Рейтинговая система оценки на уроках химии в условиях общеобразовательной школы

Главным побуждающим мотивом внедрения
рейтинга десять лет назад явилось желание как-то
дифференцировать отметку “3”, расширить
диапазон и объективность оценки усилий каждого
ученика. Мне кажется, что трудно убедить ученика
в том, что, делая 10 ошибок вместо 20, он стал
учиться лучше, если он все равно получает отметку
“2”.

Тогда как, работая в рамках рейтинговой оценки,
“по баллам” как говорят ребята, каждый видит
реально итоги своей работы. Школа, в которой я
работаю с углубленным изучением французского
языка, предмет химия изучается на базовом уровне
и для многих учеников представляет определенные
трудности.

Рейтинговая система контроля знаний – один из
возможных способов оценки работы учащихся,
позволяющий создать благоприятные условия для
проявления и стимулирования личностного
потенциала всех участников образовательного
процесса, что особенно важно в настоящее время,
когда изменяется философия и технология
образования: обучение в течение всей жизни.

Рейтинг дает возможность реализовать
индивидуально ориентированное обучение через
сравнение достижений каждого ученика с его же
предыдущими результатами за определенный
промежуток времени.

Рейтинговая система оценки позволяет:

  • определить уровень подготовки каждого ученика
    на любом этапе обучения;
  • получить объективную динамику базового уровня
    знаний по химии не только в течение года, но и за
    все четыре года изучения химии;
  • корректировать свою работу, анализируя эту
    динамику, не только учителю, но и ученику, ставя
    его в позицию субъекта обучения;
  • планировать и прогнозировать диапазон уровня
    знаний, сопоставляя возможности каждого ученика
    с образовательным стандартом химического
    образования;
  • дифференцировать значимость оценок, получаемых
    за выполнение различных видов работы (текущей,
    домашней, творческой, самостоятельной,
    практической, контрольной и др.);
  • повысить объективность оценки знаний и
    развивать нравственно-волевые качества
    личности: чувство ответственности, мотивации,
    стремления и достижения;
  • обеспечивать ученику право выбора и
    ответственности за свой выбор, а также
    возможность работы с учетом своих способностей и
    стремлений, что, безусловно, важно в современных
    условиях постоянного обновления знаний,
    требующих обучения и переобучения.

Для перехода к рейтинговой системе оценок
необходимо:

  • акцентировать основные темы курса в
    соответствии с базовым уровнем изучения химии,
    выделив модули – совокупность образовательных
    задач, отражающих виды учебной работы и
    контрольные задания разного уровня и формы;
  • сформулировать требования к знаниям, умениям и
    навыкам учащихся по данной теме;
  • определить содержание и требования к
    творческим, индивидуальным и дополнительным
    заданиям;
  • определить и сообщить правила соотнесения
    успехов ученика с его рейтингом на каждом этапе
    обучения.

Все работы делятся на два вида: обязательные,
сумма которых и определяет итоговую оценку
ученика за определенный период, и дополнительные,
которые выполняются в том случае, когда
количества набранных баллов за обязательные
работы недостаточно, например, по причине
длительного отсутствия в школе из-за болезни, они
позволяют отработать тему, получить необходимое
количество баллов, а следовательно, и оценку,
которую ученик запланировал получить в итоге.

Учитывая принцип “накопляемости оценок”,
использование рейтинга в условиях
общеобразовательной школы из-за необходимости
выставлять оценки за более короткий период, чем
триместр, учебный год, затруднительно. Исходя из
опыта работы, удобно определять рейтинг с
двадцатого по двадцатое число каждого месяца,
выставляя оценки в журнал в соответствии с
суммарным количеством набранных баллов. О
“стоимости” работы, о количестве баллов на
данный момент времени, о том, какой оценке это
соответствует, ученики обязательно
информируются и каждый в любой момент может
оценить свою ситуацию.

За период работы в рейтинговой системе
сформировалась шкала перевода баллов в
традиционную пятибалльную оценку:

минимум 90% суммарных баллов соответствуют
оценке “5”, минимум 70% — оценке “4”, минимум 40% -
оценке “3” и оценке “слабое три” — 30%.

Последнюю оценку (“слабое три”) следует
применять только в особых случаях, например,
ученик часто и подолгу болеет, пропускает много
уроков, для него выполнение и 30% необходимых
работ затруднительно, но, однако, зарабатывая
этот минимум, он видит результат своих усилий.
Учеников же здоровых, но ленивых лучше, таким
образом, не поощрять. Данная шкала перевода
хорошо согласуется с подходом централизованного
тестирования.

Все баллы и виды работ регистрируются в личном
журнале учителя, который может быть и
электронным. Каждый ученик, которого интересуют
свои успехи, может контролировать и
корректировать свою работу.

По окончании триместра вывешивается рейтинг –
лист, в котором фамилии всех учащихся
располагаются в порядке уменьшения количества
набранных баллов и выставлены оценки:

“ОХ” — очень хорошо; “ХО” — хорошо, но;
“ЗГ” — знает, но не говорит; “ГЗ” — говорит,
но не знает
; “ХН” — хуже некуда.

Рейтинг облегчает общение с родителями,
поскольку наглядно демонстрирует результаты
работы их ребенка, и узнать о них они могут в
любой момент.

Многократное анонимное анкетирование учащихся
об отношении их к рейтинговой системе оценок
показало, что подавляющее большинство учеников
положительно относится к рейтингу и считает его
объективным.

Применение рейтинговой системы контроля
знаний в школе становится актуальным, так как в
высшей школе балльно-рейтинговая оценка в
условиях двухуровневой системе обучения
является обязательной и в ней используется
накопительный принцип.

Следующий: