Рейтинговая система как эффективный метод обучения и воспитания

Одной из самых важных проблем образовательного
процесса является создание стимулов,
побуждающих и студента и преподавателя
прикладывать максимум сил для качественной
работы.

Традиционная система обучения не позволяет
студенту работать заинтересованно, регулярно,
равномерно в течение всего семестра, без спадов и
подъемов, без “штурмовщины”, с постоянным
желанием и стремлением к конечному результату.

Мною апробирована и во многом
усовершенствована применительно к системе
среднего профессионального образования
Рейтинговая Интенсивная Технология Модульного
обучения (сокращенно РИТМ), используемая ВУЗами
нашей страны [1], позволяющая направить
деятельность студента в русло постоянной и
кропотливой работы на протяжении всего семестра.

Идея РИТМа в том, что весь учебный курс делится
на модули. Модуль представляет собой логически
завершенную часть учебного материала. Обычно
модуль – это раздел или тема. В каждом модуле
определяются контрольные акции по усвоению
теоретического материала, выполнению
практических, самостоятельных, контрольных и
других видов работ.

Каждая контрольная акция оценивается в баллах,
идентичных получаемым оценкам. У каждого модуля
есть цена в баллах – своя “стоимость”. В РИТМе
версия рейтинговой оценки имеет в качестве
фундамента идею заработной платы. Освоив модуль
и пройдя через его все контрольные акции, студент
поэтапно зарабатывает баллы, копит их и знает,
что он может купить на свои “сбережения”. В
зависимости от суммы заработанных баллов
определяется рейтинг студента и выставляется
итоговая оценка.

Для работы по методике РИТМ вначале необходимо
составить “Модульную программу” (см. приложение 1), в которой
произвести разбивку всего учебного материала по
модулям, разделам, темам, видам работ и
контрольным акциям, оценить в баллах каждый
элемент модуля и модуль в целом и подсчитать
общий рейтинг(Rtmax), представляющий собой
максимальную сумму баллов, которую может
заработать студент, освоив всю “модульную
программу”. В зависимости от количества
набранных баллов выставляется итоговая оценка:

Модульная программа доводится до каждого
студента уже на первом занятии вместе с
“Памяткой”, в которой оговариваются все
необходимые условия и требования по выполнению
“Модульной программы” (см.
приложение 2).

Все сведения поэтапной реализации “Модульной
программы” заносятся в журнал учебных занятий и
дублируются на “рейтинг-листе”, доступном для
обозрения студентами. Анализируя рейтинг-лист,
каждый студент видит свои результаты работы, а
также видны лидеры и отстающие, что, несомненно
психологически воздействует на каждого
студента, так как виден его рейтинг в группе, а
это – мощная побудительная сила к
самосовершенствованию.



Результаты работы в системе РИТМ

Работа в системе РИТМ позволила:

  • осуществить модульное построение курса,
    исключив эффект “затоваривания” студенческих
    мозгов;
  • использовать многобалльность итоговой оценки,
    а следовательно, осуществить дифференцированный
    подход к студентам, исключив субъективную
    позицию преподавателя по отношению к студенту;
  • найти очень мощный стимул для постоянной,
    равномерной работы студента на протяжении всего
    семестра;
  • дать студенту средство самодиагностики знаний
    (Кто я? Где я?);
  • применить единые требования к знаниям
    студентов в разных учебных группах;
  • определять статус студента, группы в глазах
    самих студентов, классного руководителя,
    руководства учебного заведения;
  • своевременно информировать классного
    руководителя, администрацию учебного заведения
    о нарушении ритма работы группы или отдельного
    студента;
  • побудить естественный интерес студента к
    процессу обучения;
  • внедрить более демократичную систему контроля;
  • приучить студента к системному выполнению
    единых требований, а следовательно, воспитанию
    серьезного отношения к делу;
  • получить внутреннее удовлетворение от
    творческой работы в системе РИТМ и её
    совершенствования применительно к специфике
    среднего профессионального образования.

Многолетняя работа в системе РИТМ,
апробированная по всем преподаваемым мною
учебным дисциплинам: “Этика и психология
профессиональной деятельности”, “Менеджмент”,
“Семейное право”, “Право социальной защиты”,
подтвердила ее важные преимущества перед
традиционной системой обучения.

Использовав бесценную идею ВУЗовской системы
РИТМ, я ее значительно упростил, убрав сложную
балльно-коэффициентную “бухгалтерию”, в
которой немудрено запутаться, и приспособил ее к
обычным оценкам, используя гибкую систему
требований и условий.

Уверен, что Рейтинговая Интенсивная Технология
Модульного обучения (РИТМ) займет достойное
место среди прогрессивных технологий, а поэтому
есть смысл ее пропагандировать и приобщать к ней
творческих работников.

Литература

1. Варенова Л.И., Куклин В.Ж., Наводнов В.Г.
Рейтинговая Интенсивная Технология Модульного
обучения: Центр РИТМ, 1993 г.




Следующий: