Рейтинговая система оценки успеваемости учащихся на уроках информатики и ИКТ в условиях экспериментальной деятельности

Сегодня на первое место выходит проблема
выбора эффективной оценочной системы учащихся. Традиционная
система
оценивания в современной школе:

  • не способствует эффективному обучению, так как
    оценка не всегда является показателем
    успешности, результативности и мотивации
    учащегося;
  • оценивание ГИА-9 и ЕГЭ-11 (бальная система);
  • не соответствует оцениванию учащихся в средних
    и высших профессиональных учреждениях (зачетная
    и рейтинговая системы).
  • Решая проблему оценочной функции школы
    необходимо ответить на следующее:
  • с какой целью оценивать успехи;
  • что оценивать в деятельности;
  • как обеспечить объективность.

Рассмотрим рейтинговую систему оценки
успеваемости учащихся на уроках информатике и
ИКТ разработанную и используемую учителем ГБОУ
ЦО №1089 “Коллаж” Абакаровой Татьяны Михайловны
в рамках экспериментальной деятельности.

Слово “рейтинг” происходит от английского “to
rate” (оценивать) и “rating” (оценка, оценивание). [1]
Рейтинговая технология оценивания результатов
обучения основана на учете накапливаемых ими
оценок в баллах за выполнение текущих работ
(домашнего задания, устных ответов на уроке,
лабораторных, контрольных, самостоятельных,
рефератов, тестов и др.). Текущая рейтинговая
оценка по предмету складывается из оценок всех
без исключения практикуемых видов учебной
работы и контроля знаний, в том числе не только
работы по учебному плану, но также такой
дополнительной деятельности, как участие в
олимпиадах, конкурсах, выступления на школьных
конференциях, предметных неделях и т.д.

Используя рейтинговую систему оценки
успеваемости, возможна комплексная оценка
качества учебной работы учащегося.

Главные задачи

рейтинговой системы
заключаются в повышении мотивации детей к
освоению образовательных программ путем более
высокой дифференциации оценки их учебной работы
и повышении уровня организации образовательного
процесса в школе.

Преимущества

рейтинговой системы:

  • контроль учебной деятельности не носит
    директивного
    характера и дети охотно
    “зарабатывают” баллы за приобретенные знания и
    умения; сильная мотивация выполнения домашнего
    задания в срок;
  • повышение
  • посещаемости и уровня дисциплины
    на уроках; “выгодно” посещать уроки;

  • участие в творческих проектах; победа
    компьютерном конкурсе рисунков, фотографий,
    литературном или историческом может
    “скорректировать” оценку по программированию
    или комбинаторике;
  • акцент на психологические особенности
    подростков; уменьшение “стресса” (особенно 9-й
    класс);
  • предсказуемость
  • итоговой оценки, дети
    сознательно подходят к ее достижению, и, как
    следствие, система становится привлекательной
    для них и родителей; понятность и открытость
    оценки;

  • стимулирование
  • творческого отношения к
    работе, как учащихся, так и преподавателей.

  • Оценивание учебной деятельности учащихся
    осуществляется в рамках эксперимента в школе, с
    учетом специфики образовательной программы
    (художественно-эстетическое направление
    образования в школе).

Основные принципы функционирования
рейтинговой системы оценки успеваемости
учащихся

В рейтинговой системе используется понятие
“Идеальный школьник”. “Идеальный школьник” -
это виртуальная личность, которая
“присутствует” на всех уроках, и на всех
контрольных “получает” максимально возможные
оценки, по любой шкале. Модель школьника, который
осваивает учебный план полностью. Сравнивая с
его “достижениями” достижения настоящих
учащегося, преподаватель имеет возможность
оценить степень освоения каждым конкретным
учащимся содержания учебной дисциплины.
Данный подход позволяет родителя не только
видеть оценки, но и понять, как формируется
оценка. Сложность сопряжена в отсутствии
разработанных методик рейтинговой системы
выставления текущих оценок школьникам и
отсутствием электронных журналов
поддерживающих рейтинговую систему.

Рассмотрим рейтинговую систему оценки
успеваемости учащихся на уроках информатике и
ИКТ

Текущая рейтинговая оценка “идеального
школьника” в течение всей четверти равна 100%.
Рейтинговая оценка вычисляется для каждого рода
деятельности, используется как понятная
родителям традиционная оценка, так и бальная (%
оценка – количество баллов/ max балл). Такой подход
изменяет отношение к оценке учащихся,
учитываются индивидуальные особенности и
способности, степени активности на уроке,
количества затраченных усилий на подготовку.
Оценивать скорее не знания, умения и навыки, а
степень успеха ученика.

Форма контроля учебной деятельности школьника
определяется преподавателем в зависимости от
вида занятий:

  • для домашних занятий – традиционная проверка,
    оценка выполненных заданий и др.;
  • для практических работ – выполнение
    компьютерных практических работ (оценивается -
    технология, эксперимент и вывод), оценка
    выступления, решения задач, выполнения
    контрольных и самостоятельных работ (в том числе
    тестирование) и др.;
  • для лекций (объяснение теоретической части) –
    тестовая оценка знаний школьников (бланковое
    тестирование или компьютерное тестирование в
    установленное преподавателем время),
    экспресс-опрос и др.
  • для индивидуальных занятий (шк) – выполнение
    работ и разбор сложных тем изменяет в
    положительную сторону оценку;

Оценка дополнительной деятельности
осуществляется не только по информатике, но и по
другим предметам (с использование компьютерных
технологий)– участие в олимпиадах школьных,
районных, конкурсах и т.д. (оценивается за год в 4
четверти). Позволяет ребенку понять
необходимость системного подхода к изучению
окружающего нас мира и строить разностороннюю
модель общества.

Оценки текущих учебных достижений учащихся
вносятся в электронный журнал, который
автоматически рассчитывает текущие рейтинговые
оценки школьников (в процентах и традиционной -
средняя арифметическая оценка в пятибальной
шкале). По желанию родителей через электронную
почту рассылается. Итоговая рейтинговая оценка в
конце четверти служит основанием для аттестации
школьника по информатике, высокий рейтинг при
низкой традиционной оценки увеличивает оценку
за четверть.

Особое внимание необходимо уделить вопросу
пропусков занятий школьниками по болезни.
Рейтинговая система позволяет учащимся и их
родителям быть в курсе прохождения программы. В
результате открытости системы оценивания и
поддержки диалога с учителем информатике по
средству электронной почты возможно при
необходимости осуществить дистанционное
обучение во время болезни ребенка.

Важная роль в рейтинговой системе оценки
знаний учащихся отводится поощрению. В классе и
параллели каждую четверть определяются лучшие
учащихся.

Рассмотри различные варианты использования
рейтинга оценки знаний в 8-х и 9-х классах на уроке
информатике и ИКТ

Рейтинг, количественное определение
(ранжирование) в соответствии с произвольно
выбранной шкалой. Смысл рейтинга состоит в том,
что каждый ученик в течение урока или темы
пытается набрать как можно больше баллов. Успех
ученика фиксируется для того, чтобы после
составить рейтинговую таблицу.

Каждый ученик набирает определенное
количество баллов, которые переводятся в
традиционную оценочную шкалу (отметку) путем
наложения полученных баллов на заранее
выбранную шкалу, где каждому интервалу
соответствует та или иная оценка.

Рейтинговую систему оценки знаний можно
использовать в разных вариантах:

  • контрольные работы и тесты. Выстраивается
    система заданий, и вычленяются определенные
    операции и действия, необходимые для выполнения.
    Отдельному заданию в целом и его частям
    присваивается определенный балльный вес. Каждый
    ученик набирает определенное количество баллов,
    которые переводятся в традиционную оценочную
    шкалу.
  • защита рефератов, докладов и проектов.
    Заполняется индивидуальная таблица,
    разработанная для конкретной работы с учетом
    технологии выполнения задания.

Например, реферат:




ФИО
название темы
Педагог Самооценка класс
Оформление 15 баллов (of)
Представление 15 баллов (pr)
Технология 15 баллов (tex)
Раскрытие темы 15 баллов (rt)
Творчество 15 баллов (tv)
Работа в коллективе или практическое
применение 10 баллов (kol)
Достижение результата 15 баллов (doc)
Сумма Max 100 баллов

Суммирование в этом случае выглядит так:

85-100 баллов – “5”

70- 84 балла – “4”

50- 69 баллов – “3”

Менее 50 баллов – “2”

“2” за реферат, доклад, проект невозможно
получить.

Полное использование бальной системы. Требует
от педагога четкого планирования каждого урока,
просчету всех видов и объемов различных работ по
всем темам. Вывод рейтинговой оценки за каждый
конкретный вид деятельности учащегося.
Первоначально сложность заключается в том, что
приходится корректировать набор рейтинговых
оценок в зависимости от класса в параллели.
Влияют индивидуальные особенности, например 9
класс “а” учащиеся художественной группы, при
объяснение материала по программированию важна
композиция и цвет полученной графики, а не
количество окон в доме. Для 9-го класса “б”
учащихся театральной группы, важно озвучит свою
работу. Для 9-го класса “в” общеобразовательной
группы, важен расчет координат и возможность
оптимизировать программу. Но опыт показывает,
что использование общей рейтинговой оценки с
учетом всего объема работы повышает активность и
заинтересованность во всех позициях не зависимо
от индивидуальности.

В современных условия, возможно, эффективно
использовать рейтинговую систему. Данная
система осуществляется через индивидуальный
электронный журнал, создаваемый под каждый
класс, где хранятся все оценочные рейтинги
учащегося за учебный год. У каждого учащегося
есть своя папка и электронное портфолио (папка).

В балльном листе выводится оценочная шкала,
которая зависит от количества уроков в данной
теме, видов и объемов различных работ. Здесь же
выведены рейтинговые оценки за каждый
конкретный вид работы.

При выставлении оценок в 8-х и 9-х классах я
применяю следующий подход. Каждый ученик
набирает определенное количество баллов,
которые переводятся в традиционную оценочную
шкалу (отметку) путем наложения полученных
баллов на заранее выбранную шкалу, где каждому
интервалу соответствует та или иная оценка.

Оценка по рейтингу бальная

Расчет рейтинга:

100% оценка – количество баллов/ max балл

Перевод в традиционную оценочную шкалу(отметку

85-100 % – “5”

70- 84 % – “4”

50- 69 % – “3”

Менее 50 % – “2”

Каждый урок состоит из различного набора
деятельности:

  • Выполнение домашнего задания — бальная (100%
    оценка – количество баллов/ max балл).
  • Работа на уроки.
  • Практическая работа на уроке. Учитывается объем
    выполнения, правильность результата, соблюдение
    технологии, активность, творческий подход и др.
    (каждая позиция 1 балл). Набор оценочных
    характеристик зависит от содержания работы.
  • Тесты, контрольные работы, самостоятельные
    работы бальная (100% оценка – количество баллов/ max
    балл).
  • Зачеты по темам. Используется тестирование,
    контрольные практические задания.
  • Конспекты письменные и электронные.
    Учитывается объем выполнения, срок выполнения
    (дисциплина — ответственность), правильность
    результата, соблюдение технологии, активность,
    творческий подход и др. (каждая позиция 1 балл).
    Набор оценочных характеристик зависит от
    содержания работы
  • Доклады, рефераты, выступления см. выше.

Примеры, расчетов в электронном журнале -
ШАБЛОН

  • ШАБЛОН по расчету рейтинга зачета по
    компьютерной технологии в 8-м или 9-м классе (с
    примерами заполнения полей) < Рисунок 1>.
  • Рисунок 1. Таблица ШАБЛОН по расчету
    рейтинга зачет компьютерные технологии.

    При заполнении используются следующие
    обозначения:

    - оценка

    r — рейтинг

    b — баллы

    Для оценки практических работ критерии:

    • of — оформление
    • tex — технология
    • pr – представление
    • dop — участие в конкурсах, выступление на
      конференциях и других школьных и внешкольных
      мероприятиях с применением ИКТ технологий.
    1. ШАБЛОН по расчету рейтинга выполнения
      практической работы структурированной по уровню
      заданий в 8 или 9 классе (с примерами заполнения
      полей) < Рисунок 2>.
    2. Рисунок 2. Таблица ШАБЛОН по расчету
      рейтинга выполнения практической работы
      структурированной по уровню заданий.

    3. ШАБЛОН по расчету рейтинга теста (с примерами
      заполнения полей) < Рисунок 3>.

    Рисунок 3

    Заключение

    Данная система оценки, контроля и учета знаний
    нацелена на полноту, всесторонность,
    систематичность и объективность уровня знаний,
    умений и навыков учащихся. Ее внедрение и
    использование даже на одном предмете
    информатике повысило активность учащихся в
    учебном процессе, что особенно актуально в 9
    классах. Внесло появление позитивную
    конкуренции в выпускном 9 классе, сняв
    напряженность в отсутствии мотивации обучения.
    Дополнительные баллы активизируют развитие
    способностей и навыков учащихся, привлекают их к
    участию в олимпиадах, во внеклассных
    мероприятиях, мотивируют школьников к участию в
    исследованиях, проектной деятельности.

    Дальнейшее использование рейтинговой системы
    позволить преподавателю производить анализ
    успешности и обученности, как одного учащегося
    по отдельному предмету, класса или параллели по
    освоению отдельной темы и всего предмета в
    течение четверти и года.

    Литература

    1. Гузеев В. В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные
      технологии. – 1998. – № 3. – 40 с.
    2. Киселева А. В. Критерии оценки знаний учащихся
      по физике // Фізіка: праблемы выкладання. – 2002. –
      № 2. – С. 23–35.
    3. Кукушин

    , В.С. Педагогические технологии
    [Текст]: учебное пособие для студентов
    педагогических специальностей/В.С.
    Кукушин.-Ростов н/Д: издательский центр “Март”,
    2002.-320с. ISBN 5-241-00145-x

  • Десятибалльная система оценки результатов
    учебной деятельности учащихся:
    Инструктивно-метод. материалы / Под ред. О.Е.
    Лисейчикова. – Мн.: НИО, 2002. – 400 с.
  • Ткачев М. В. Рейтинговая система оценки знаний
    учащихся по физике // Фізіка: праблемы выкладання.
    – 1998. – № 3. – С. 13–16.
  • Устинова Л. Г. Творческий потенциал и
    рейтинговая технология обучения // Школьные
    технологии. – 2002. – № 2. – С. 25–30.
  • Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства
    оценивания. Ссылка на материал сайта-

    http://avkrasn.ru/article-489.html




  • Следующий: