Рейтинговая технология контроля знаний по дисциплине Психология

Переход на рейтинговую систему обучения по
курсу дисциплины “Психология” является
актуальным, потому как содержание программы и
корректность индивидуального подхода, повышение
мотивации, познавательной активности студентов
требуют гибкости в оценке знаний студентов по
психологии. Именно установление занимаемого
места студента по его успешности в обучении
способствует мобилизации его самостоятельности
и активности при выполнении учебной программы и,
в конечном счете, улучшению его профессиональной
подготовки. Рейтинговая система контроля
позволяет реализовать: непрерывность контроля
самостоятельной работы студентов,
дифференцированность оценки усвоения
студентами каждого вида учебных занятий по
уровню получаемого рейтинга, гласность контроля.

В рамках локального эксперимента рейтинговая
система оценки знаний студентов по дисциплине
“Психология” была разработана и проведена в
группах четвертого курса, где общее содержание
дисциплины рассчитано на 36 часов.

Методической основой рейтинговой системы
являются три основополагающих принципа:

  • самостоятельность изучения;
  • индивидуализация обучения;
  • объективность оценки знаний и самооценки.

Раскроем технологию рейтингового управления
обучением студентов. Для оценки знаний студентов
используется рейтинг, который складывается из
сдачи теоретической части разделов (модуля),
написания контрольных работ и выполнения
практических заданий.

Прежде всего, рейтинговая система была
скорректирована с имеющимися требованиями к
основным умениям и знаниям студентов имеющейся
программы “Психология”.

Требования к основным умениям и знаниям
студентов.

Требования к основным знаниям и умениям
основаны на Государственном стандарте среднего
профессионального образования. Задачи
дисциплины “Психология”:

  • ознакомление студентов с современным
    представлением о человеке как целостном
    психическом образе
  • развитие интереса к познанию своего
    внутреннего мира, стремление к самоактуализации,
    развитию собственного творческого потенциала;
  • овладение студентами навыками коммуникации,
    общения,
  • толерантности, принятия другого.

Студент должен знать:

  • основные понятия изучаемых разделов;
  • познавательные психологические процессы;
  • структуру индивидуальной деятельности
    человека;
  • основы взаимоотношений в группах, учебном и
    трудовом коллективах;
  • природу, психологию и разрешение межличностных
    конфликтов;
  • социально-психологические основы адаптации на
    производстве;
  • психологические механизмы управления в среднем
    звене.

Студент должен уметь:

  • пользоваться методами психологического
    познания;
  • различать составляющие структуры личности,
    компоненты образа “Я”;
  • распознавать типы темперамента, акцентуации
    характера;
  • создавать благоприятный психологический
    климат, владеть различными тактиками
  • поведения, культурой общения;
  • выходить из сложной ситуации с наименьшими
    потерями;
  • применять психологические методы в принятии
    управленческих решений;
  • переносить полученные теоретические знания на
    практику.

Основное содержание рейтинговой системы
контроля знаний
. Весь курс обучения по
предмету разбивается на разделы (модули),
контроль за которыми обязателен, он производится
согласно разработанным в бальной системе
разнообразным видам работ.

Виды работы:

1. Теоретическая часть (конспекты лекций)

Модуль 1. Онтология и
жизнедеятельность человека.

Модуль 2. Психология личности. Общее и
индивидуальное в психике человека.

Модуль3. Межличностные отношения в
быту и организованном коллективе .

Модуль 4. Взаимодействие,
сотрудничество, конфликт.

Модуль 5. Социально-психологическая
адаптация молодежи.

Вхождение в профессию.

Модуль 6. Психологические аспекты
управления.

2. Проверочные работы.

Проверочная работа №1 (познавательные
психические процессы, модуль.1)

Проверочная работа №2 (межличностные
отношения, модуль3)

Проверочная работа №3 (итоговая)

3. Практические работы.

Практическая работа №1 (типы
темперамента)

Практическая работа №2 (акцентуация
личности)

Практическая работа №3 ( публичное
выступление, искусство критики)

Практическая работа №4, 5 (назначение
на должность, выбор стиля руководства)

4. Самостоятельная работа. (конспекты
отдельных тем №4,6,9,)

5. Работа над психологическими заданиями (на
лекциях).

6. Работа в группе. (Выполнение практических
заданий, участие в тренинге).

7. Регулярное посещение занятий. (Пропуск без
уважительной причины отрабатывается и влияет на
рейтинг)

Критерии оценки знаний студентов.

При оценке знаний студентов учитывается:

  • индивидуальные особенности познавательной
    сферы студентов;
  • осознанность знаний;
  • умение обобщать, анализировать изучаемый
    материал;
  • полнота и точность ответа;
  • применение самостоятельно приобретенных
    знаний на практике;
  • логика изложения материала;
  • умение составлять развернутый план ответа,
    тезисы, конспекты;
  • умение работать в группе, коммуникативные
    умения, культура общения.

Критерии оценок в баллах:

1. Оценка10 баллов,( в журнал выставляются две
отметки: выставляется “5” и “5”) – оценка
ставиться при полном, развернутом ответе,
прослеживается систематичность знаний,
привлекается дополнительный материал,
подкрепление материала примерами, активно
используются основные понятия изучаемого
раздела.

2. Оценка 9 баллов, (выставляется “4”, “5”) – оценка
ставится по выше изложенным критериям,
допускается одна-две несущественных ошибок.

3. Оценка 8 баллов , выставляется “4”, “4”) — оценка
ставится при недостаточно систематизированном
изложении материала, допущены неточности,
примеры приводятся с трудом, нет связи с
окружающей жизнью.

4. Оценка 7 баллов, (выставляется “3”, “4”) – оценка
ставится при недостаточном усвоении основных
понятий, низком уровне самостоятельности при
изучении материала, в ответе допущены ошибки, нет
логики изложения материала.

5. Оценка 6 баллов, (выставляется “3”, “3”) – оценка
ставится при отсутствии логики изложения
материала, невозможности приведения примеров,
допущены грубые ошибки.

6. Оценка 5 баллов, ( выставляется “2”, “3”) – материал
изложен на половину, общие фразы отвечающего при
отсутствии логики лишь придерживаются темы.

7. Оценка 4 балла, (выставляется “2”, “2”) – частичное
изложение материала с помощью преподавателя при
наличии выполненного письменного задания.

8. Оценка 2 балла, (выставляется “1”) – отказ от
ответа при наличии выполненного письменного
задания, а также отсутствия уважительных причин.

9. Оценка не выставляется (1балл вычитается или
добавляется “5” баллов) – если студент имеет
пропуск без уважительной причины и он не
отработан на консультации, то в итоговом
рейтинге за каждый пропуск снимается один балл.
Если студент не имел ни одного пропуска в течение
всех занятий, то к итоговому рейтингу
добавляется пять баллов.

10. Коефициент важности, ответственности и
своевременности.

В зависимости от важности выполнения задания
своевременности сдачи его выставляется
дополнительный бал или вычитается.

Краткие выводы и замечания.

Этот метод работы позволяет студентам получить
итоговою оценку досрочно, что служит
своеобразным стимулом к их более активной
самостоятельной работе в течение семестра. Те
кто, не набрал необходимое число баллов или не
согласен с предварительной итоговой оценкой и
хочет ее получить могут сдать зачет.

Рейтинговое оценивание позволяет повысить
познавательную активность студентов. Эта
система проявляет себя при оценке
индивидуальных заданий и практических работ.
Существуют и трудности в рейтинговом оценивании
– для эффективной работы необходимо наличие
множительной техники; предъявляются и высокие
квалификационные требования к преподавателю,
как в методической, так и в
предметно-профессиональной его деятельности.
Задачу уменьшения нагрузки преподавателя можно
решить путем передачи контрольных функций
компьютеру. И еще одна особенность: система
срабатывает на старших курсах, где ценится
студентом время и существует уже достаточно
сформированный уровень мотивации
(профессиональная направленность).

Одна из особенностей рейтинговой технологии
обучения в том, что она требует принципиально
нового материально-технического и
информационного обеспечения.

Рейтинговая технология уместна и эффективна
лишь тогда, когда созданы необходимые условия
для ее осуществления.

Следующий: