Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н. И. Лобачевского при КГУ

Современный этап и перспективы общественного
развития выдвигают новые требования к
выпускнику школы. В концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года
отмечается, что на первый план выходят такие
профессиональные и личностные качества , которые
позволяют выпускнику успешно адаптироваться ,
жить и работать в условиях нового века.

Качественное образование, на наш взгляд,
сочетает в себе не только совокупность
большого количества общих и специальных знаний,
но и личностные свойства, которые необходимо
развивать. Проблема состоит в эффективном
контроле и оценке качества, которое должно
соответствовать требованиям государства ,
общества и самой личности обучаемого.

Новые требования входят в противоречие с
действующей системой контроля над качеством
подготовки школьников. Проблема оценки качества
образования давно в фокусе внимания российской
общественности. Но трудно ожидать , что если
содержание образования и методы работы
преподавателя изменятся, а способы и критерии
контроля и оценки останутся прежними, то
качество обучения улучшится.

Существующая система учета успеваемости
является формальной, она не стала средством
объективной педагогической диагностики для
обеспечения обратной связи, а направлена лишь на
накопление оценок и определения по ним
качества работы учителя и учащихся. Формализм
заключается в отрыве оценок от реального
процесса усвоения знаний (С.Ф.Сухорский).

Таким образом, назрела необходимость в
изменении не только методик и технологий
обучения, а главным образом , технологии
контролирующей и оценивающей деятельности
учителя.

Целью является теоретическое и
экспериментальное обоснование
рейтингово-балльной оценки деятельности
учащихся, как более эффективной системы при
обучении биологии, более полно отвечающей
требованиям учебного процесса.

Объектом исследования выступает
процесс обучения биологии в лицее в 8-11
классах , а предметом исследования
является система контроля при обучении биологии.

В качестве гипотезы выдвигается
предположение, что объективность оценивания
учащихся можно существенно повысить путем
введения комплексной оценки, дифференцированной
по значимым компонентам готовности и основанной
на использовании активных методов контроля и
компьютерной техники. Все это позволит повысить
качество и эффективность обучения биологии в
лицее.

Для проверки выдвинутой гипотезы
потребовалось решить следующие задачи:

1. Разработать методику комплексной
рейтингово-балльной оценки биологической
подготовленности учащихся.
2. Экспериментально проверить эффективность
использования рейтинга в процессе обучения
биологии.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА на уроках биологии в
8-11 классах.

Общие положения

Рейтинговая система контроля качества
образовательного процесса на уроках,
разработана на основе новых педагогических
технологий. В настоящее время осознается
необходимость смены образовательной парадигмы:
от абсолютно- образовательного идеала
(всесторонне развитой личности) к новому идеалу
– максимальному развитию способностей человека
к саморегуляции и самообразованию. Для
реализации поставленной задачи используются все
виды инновационного обучения, одним из которых
является рейтинговая система контроля качества
образовательного процесса.

Рейтинг как
организационно-педагогическая технология
контроля качества
образовательного
процесса и, соответственно, метод ранжирования
учащихся в соответствии с индивидуально
набранными балами обладает существенными
преимуществами перед традиционной 5-балльной
шкалой оценивания.

Преимущества рейтинговой системы
контроля:

  • осуществляет предварительный, текущий и
    итоговый контроль;
  • текущий контроль является средством обучения и
    обратной связи;
  • развернутая процедура оценки результатов
    отдельных звеньев контроля обеспечивает его
    надежность;
  • контроль удовлетворяет требованиям
    содержательности и конструктивной валидности
    (соответствие формы и целей).
  • развернутый текущий контроль реализует
    мотивационную и воспитательную функции;
  • развернутая процедура контроля дает
    возможность развивать у учащихся навыки
    самооценки работы и формировать навыки и умения
    самоконтроля в учебе.

Рейтинговая система является:

  • организующей образовательный процесс и активно
    влияющей на его эффективность;
  • стимулирующей познавательную активность;
  • формирующей ответственное отношение к
    своевременному, выполнению основных видов работ;
  • снижение числа пропусков без уважительных
    причин;
  • формирующей ответственное отношение к
    выполнению основных видов работ.

Цель введения рейтинговой системы:

  • объективность в оценке знаний и умений
    учащихся;
  • стимулирование систематической
    самостоятельной работы, в том числе, выходящей за
    пределы обязательного минимума;
  • повысить ответственность за учебный труд;
  • осуществить большую демократизацию и
    гуманизацию учебного процесса;
  • снижение роли случайностей;
  • повышение состязательности в учебе, заменяющее
    усреднение категорий отличников, хорошистов,
    троечников оценкой реального места;
  • исключение возможности протежирования не очень
    способных и не очень прилежных учащихся;
  • уменьшить число пропусков и опозданий без
    уважительных причин;
  • индивидуализация обучения;

Признаки рейтинговой системы:

  • наличие числового, индивидуального показателя
    оценки овладения учащимся системой знаний по
    предмету;
  • дробление процесса обучения, по принципу
    блочно-модульной системы с четким фиксированием
    результатов;
  • зависимость текущей и итоговой оценки
    обучаемого от качества прохождения модулей
    предмета;
  • использование индивидуального рейтинга как
    средства мотивации деятельности отдельных
    учащихся и класса в целом.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЙТИНГА

Для рейтинговой системы управления
качеством образования по курсу рекомендуется
система контроля, включающая:

  • начальный рейтинг учащегося (в начале курса);
  • текущий контроль (еженедельно);
  • промежуточный или рубежный контроль (по
    окончании предметных модулей);
  • итоговый контроль (по окончании курса).

Для реализации рейтинговой системы
необходимо:

  • создание и структурирование рабочих программ
    по принципу блочно-модульной системы;
  • наличие вопросов, заданий для самостоятельной и
    индивидуальной работы;
  • использование набора контрольных (тестовых)
    заданий по блоку или модулю;
  • наличие четкой и ясной шкалы оценки
    качественных показателей учащихся.

Баллы, оценки, рейтинг учащегося

Рейтинг учащегося зависит от количества
набранных баллов, как при прохождении модулей
определенных блоков (во время текущего и
промежуточного контроля), так и от баллов
набранных при итоговом контроле (по завершению
изучения блоков).

Рейтинговая шкала оценки качества нормирована
на 100 баллов за четверть (это максимальное
количество баллов которое может получить ученик
за выполнение всех обязательных заданий).

Нормативы итогового рейтинга, на основании
которого выставляется итоговая оценка:

  • “Отлично” – выше 80 баллов.
  • “Хорошо” – от 60 до 79 балла.
  • “Удовлетворительно” – от 50 до 60 баллов.
  • “Неудовлетворительно” – менее 50 баллов.

Помимо выполнения обязательных заданий по
курсу учащийся может набрать дополнительные
баллы за непредусмотренные виды работ:

  • ведение тетради – до 10 баллов (в конце
    полугодия).
  • изготовление наглядных пособий –от 30 до 40
    баллов;
  • выполнение творческих проектов по предмету –
    от 30 до 40 баллов;

Для того чтобы работа учащегося по предмету
была систематической в течении всего полугодия
вводятся не только поощрения, но и штрафы :

  • за отсутствие на уроке без уважительной причины
    – минус 5 баллов;
  • опоздание на урок – минус 1 балл;
  • не выполненное домашнее задание – минус кол-во
    баллов за домашнее задание.

Требования к преподавателям:

Преподаватель должен в начале учебного года
ознакомить учащихся с требованиями системы
рейтинговых оценок; календарно-тематическим
планированием; програмно-методическим
обеспечением прохождения курса; заполнять
ведомость учета рейтинга учащихся;
анализировать результаты промежуточных и
итоговых рейтингов.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


Уровень усвоения

Виды контроля

Критерии оценки

Баллы

Знаниевая составляющая

Личностная
составляющая

Первый уровень
(Репродуктивный)
Единичный устный ответ на уроке

1. Точность воспроизведения
2. Владение терминами и понятиями

1. Уеренность в себе
2. Инициативность

5 баллов (мах)
Активная работа на уроке ученика 10 баллов (мах)
Сообщение 10 баллов (мах)
Сенквейн 10 баллов (мах)
(5 баллов за оформление 5 – за содержание)
Выполнение заданий в рабочих тетрадях к
учебникам
Каждое задание верное задание 2 баллов
(максимум – 10 баллов)
Второй уровень
(Применение знаний по образцу)
Лабораторная работа 1. Точность выполнения
2. Оформление
3. Умение пользоваться лабораторным
оборудованием
1. Самостоятельность
2. Стремление к качественной работе
Максимум 10 баллов (5 баллов за знаниевую
составляющую и 5 баллов за личностную
составляющую)
Решение задач по генетике 1. Точность выполнения
2. Оформление
1. Самостоятельность Каждая правильная задача 2 балла
Проверочный тест по домашнему заданию
(10 вопросов)
1. Точность выполнения 1. Самостоятельность Каждый верный ответ – 2 балла (мах – 20
баллов)
Третий уровень
(Уровень промежуточного контроля)
Контрольная работа (5 вопросов)

1. Уровень использования
мыслительных операций
2. Оформление

1. Способность к системному
мышлению
2. Самостоятельность и эффективность в решении
проблем

Каждый верный ответ на один вопрос –
6 баллов (мах – 30 баллов)
Рубежный тест (15 вопросов) Каждый правильный ответ – 2 балла
Устный зачет (3 вопроса) Каждый правильный ответ – 10 баллов (мах)
Всего за зачет – 30 баллов максимум
Четвертый уровень
(Творческий уровень)
Творческое задание
Научно-исследовательский проект
Конференция
Конкурс
1. Умение планировать
2. Использование дополнительной литературы
3. Оригинальность выполнения
4. Практическое применение

1. Умение работать в группе
2. Направленность на конкретные достижения и
успех в работе
3. Готовность к постоянному личностному росту и
приобретению новых знаний

Макмимум – 40 баллов
(20 баллов за работу над проектом;
20 баллов за защиту проекта)

Список литературы:

1. Катханов М.В. и др. Методика разработки и
внедрения рейтинг-контроля умений и знаний
студентов. Учебное пособие, М., 1991.
2. Рейтинг в учебном процессе вуза, межвузовский
сборник, Опыт. Проблемы. Рекомендации под
редакцией Барсукова И.И. и др. М., 1992.
3. Селезнева Н.А. др. Комплексная оценка
качества подготовки выпускников и студентов
высшей школы на базе компьютерных технологий.
Проблемы оценки качества подготовки
специалистов на базе компьютерных технологий.
сб. тр. М., 1995.
4. Чошаков М.А. Гибкая технология
проблемно-модульного обучения, методическое
пособие, М., Народное образование, 1996.
5. Швецов Н.В. «Положение об организации
рейтингового контроля качества
образовательного процесса», Аксай, 2001.
6. Гудзенко Е.А. «Частично-рейтинговая
система контроля качества образовательного
процесса», Аксай, 2002.
7. Ксензова Г.Ю. «Оценочная деятельность
учителя», Москва, 2000.

Следующий: