Рейтинговая система оценивания учебных достижений как средство развития компетентности школьников


В России стартовал национальный проект
«Образование», в ходе реализации которого
изменение целей обучения (формирование
инициативной, творческой личности), важность
конечного результата (компетентность
выпускника) повлекли и изменение,
совершенствование подходов, методов и приемов
обучения. Изменение стратегии обучения
сопровождается и совершенствованием способов
оценки достижений школьников. Другими словами,
задача каждого учителя — создать благоприятные
условия для проявления и стимулирования
личностного потенциала всех участников
образовательного взаимодействия.

Рейтинговая система оценивания учебных
достижений школьников может рассматриваться как
один из возможных способов, отвечающих
поставленной задаче. Учитывая потребность
современного общества в «комплексной
образованности», я считаю, что переход к
рейтинговой системе оценки в старшей
(профильной) школе необходимым. Рейтинг дает
возможность получить объективную и полную
картину образовательных результатов: освоение
знаний, умений и навыков по предмету,
формирование компетенций и даже становления
личностных характеристик.

Накопленный опыт убедил меня, что из всех
систем оценивания: традиционной (пятибалльной),
тестовой, «портфолио», рейтинговая система
позволяет более объективно оценить
индивидуальные достижения школьников в учебной
и внеурочной деятельности, стимулирует их к
самостоятельному поиску материалов, к началу
самостоятельной научно-исследовательской
деятельности. Рейтинговая система оценивания
позволяет в соответствии с индивидуальными
особенностями осуществлять выбор учеником
возможных вариантов и форм овладения предметом,
помогает учителю расширить общение, лучше
ориентироваться в интересах и потребностях
учащихся, знать и учитывать их индивидуальные
особенности.

Главная цель рейтинговой системы оценивания -
влияние на активность учащихся в получении
знаний, а также оценка динамики уровня знаний на
каждом этапе их усвоения. Рейтинговая система
оценивания реализует на практике
лекционно-семинарское, модульное, проблемное,
дифференцированное обучение, игровые, проектные,
информационно-коммуникативные технологии на
этапе проверки и оценки достижений школьника при
помощи индивидуального числового показателя -
рейтинга. Данная система оценивания позволяет
создать максимально комфортную среду обучения и
воспитания, перевести учебную деятельность
учащихся из необходимости во внутреннюю
потребность.

Рейтинг — это система оценки накопительного
типа, которая отражает успеваемость школьников,
их творческий потенциал, психологическую и
педагогическую характеристику. В основе
рейтинговой системы контроля знаний лежит
комплекс мотивационных стимулов, среди которых
своевременная и систематическая оценка
результатов труда ученика в соответствии с его
реальными достижениями, система поощрения
успевающих учащихся.

Цели и задачи введения рейтинговой системы
оценивания учебных достижений:

  • расширить компетентность школьников в области
    изучения дисциплины;
  • развить у учащихся самостоятельность мышления
    и способность к самообразованию и саморазвитию;
  • создать условия, учитывающие индивидуальные
    способности, возможности учащихся, для успешной
    реализации общих, единых целей обучения;
  • повысить ответственность школьников за
    результаты своего обучения.
  • Рейтинговая система оценивания учебных
    достижений учащихся основана на учете
    накапливаемых баллов за текущие результаты
    обучения. Для обеспечения непрерывного контроля
    учебной деятельности школьников я выбрала
    простую модель рейтингового оценивания. Каждый
    вид деятельности учащихся оценивается
    соответствующими баллами по разработанной
    рейтинговой шкале, т.е. вместе с привычной
    пятибалльной системой, работа ученика
    оценивается еще и по системе «рейтинг».
    Рейтинг — индивидуальный коэффициент
    старшеклассника определяется по результатам
    всех видов занятий, вариантов контроля,
    подсчитывается как общая сумма баллов на этапе
    рубежного, итогового контроля. При этом весь
    профильный курс 10 и 11 классов разбивается на
    тематические модули. В каждом модуле планируется
    система текущего контроля, определяется
    количество баллов за выполняемое задание,
    максимальное и минимальное число баллов по
    каждому виду деятельности, количество и формы
    рубежного контроля. На первом же уроке
    профильного курса знакомлю учащихся с
    рейтинговой системой, ее условиями, шкалой
    перевода рейтинговых баллов в традиционную
    систему оценивания.

    Этапы введения рейтинговой системы оценивания
    учебных достижений учащихся:

    Разработка оценочной шкалы по теме (модулю) с
    учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в
    соответствии с программным материалом и
    учебником.



    Ознакомление с оценочной шкалой и суммой
    баллов учащихся и родителей.

    Изучение материала по теме, занесение
    результатов в рейтинговый лист учащегося.

    Подведение итогов по теме и составление
    рейтинговой шкалы по классу.

    Перевод суммы баллов в оценку и выставление в
    журнал.

    При разработке оценочной шкалы применяю
    следующие виды рейтинга:

    • стартовый рейтинг — это определение начального
      уровня знаний;
    • текущий рейтинг включает оценку работы ученика
      на уроках;
    • дисциплинарный рейтинг включает текущий,
      промежуточный, итоговый контроль;
    • творческий рейтинг — это самостоятельная
      работа ученика во внеурочное время.

    Рейтинговая оценочная шкала.


    Вид рейтинга Вид учебной деятельности. Баллы. Вид баллов.
    стартовый рейтинг 1. Входное диагностирование. до 30 баллов Обязательные баллы.
    2. Проверочная работа. до 10 баллов
    текущий рейтинг 3. Текущие ответы (устные ответы на уроке,
    индивидуальная работа).
    1-3 балла за урок
    4. Решение дополнительных задач. 1-3 балла
    5. Практическая работа. 5 — 10 баллов
    6. Практикум. 5 баллов
    7. Семинар. до 10 баллов
    8. Домашняя работа. 1-3 балла
    дисциплинарный рейтинг 9. Тематический срез, тестирование. 5-15 баллов
    10. Контрольная работа. до 20 баллов
    11. Зачетная работа. до 20 баллов
    творческий рейтинг 12. Сообщение, реферат. до 10 баллов Дополнительные баллы.
    13. Творческая работа (кроссворды,
    наглядные пособия, макеты и т.п.)
    5 — 10 баллов
    14. Исследовательская работа

    (проект,
    презентация)

    30 — 50 баллов
    15. Решение задач повышенной сложности. 5-10 баллов
    16. Участие в олимпиадах, конкурсах,
    конференциях и т.п. (от уровня).
    10-30 баллов

    Для определения рейтинга вводятся
    обязательные и дополнительные баллы.
    Обязательными баллами оценивается выполнение
    самостоятельных, контрольных работ, тестов,
    сдача зачетов, решение задач и т.д.
    Дополнительные баллы используются для поощрения
    учащихся при выполнении ими творческих заданий
    (написание рефератов, выполнение проектов), за
    участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, за
    решение задач повышенной сложности.
    Дополнительными баллами также поощряется
    активное участие в практических и семинарских
    занятиях, работа консультантом, ассистентом на
    зачетах, проведение занятий с учеником,
    пропустившим уроки (5-20 баллов). Если ученик
    отсутствовал на уроке, то за пропущенную работу
    получает «0″ баллов. Если учащийся набирает
    не удовлетворяющее его количество баллов, он
    имеет право «добрать» недостающие баллы
    (закрыть пробелы в знаниях). Такие работы ученик
    может выполнить в специально отведенное время.
    Общее количество баллов по каждому модулю
    определяется в зависимости от часов, отведенных
    на его изучение, а также значимости данной темы
    по сравнению с другими.

    Рейтинговый балл по изученному модулю
    переводится в оценку и выставляется в журнал.
    Учащиеся, имеющие 86-100% от общей суммы баллов,
    получают оценку «отлично», 71 — 85% — оценку
    «хорошо», а 56 — 70% — оценку
    «удовлетворительно».

    Начиная с 1 сентября и до окончания учебного
    года, полученные баллы за все виды учебной
    деятельности учащегося суммируются. По
    количеству набранных баллов выставляются
    полугодовые и годовые оценки. Ученики, набравшие
    86% — 100% от общей суммы баллов за I полугодие, за
    год освобождаются от зачетов за полугодие, от
    итоговой контрольной работы.

    Например, рассмотрим рейтинговую шкалу,
    составленную по модулю: «Преобразование
    тригонометрических выражений» (учебник
    А.Г.Мордковича, П.В.Семенова «Алгебра и начала
    анализа») 10 класс (профильный уровень).

    На изучение темы отводится 22 часа.


    Проверочная (установочная) работа 5 баллов
    Работа на уроке (за все уроки) 1-3 балла (15)
    Решение дополнительных задач 5-10 баллов
    Практикумы (№1, №2, №3, №4) 20 баллов
    Семинар 10 баллов
    Домашняя работа 15 баллов
    Тестирование (№6, №7) 20 баллов
    Контрольная работа №5 20 баллов
    Зачет по теме (теоретический) 5 баллов
    Максимальное количество баллов за тему 120 баллов

    Рейтинговое оценивание знаний я начинаю
    использовать с 5-го класса, например, при
    проведении уроков-соревнований,
    уроков-путешествий, игровых уроков, зачетов, при
    выполнении проектов. Применение творческого
    рейтинга с 5-го класса активизирует
    познавательную деятельность учащихся, развивает
    их творческие способности, интерес к математике.
    Активность учащихся на уроках возрастает, дети
    перестают испытывать страх перед опросом, так
    как понимают, что оценка по предмету зависит от
    их способностей, возможностей и трудолюбия.

    Схема урока по математике с использованием
    рейтинговой оценки знаний

    Цели урока:

    • создать условия для практического применения
      изученного материала, выявления
    • уровня овладения системой знаний и умений,
      опытом творческой деятельности;
    • развивать умения самостоятельно применять
      знания на практике с учетом уровней усвоения
      материала, развивать умения анализировать,
      сравнивать; формировать навыки творческой,
      познавательной деятельности, способностей к
      оценочной деятельности;
    • формировать навыки самоконтроля, самооценки,
      взаимопомощи; развивать инициативу,
      самостоятельность, уверенность в своих силах.

    Технология:

    уровневая дифференциация с
    использованием рейтинговой оценки знаний.

    Оборудование:

    • дифференцированные задания каждому ученику;
    • судовой дневник каждому ученику (рейтинговый
      лист).

    СУДОВОЙ ДНЕВНИК

    ученика(цы) 5
    класса __________________________________

    Этапы регаты Баллы За устный ответ — 1 балл,

    за
    письменные задания

    от 1 до 5 баллов.

    1. Проверка снаряжения
    2. Бухта уравнений
    3. Остров смекалки 12-14 баллов — оценка
    «5″
    .

    9-11 баллов — оценка «4″.

    6-8 баллов — оценка «3″.

    4. Задачный залив
    5. Мыс Успеха
    Итоговый балл
    Оценка

    Структура урока.

    Организационный этап. Что такое «регата».
    Сообщение темы, целей регаты, правила заполнения
    судового дневника.

    Этап актуализации опорных знаний.

    Проверка снаряжения. Устная работа:
    решение примеров, уравнений.

    За верно выполненное задание — 1 балл.

    Этап применения знаний, умений в сходной и
    новой ситуациях:

    Бухта уравнений. Решение уравнений
    разного уровня сложности: от 1 до 3 баллов.

    Самопроверка по образцу.

    Остров смекалки.

    Устная работа: задания на
    смекалку (по 1 баллу за верный ответ).

    Задачный залив.

    Решение задач разного
    уровня сложности: от 2 до 4 баллов.

    Работа в парах. Самопроверка, самоконтроль.

    Физкультминутка.

    Семафорное сообщение (расшифровать
    слово).

    Этап контроля и самоконтроля.

    Мыс Успеха. Самостоятельная
    дифференцированная работа:

    I уровень: уравнение — 1 балл, задача — 2 балла;

    II уровень: уравнение — 2 балл, задача — 2 балла;

    III уровень: уравнение — 2 балл, задача — 3 балла.

    Проверка по ответам, самоконтроль.

    Информация о домашнем задании
    (дифференцированная домашняя работа).

    Творческое задание: составить условие и
    решить задачу по теме регаты аналогично задачам,
    которые решали в классе.

    Итог урока. Учащиеся подсчитывают баллы в
    судовом дневнике, переводят в оценку.

    Определяются победители регаты (учащиеся с
    высокими рейтинговыми баллами).

    Рефлексия (например, с помощью «солнышка и
    тучки»).

    В 7-9 классах рейтинговую систему оценивания
    знаний я применяю не только на отдельных уроках,
    но и при изучении некоторых тем. Например, 7 класс:
    «Многочлены»; 8 класс: «Функции «,
    «Квадратные уравнения»; 9 класс:
    «Неравенства и системы неравенств»,
    «Системы уравнений», «Числовые
    функции». Рейтинговая система оценки учебных
    достижений школьников эффективно используется в
    ходе изучения дополнительных курсов. Например,
    применяю творческий рейтинг при изучении
    факультативного курса «Дополнительные
    вопросы курса алгебры 8 класса», элективного
    курса «Элементы финансовой математики» (в
    рамках предпрофильной подготовки в 9 классе). С
    помощью рейтинга всегда видно положение данного
    ученика на фоне всего класса, и легко определить,
    как «близко» или «далеко» в данный
    момент времени до оценки в четверти или в году, на
    которую ученик рассчитывает.

    Профильные 10-11 классы обучаются по зачетной
    системе с использованием рейтинговой технологии
    оценивания учебных достижений школьников. На
    уроках в основном даются задания базового и
    повышенного уровня, а на факультативе
    рассматриваются задания более высокого уровня.
    После прохождения темы проводится тематический
    зачет, в котором используются
    дифференцированные задания. В конце полугодия
    проводятся итоговые зачеты. Ученики, которые
    хорошо сдавали текущие зачеты, имеют высокий
    рейтинг, освобождаются от итоговых зачетов.
    Учащиеся знают об этом, таким образом, повышается
    мотивация учащихся к усвоению знаний, повышается
    качество знаний. Такая система обучения -
    хорошая подготовка к учебе в высших учебных
    заведениях.

    Рейтинговая система оценки в значительной
    степени отвечает условиям формирования
    успешности учащихся профильных классов.
    Благодаря рейтингу, стирается противоречие
    между объемом вложенного труда и результатами,
    оценкой этого труда. Чем больше затраченных
    усилий, тем гарантированнее высокий результат,
    тем выше уровень удовлетворения от успешного
    выполнения поставленной перед учеником учебной
    задачи. Меняется уровень самооценки школьника,
    появляется стремление к достижению новых побед.
    А это прекрасный стимул к активному, осознанному,
    творческому труду.

    Используемая рейтинговая система оценивания
    знаний позволяет:

    • определить уровень подготовки каждого
      обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
    • получить объективную динамику усвоения знаний
      в течение учебного года;
    • дифференцировать значимости оценок, полученных
      учащимися за выполнение различных видов работы
      (самостоятельная работа, текущий, итоговый
      контроль, домашняя, творческая и др. работы);
    • отражать текущей и итоговой оценкой количество
      вложенного учеником труда;
    • повысить объективность оценки знаний.

    Преимущества, связанные с использованием
    рейтинговой системы оценивания учебных
    достижений как средства успешного развития
    компетентности школьников очевидны, так как они
    позволяют значительно повысить эффективность
    учебной деятельности учащихся за счет целого
    ряда факторов.

    Во-первых, стимулируется максимально возможный
    в данной ситуации интерес учащихся к конкретной
    теме, а, следовательно, к предмету в целом.

    Во-вторых, процесс обучения и контроля
    охватывает всех учащихся, их обучение при этом
    контролируется учителем и одноклассниками.

    В-третьих, дух соревнования и соперничества,
    изначально заложенный в человеческой природе,
    находит оптимальный выход в добровольной
    игровой форме, которая не вызывает стрессовой
    ситуации.

    В-четвертых, развиваются элементы творчества,
    навыки самоанализа, включаются дополнительные
    резервы личности, обусловленные повышенной
    мотивацией учащихся.



    В-пятых, наблюдается поворот мышления и
    поведения школьников в направлении более
    продуктивной и активной познавательной
    деятельности.

    Рейтинговая система помогает старшеклассникам
    при выстраивании индивидуальной
    образовательной траектории, при планировании и
    достижении результатов обучения в соответствии
    со способностями, склонностями и интересами.
    Рейтинговая система оценивания знаний
    заставляет ученика заниматься предметом
    систематически, быть внимательным на уроке,
    заниматься самостоятельно, использовать
    дополнительную литературу, что способствует
    активизации мыслительной деятельности учащихся,
    повышению учебной мотивации, развитию интереса к
    изучаемому предмету. Данная система развивает
    аналитическое и критическое мышление,
    коммуникативные способности, позволяет
    психологически перевести учащихся с роли
    пассивных «зрителей» в роль активных
    участников педагогического процесса.
    Рейтинговое оценивание способствует контролю
    целостной системы универсальных знаний, умений и
    навыков, а также формированию самостоятельной
    деятельности и личной ответственности
    обучающихся, т.е. ключевых компетентностей. Мои
    ученики с удовольствием выполняют различные
    творческие работы по математике: информационные,
    исследовательские проекты, рефераты, доклады,
    сочиняют сказки, составляют кроссворды, ребусы,
    шарады. Лицеисты принимают активное участие в
    интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Они
    нацелены на творчество, самореализацию, успех.

    Эффективность использования рейтинговой
    системы оценивания учебных достижений
    подтверждается повышением «качества
    знаний» учащихся (за последние три года — рост
    на 15%). Наблюдается стабильно положительная
    динамика уровня математической компетентности
    выпускников по результатам независимой оценки
    их образовательных достижений (качество знаний
    выпускников выросло на 20%).

    В отечественной педагогике этот метод
    завоевывает все больше и больше популярности и
    используется не только в вузах, но и во многих
    школах.

    Современные подходы в образовании требует
    отказа не от контролирования и оценивания
    знаний, умений, а от традиционных форм побуждения
    к учению с помощью оценок. Поиск новых способов
    стимулирования учебного труда учащихся, принцип
    личной заинтересованности, набирающий силы в
    обучении и воспитании, определяют новые подходы.
    Дополняясь принципом добровольности в выборе
    уровня обучения (а значит, и контролирования),
    оценка может превратиться в способ
    рационального определения личного рейтинга -
    показателя значимости (веса) человека в
    цивилизованном обществе.

    Приложение 1.

    Индивидуальный
    рейтинговый лист учащегося.

    Приложение 2.

    Рейтинговая шкала
    10 класса за I полугодие.

    Приложение 3.

    Урок по алгебре и
    началам анализа с использованием рейтинговой
    системы оценивания знаний в 11 классе.

    Литература:



  • УМК А. Г. Мордкович, П. В. Семенов «Алгебра и
    начала анализа». 10 класс, 11 класс. Профильный
    уровень. 2007 г.
  • Программы. Алгебра и начала математического
    анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г.
    Мордкович. М. 2009 г.
  • М.В.Калужская «Внедрение рейтингов в старшей
    школе». М. «Справочник заместителя директора
    школы». 2008 г.
  • Интернет-ресурсы:
  • http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id
    «Рейтинговая система оценивания знаний
    учащихся в современном образовательном
    пространстве».
  • http://festival.1september.ru/ — Фестиваль педагогических
    идей «Открытый урок» 2008 — 2009 учебного года.



  • Следующий: