Рейтинговая оценка как одна из личностно-развивающих форм успешности учащихся профильного класса

Переход современного школьного образования в режим развития  сопровождается  изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки  успешности  школьников. Другими словами, сегодня  создаются  благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия. Меняются цели и задачи обучения, и, соответственно, меняются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. О соответствии целей и результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы  и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, оценки степени близости достигнутого к планируемому. Сами же измерительные инструменты  во многом зависят от характера критериев, применяемых оценочных шкал. Возникла необходимость создания такой универсальной многофакторной технологии оценки качества обучения, которая позволила бы контролировать и оценивать процесс обучения и его результаты на различных этапах учебно-воспитательного процесса. Школьная система бальных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, в ней фиксируя лишь результат учебного процесса. Но трудно представить, что содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, если способы и критерии оценки останутся прежними. Традиционные системы контроля и оценки знаний и умений учащихся «грешат»  одним существенным недостатком.  Все «нити» контроля и «рычаги» управления находятся в руках преподавателя. Это лишает учащегося инициативы,самостоятельности и состязательности в учебе. Школьная система бальных оценок(абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, в ней фиксируя лишь результат учебного процесса.  Одно из главных требований к контролю — учет индивидуальных особенностей учащихся — просто игнорируется. Речь идет не о требованиях к качеству, объему знаний и уровню сформированности умений (они должны быть одинаковыми для всех учащихся), а об учете индивидуальных качеств учащихся (медлительности, застенчивости или, наоборот, самоуверенности и т. д.).Устранить эти недостатки помогло решение   о введении рейтинговой системы  оценки учебных достижений в технологии проблемно-модульного обучения математики в профильном 10 классе.  Основная  особенность  нововведения заключается в передаче «нитей»  оценки успешности  от преподавателя к учащемуся. В рейтинговой системе учащийся сам распределяет свои баллы. В этой системе не существует «отличников», «ударников» и т. д., а есть первый, второй, десятый, сотый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.

Рейтинговая система выполняет следующие функции:

  • стимулирует посещаемость занятий и регулярную самостоятельную работу учащихся по усвоению учебных программ;
  • позволяет более достоверно оценить личностные особенности и способности, учащихся во всем их многообразии, усиливает мотивацию к учению по накоплению знаний, повышает состязательность в учебе;
  • повышает уровень планирования и организации учебного процесса;
  • позволяет применять модульный принцип преподавания дисциплин.

Рейтинговая система  имеет ряд преимуществ:

  • оказывает высокую организующую роль за счет возрастания положительной мотивации учащихся к учебному труду;
  • формирует у обучающихся ответственность за результаты учебной деятельности;
  • обеспечивает выработку у преподавателей различных дисциплин единых требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся;
  • расширяет возможности межпредметных и профильных связей, что позволяет согласовать содержание обучения

Система предпрофильной и профильной подготовки учащихся требует совершенно других методов формирования и развития у них учебной мотивации, учитывающей личностные запросы учащихся по данному предмету или по определённой образовательной области.

Технология рейтинговой оценки, разработанная на теоретических основах модульного принципа обучения (элемента применения которой имеются в любой педагогической технологии) и рейтинговой системы контроля знаний, представлена звеньями гармонично сочетающихся между собой алгоритмов, функционально направленных на рейтинговую оценку учебной деятельности учебной успешности учащихся.
Выведенная итоговая рейтинговая оценка учебной деятельности покажет преподавателю и учащемуся действительную картину состояния процесса обучения, что позволит произвести коррекцию процесса обучения, прогнозировать результаты обучения, соотносить состояние учебной успешности вначале обучения и на выходе. Если оценочную деятельность учителя рассматривать с позиций личностно ориентированного обучения, то она заключается в сравнении результатов, умений каждого учащегося, с его же прошлыми результатами, в определении, таким образом, его интеллектуального развития. Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как одна из возможных, отвечающих поставленным задачам. Настоящая система позволяет получить:

  • возможность определить уровень математической подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
  • возможность получить объективную динамику математического образования ученика не только в течение учебного года, но и за все время обучения в школе;
  • возможность корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса;
  • планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом математического образования;
  • дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.);
  • отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
  • повысить объективность оценки знаний;
  • возможность и перспективы развития системы ценностных отношений, нравственно-волевых качеств личности: чувства ответственности, мотивации, эмоций, стремления и достижения;
  • влияние качества образования на социальное поведение школьников;
  • мотивационное и эмоциональное регулирование отношения школьников к учению.

Рассмотрим основные принципы системы.

  • Рейтинговая система реализуется на основе модульного построения учебного материала, определении образовательного стандарта по данной теме, а также уровней возможных достижений.
  • Общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими.
  • Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, расчетно-графических заданий, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач.  Дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения учащихся при выполнении ими творческих заданий (написания рефератов, участия в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях.
  • Итоговый рейтинг — это сумма промежуточных рейтингов учебных аттестаций. Дата проведения итогового рейтинга по теме должна быть известна в начале изучения данной темы.
  • Предусмотрена шкала соответствия рейтинга итоговой оценке.

Для того чтобы осуществлять предложенную систему оценки учителю необходимо:

  1. определить основные темы (модули) изучаемого курса, выделить при этом все виды учебной работы;
  2. иметь наборы контрольных заданий по каждой теме;
  3. определить содержание индивидуальных заданий;
  4. определить содержание творческих заданий; составить вопросы к зачету, если проведение такого предполагается или сформулировать требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по данной теме;
  5. сообщить правила соотнесения результатов учебной работы учащихся с их рейтингом;
  6. разработать методические указания для учащихся по изучению данной темы курса.
  7. разработать компьютерную интерпретацию результатов рейтинговой

Второй год  в профильном классе  преподаю математику.  По  соглашению с  учащимися, родителями,  введена  рейтинговую оценка знаний. Изучили  различные варианты рейтинг-карт. Остановились на следующем варианте. Результаты первого полугодия одного ученика выглядит так:

Ф.И._Пантелеев_Денис_                         АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА    

Контрольные работы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1п.

3

4

4

4

5

3

2

4

4

4

5

3

4

4

3

3

2п

4

4

4

4

2

3

2

4

4

3

4

3

4

4

3

3

2

3

Средний балл__3,68  — 1 полугодие,  3,33 – 2 полугодие.________

Самостоятельные работы.

1

2.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1п.

4

4

3

3

4

4

2

3

4

5

5

3

4

3

4

3

4

2п.

4

4

3

3

4

4

2

3

4

5

5

3

4

3

4

3

4

Средний балл____3,77 – 1 полугодие, 4,00 – 2 полугодие________________

Зачёты.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1п.

4

4

5

3

3

5

4

3

3

2п.

4

2

5

3

3

3

4

3

3

4

Средний балл_____3,78_- 1 полугодие, 3,5 – 2 полугодие._________

Теоретический контроль.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1п

3

4

5

5

4

3

3

2

5

4

4

4

3

5

5

4

3

3

2п

4

4

3

3

4

4

2

3

4



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: