информационного направления школы как ведущее условие повышения качества образования

Информационный ресурс является ведущим
условием повышения качества образования и лежит
в амбивалентном поле доступности и
востребованности, поэтому создание условий для
перехода к новому уровню образования на основе
ИТ за счёт формирования компетентностной
информационно-коммуникативной образовательной
среды является главным критерием современной
школы. Использование ИТ и, главное,
спланированность и организация работы по
внедрению современных ИТ в
учебно-воспитательный процесс должны носить
системный характер. Целью такой работы станет
создание единого информационного пространства
школы через обеспечение
информационно-методического сопровождения
педагогического процесса, что

  • создаёт условия для повышения качества
    образования, для организации вариативного и
    индивидуального образования;
  • способствует снижению перегрузок учащихся за
    счёт более эффективного использования
    современных педтехнологий на основе
    информационных;
  • развивает междисциплинарные связи в обучении;
  • формирует информационную культуру всех
    участников образовательного процесса;
  • ведёт к совершенствованию административно-
    управленческой работы и развитию материально-
    технической базы учебного заведения;
  • делает процесс функционирования школы
    открытым, доступным для всех его участников-
    педагогов, учеников, родителей;
  • создаёт условия для перспективного
    совершенствования, так как главное условие не
    само пространство, а его содержание.

Для создания такой среды, иначе говоря, единого
информационного пространства образовательной
системы школы необходимо решить следующие задачи
и определить пути и средства их решения:

Задачи:

  1. Содержание информационного пространства
    должно учитывать все особенности школы и
    работать на её совершенствование.
  2. Создание единой базы школы с информацией о
    различных аспектах учебно-воспитательного
    процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и
    родителях, учебный план, электронный классный
    журнал, расписание, разные отчёты и т. п.
  3. Предоставление пользователям возможности
    общения со школой (с помощью виртуальной почты);
  4. Обеспечение применения ИКТ в учебном процессе,
    разнообразных учебных курсов: как готовых,
    распространяемых на компакт-дисках, так и курсов
    собственной разработки; а также интегрирование
    всех курсов в единую среду.

Средства:

1. Развитие материально-технической
базы, включая оснащение компьютерной техникой,
телекоммуникационным оборудованием и
программным обеспечением; организация доступа в
Интернет; создание собственного сайта; создание
школьного библиотечного медиацентра.

Необходимо, чтобы в сетевой версии могли
работать одновременно и директор и завуч и
секретарь, и учителя-предметники, т.е. каждый
пользователь, имел бы свои права и работал бы
независимо от других.

2. Третья задача в построении
информационного пространства: локальная
вычислительная сеть позволит осуществить
эффективное взаимодействие и доступ к базе
данных школы всех участников образовательного
процесса.

Доступ к глобальной сети Интернет
предоставляет практически неограниченные
возможности для поиска самой разнообразной
информации по любой тематике.

Задачами Web-сайта являются накопление,
классификация и систематизация информации,
предоставление и передача всесторонней, полной,
правдивой информации о школе; организация
диалога участников учебного процесса и
заинтересованных лиц, обмен опытом. Web-сайт
позволяет освоить новые средства получения
информации, коммуникации и публикации
материалов. Учебно-методические материалы
Web-сайта помогут в самоконтроле и
самообразовании.

Помещаемая на Web-сайте информация должна полно
охватывать события, быть правдивой, научной и
корректной. Содержание Web-сайта не должно быть
статичным, поскольку обладает свойствами,
присущими периодической литературе, то есть
является текущим, современным, отвечающим
данному моменту. Естественно, что это требует
постоянной работы по обновлению и переоснащению
Web-сайта.

Над созданием такого единого школьного
пространства мы работаем второй год.

Проанализировав свою работу по
информатизации образовательного пространства
школы, мы пришли к следующему:

1. Практически все учителя в
образовательном процессе используют элементы
информационных технологий.

2. В 10-11 классе преподаются элективные
курсы, основанные на ИТ: “Информационная
культура”, “Экологическая информатика”;
“Компьютерная графика”; “Компьютерное
делопроизводство”; “Компьютерное
конструирование”; “Web дизайн и
сайтопостроение”; “Основы алгоритмизации и
программирование”; “Информационные технологии
в обучении химии”; “Охрана природы и
рациональное природопользование”, также в школе
эффективно реализуется воспитательная
программа “Проблемно-исследовательские работы
в творческих группах с использованием
информационных технологий”;

Разработка и внедрение этих программ в
учебный процесс актуальны и своевременны для
школы, активно реализующей учебно-методический,
творческий потенциал учителей с целью
становления её как конкурентноспособного
образовательного учреждения в районе.

3.“Информатическая” и
“околокомпьютерная” жизнь школы как правило не
ограничивается только уроками. На разных уровнях
(районном, областном) проходят различные
конкурсы и конференции учителей и учащихся. В
последнее время, с развитием ИКТ, все большее
число подобных мероприятий проводится в заочной
или очно-заочной форме.

Учащиеся школы изучают предмет “Информатика и
информационные технологии” с 5 по 11 класс. На
этих уроках активно используется метод проекта:
учащиеся и учителя создают
мультимедиапрезентации по различным учебным
предметам: информатика, биология, химия,
экономика, математика, география, ит.д. Создают
компьютерные плакаты, буклеты к различным
юбилейным датам и не только: юбилей школы, 50 лет
начала освоения космоса, 70 лет Ростовской
области, “Честь России и хвала за отважные
дела”.

Участие детей МОУ ВСШ им Платова в
конкурсах, научно-практических конференциях
районного и областного уровня.


год творческая работа уровень результат
2004 “Виртуальная экскурсия по станице
Вешенской”

Презентация

район

область

Донской образовательный фестиваль
“Образование. Карьера. Бизнес”, конкурс
“Информационные технологии в помощь
образованию”.

лауреат

2005 “Шолоховский родник”

Презентация

область Донской образовательный фестиваль
“Образование. Карьера. Бизнес”, конкурс
“Информационные технологии в помощь
образованию”.

участник

2006 “Источник, дающий жизнь”

Презентация

Район

область

Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий.

участник.

Областной конкурс: Союз содружества донской
молодежи “Вектор приближения”

дипломант

2006 “ Экологические группы птиц”

Презентация

район Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий.

3
место

среди 10-11классов

2006 “Сердцу милый уголок”

Презентация

область

Областной конкурс: Союз содружества
донской молодежи “Вектор приближения”

дипломант

2006 “Честь России и хвала за отважные
дела”

Компьютерный плакат

район Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий.

1
место

среди 5-9 классов

2006

“Честь России и хвала за отважные
дела”

Компьютерный плакат

район Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий.

1
место

среди 10-11классов

2006 “Честь России и хвала за отважные
дела”

Компьютерный плакат

район Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий.

3
место

среди 10-11классов

2007 70 лет Ростовской области

Компьютерный
плакат

район Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий.

2
место

среди 5-8 классов

2007 70 лет Ростовской области

буклет

район Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий.

2
место

среди 10-11 классов

2007 50 лет начала освоения космоса

буклет

район Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий.

2
место

среди 10-11 классов

2007 50 лет начала освоения космоса

Компьютерный
плакат

район Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий.

3
место

среди 5-9 классов

Участие учителей МОУ ВСШ им. Платова в
конкурсах , научно-практических конференциях
районного и областного уровня.


год творческая работа уровень результат
2005

Международный конкурс
разработок образовательных проектов,
посвященных году Эйнштейна.

федеральный

Дипломант

2006

“Использование цифровых и
медиаресурсов в школьной образовательной
среде”

район

1 место

2006

“Муниципальный конкурс
школьных методических систем”

район 1 место
2007

Муниципальный конкурс

“Лучшая модель предпрофильного и
профильного обучения в сельской школе”

район 1 место
2007

Районный и областной конкурсы

“Система экологического образования и
воспитания школы”

район

область

1 место

3 место

2007

Муниципальный конкурс

“Ресурсный подход в управлении
качеством образования в рамках модели
общественно-активная школа”

район 3 место

4. Пополнилась
материально-техническая база создаваемого
школьного информационного пространства: в
кабинет информатики приобретены 9 компьютеров,
мультимедийная система, оргтехника, организован
спутниковый канал, канал прямого доступа в сеть
Интернет, есть школьный сайт.

5. 63% педагогов школы прошли
переподготовку в области ИКТ

Доля учебных занятий, проводимых в
компьютерном классе.

Ступени образования:


5-6 классы

7-9 классы

10-11 классы

20%

36%

58%


% исп-ие в образовательных программах ИТ % исп-ия педагогами шклы интернета % исп-ия учащимися Интернета

48%

63%

41%

6. Посредством Интернета:

-собирается информация к совещаниям,
педсоветам, конференциям, родительским
собраниям;

- готовятся проекты решений, презентации,
управленческая информация, проекты программ,
планов, должностных инструкций;

7. Постепенно переводится вся
информация в электронную форму: диагностико –
аналитическая информация (мониторинги,
отчетно-аналитическая информация); научно –
методическая информация; информационная база,
необходимая для функционирования школы, для
сохранения её традиций.

Таким образом, наличие сети и базы необходимых
содержательных, научных, методических,
организационных материалов помогает в работе
педагогам школы, создаёт условия для
удовлетворения информационных потребностей
учителей, способствуя достижению главной цели по
повышению качества образования.

Конечно, не сразу все ожидаемые
результаты были достигнуты, так:

  • - не вполне созданы условия для организации
    вариативного и индивидуального образования, т.к.
    кабинет информатики в школе один и загружен всё
    учебное время, по этой же причине недостаточно
    используются ИКТ и в преподавании других, помимо
    информатики, предметов;
  • - доступ учащихся к глобальным информационным
    ресурсам осуществляется нерегулярно и
    недостаточно, что связано с недостатками
    финансирования школы и др.

Но, в общем, в школе уже создана система
мотиваций и условий для поэтапного перехода к
новому уровню образования на основе ИКТ.

Подводя итог, хочется отметить, что единая
информационная среда, её создание и
использование является важным ресурсом,
призванным улучшить взаимопонимание и
сотрудничество между всеми участниками учебного
процесса, способствует выполнению миссии школы и
реализации её целей и, как следствие, повышает
качество образования, конкурентоспособность
выпускников школы. Постоянно работая над
наполнением содержания информационного
пространства, его развитием, адаптацией к
внешним и внутренним условиям, школа становится
на путь постоянного саморазвития.

Следующий: