Рейтинговая система и организационная модель учебного процесса

Полноценной системой оценивания является та,
которая не только отражает уровень обученности
ученика, но и стимулирует его качественное
развитие, направлена на индивидуализацию
учебного процесса с учетом возможностей и
запросов обучающихся.

Современное образование требует от учителя
формирования определенного уровня предметной
компетенции у обучающегося, которые
определяются его будущей профессиональной
деятельностью. Но есть проблема – как
формировать этот уровень компетенции, если
ученик, даже зная, что эти знания ему нужны, не
хочет учиться. Возникает необходимость в
создании таких организационных моделей учебного
процесса, которые были бы направлены на
формирование у обучающихся учебной мотивации.
Реализация на практике предлагаемой
организационной модели учебного процесса должна
привести к тому, что, во-первых, обучающийся будет
иметь более высокий уровень предметной
компетенции по профильным предметам, так и
базовое образование по непрофильным предметам;
во-вторых, обучающий получает возможность
участия в учебном процессе, что уменьшает
возможность возникновения конфликтных ситуаций
в самом учебном процессе. В-третьих, механизм
выставления оценок, в том числе и итоговых,
становиться понятным ученику, а так же
“прозрачным” и более объективным. И,
в-четвертых, у учителя и ученика возникает
возможность при классно-урочной системе
обучения индивидуализировать учебный процесс,
особенно в условиях сокращения часов на
непрофильные предметы. К новым организационным
моделям учебного процесса не всегда
соответствуют существующие оценочные системы. В
чем же дело?

При традиционной системе обучения оценка
является вычитательной, то есть из нее
вычитаются баллы за тот материал, который ученик
по какой-то причине не усвоил или усвоение
произошло в недостаточной степени. Не происходит
качественного развития обучающегося, так как
ученик, успевающий на “хорошо” и “отлично”, но
при этом с ленцой, знает, что учитель не в
состоянии каждый день проводить его опрос,
поэтому справедливо считает, что, ответив
сегодня на уроке, завтра можно не готовиться.
Ученик, старательный и усердный, но обладающий
небольшими природными способностями, уверен же в
том, что, сколько он бы ни старался, выше тройки
ему не поставят. Зачем тогда стараться? Подобная
система оценивания знаний и умений обучающихся
не мотивирует их познавательную деятельность.

Существующая другая крайность – оценочные
технологии, которые используют накопительные
системы оценивания, то есть рейтинговые, и
направленные на развитие ребенка. При этом, как
правило, встречаются затруднения, связанные с
проверкой базовых умений, навыков в пределах
государственного стандарта. Поощряя ученика,
выполняющего творческие задания повышенного или
расширенного уровня, достаточно сложно
соотнести проставленные ему оценки за эти виды
деятельности с действительным уровнем его
знаний и умений, насколько они соответствуют
требованиям государственного стандарта.
Использование только развивающих оценочных
технологий приводит к тому, что возникают
пробелы в знаниях и умениях базового уровня.

Наша рейтинговая система учебной успешности
обучающихся сочетает в себе обе системы
оценивания: традиционную, и накопительную. [1]

Предлагаемая оценочная модель требует
специфичной организации учебного процесса,
заключающейся в ее структурности и
технологичности.

Предлагаемая организационной модели учебного
процесса имеет следующую структуру:

1. Рабочая программа по предмету с
указанием обязательных и дополнительных работ,
формами промежуточного и итогового контроля,
основными формами деятельности на уроке,
перечнем знаний и умений.

Обязательные работы, обусловленных
образовательным минимумом, оцениваются в
соответствии с общепринятыми нормами оценок –
оценка является обязательной базовой, вычитательной,
но динамичной, то есть подлежащей исправлению в
определенный срок.

Помимо обязательных работ, предусматриваются
формы работ, которые являются дополнительными и
необязательными – по этим заданиям учащиеся
имеют возможность заработать дополнительные
баллы, позволяющие им повысить итоговую оценку.
Так к предлагаемой обязательной работе
“Описание вида” указано, что можно
дополнительно сделать. Таким образом, сдав на
следующем уроке домашнее задание, можно получить
две оценки – обязательную и дополнительную.

2. Деятельность учителя по организации
учебного процесса

  • Ознакомление учащихся с порядком прохождения
    разделов, тем, уроков в теме; для обучающихся все
    материалы по уроку рекомендуется вывешивать на
    стенде на видном месте.
  • Обязательное ознакомление учащихся с
    содержанием раздела, темы, основными понятиями,
    умениями, которые должны соответствовать
    обязательному минимуму образования и требованиями
    Государственного стандарта. Учащимся должна
    быть доступна информация о порядке прохождения
    разделов, тем внутри раздела, уроков в теме,
    поэтому учителю рекомендуется распланировать
    уроки в теме с указанием их примерных дат. (Приложение 1).
  • Ознакомить обучающихся с перечнем обязательных
    работ и их количеством по урокам темы, сроками их
    прохождения, формами контроля и сроками
    контроля, а так же сроками осуществления
    итогового контроля по теме.
  • Предоставить информацию о формах
    дополнительных творческих работ (Приложение 2) и
    их критериями оценивания (Приложение
    3
    ), о требования предъявляемыми к ним при
    выполнении (Приложение
    4
    ), критериями оценок, сроками сдачи.
  • Регулярное ознакомление обучающихся с
    оценками, доступность информации (Приложение 6).
  • Предоставление возможности обучающимся в
    установленный срок пересдачи оценок,
    неудовлетворяющих ученика, а не только его
    неудовлетворительных оценок. Все текущие долги
    должны быть исправлены до этого числа, кроме
    поверочной работы. Но учащиеся знают, что если
    они по тематической проверочной работе они
    получили неудовлетворяющую их оценку, то на ее
    исправление им дается еще одна неделя.
  • Внеурочная учебная деятельность по предмету
    (олимпиады, предметные недели,
    научно-практическая деятельность учащихся,
    интеллектуальные игры и т.д.)

3. Оценочная модель

  • Оценки обязательные, вычитательные и
    динамичные (неудовлетворяющие ученика оценки,
    которые по договоренности с учителем могут
    быть исправлены в недельный срок; если оценка
    получена в результате отсутствия на уроках по
    причине болезни – в срок две недели.
  • Добровольные и статичные, полученные за
    дополнительные задания. Поскольку подобная
    работа является необязательной, то не
    рекомендуется проставлять неудовлетворительную
    оценку в журнал без согласия учащегося. Оценка за
    дополнительную работу является накопительной,
    но статичной, то есть, нет необходимости в ее
    исправлении. Если не планируется социализация
    данной работы на уроке, то необходимо найти время
    на обсуждение творческой работы с выполнившим ее
    учеником и объяснения выставленной оценки. Если
    задание предполагает обработку информации из
    дополнительных источников, то можно поощрить
    ученика и информационными рейтинговыми
    единицами.
  • Итоговая оценка складывается из всех оценок
  • Начисление дополнительных Ре баллов за
    активность, информативность и т.д.
  • Начисление поощрительных и штрафных баллов к
    среднему баллу ученика.
  • Определение учебной успешности обучающихся с
    учетом всех критериев учебно-воспитательного
    процесса.
  • Дальнейшая мотивация учебная деятельности
    после определения рейтингового положения
    ученика по сравнению с его стартовым уровнем или
    предыдущей темой в виде: освобождения от
    проверочной работы, предоставления возможности
    выполнения заданий развивающего характера в
    интересной для ученика форме, устное поощрение.

4. Технология оценки учебной успешности
обучающихся
[ 2 ]

Традиционная система оценивания является
пятибалльной, что соответствую существующим
нормативным документам, а накопительная
представлена рейтинговыми единицами.
Рейтинговая система оценивания учебной
успешности представлена двумя многофакторными
модулями. Но модуль № 1 предполагает определение
уровня учебной успешности обучающихся как по
успеваемости, так и по остальным критериям
учебно-воспитательного процесса целиком. При
этом уровень обученности определяется на основе
традиционной пятибалльной системы оценивания,
что соответствую существующим нормативным
документам, которые затем переводятся в
рейтинговые единицы, а накопительная
представлена только рейтинговыми единицами (50
Ре).
Модуль № 2 необходим для определения
количества накопительных баллов, полученных
обучающихся при прохождении темы, без учета
успеваемости. Используя рейтинговые единицы
модуля № 2 (100 Ре), в зависимости от их количества,
можно начислять как поощрительные, так и
штрафные баллы. В результате этого итоговая
оценка усердного, дисциплинированного, но не
очень способного ученика, будет повышена, а
нарушителя дисциплины или занимающегося с
ленцой, понижена.
Если предмет для ученика не первостепенной
важности, то какие типы работ он будет выполнять
(профиль – успевает “5” – обязательные,
творческие работы в таком случае вообще можно не
выполнять; успевает на “4”, “3” – нужны
накопительные баллы – дополнительные работы
– соответственно итоговой балл успеваемости
может быть повышен.
Ученик может планировать прохождение темы в
соответствии с своими природными способностями,
в данном случае – полученная оценка является
оценкой состояния, отражающей развитие именно
этого ученика.
Выполняя дополнительные информационные
задания, учащиеся зарабатывают дополнительные
Ре, которые позволят ему поднять свой рейтинг по
предмету, а так же и итоговый балл.

5. Технологичность уроков

Подобная организация учебного процесса
предполагает не только детальное планирование
разделов, тем, уроков. Уроки должны
соответствовать требованиям современного урока.
Предъявляются жесткие требования к технологии
самих уроков, а так же к контролю учебной
деятельности учащихся на каждом этапе урока.

6. Оценивание деятельности учащихся на
отдельных этапах урока

Для этого рекомендуется использование поурочно
– методических карт (Приложение
5
), которые отражают этапы
учебно-воспитательного процесса на уроке, его
многофакторность, формы деятельности как самого
учителя на уроке, так и обучающихся. Поурочная
методическая карта заполняется на каждом уроке.
На ней находят отражение все аспекты как учебной
деятельности обучающихся, так и воспитывающие:
посещаемость, опоздания, дисциплина, выполнение
домашних заданий, активность при повторении
домашнего задания, изучении нового материала,
закреплении, при этом все это оценивается в
знаках рейтинговой системы. Если рассмотреть
поурочную карту внимательно, то можно обратить
внимание, что работа по этому уроку еще не
закончена. В соответствии с планом темы – была
проведена лабораторная работа (колонка № 24),но
без написания вывода, что является домашним
заданием. На следующем уроке эта колонка будет
заполнена. У преподавателя появиться
возможность и необходимость анализа изучения
темы в каждом конкретном классе и по отдельным
ученикам – предполагается выставление Ср балла
при изучении темы данного урока в колонке № 25.
Накопительная система баллов при интерактивных
формах работы предполагает учет активности –
количество и качество ответов активных
участников учебного процесса в знаках
рейтинговой системы – и, а р, дп, которые затем, по
окончании темы, переведутся рейтинговые единицы.

7. Контроль за учебной успешностью по
завершении каждого урока, темы и раздела целиком
(Приложение 5)

По итогам урока обязательно заполняется
тематическая учебно-методическая карта (Приложение 6).
На которой проставляются все оценки по уроку, а
так же его средний балл. Эта форма учета
прохождения темы является “Открытым листом”,
который висит на видном месте вместе с другими
материалами. Ученик имеет возможность
проследить успешность прохождения им темы,
предпринять своевременно исправить оценки. Если
внимательно рассмотреть тематическую
учебно-методическую карту, то можно обратить
внимание, что по уроку 2 подведены
предварительные результаты, без лабораторной
работы. Подобная структура учебно-методической
карты прохождения темы позволяет проводить как
предварительный анализ прохождения темы как по
отдельному уроку, так и итоговый с учетом
проставленных оценок за основные формы работы на
уроке и теме целиком. По теме целиком
определяется как уровень обученности, так и
рейтинг ребенка по предмету.

8. Ведение мониторинговых наблюдений
по результатом обученности в течении учебного
года с проставлением итогового и рейтингового
балла по каждой теме. Это позволяет не голословно
подводить итоги обученности, а на основе
объективных данных.
Предлагаемая комплексная оценочная система
учитывает все составные учебно-воспитательного
процесса, направлена на реализацию возможностей
для детей с различным уровнем способностей,
позволяет контролировать изучение всего
должного объема обязательных знаний и умений, и,
в тоже время, предоставляет обучающимся широкие
возможности для реализации своего творческого
потенциала. При соответствующей организации
учебного процесса система оценки знаний из
наказывающей превращается в мотивирующую.

Список литературы:

1. А.Н. Калиниченко, О.И. Лосева, М.И. Лазарева,
Ю.С. Калабин, О.Ю. Штундер.
Технология
рейтинговой оценки учебной успешности студентов
на кафедре вуза. Методические рекомендации.
Ижевск, 2004

2. Л.Н. Никитина.“Технологией рейтинговой
оценки учебной успешности кучащихся”. Москва,
“Первое сентября”, “Чистые пруды”, 2005/2006, с. 497
(сайт Фестиваля педагогических идей “Открытый
урок”, http://festival.1september.ru )

3. 3.А. Остапенко. Может ли школьная оценка
быть справедливой?. Журнал “Народное
образование”, № 1, 2006, с.125–131.

Следующий: