Рефлексия и эмпатия как главные механизмы взаимопонимания на уроках физической культуры


Педагогическая деятельность, может быть,
медленнее, чем другие сферы человеческой
практики, но тоже претерпевают изменения. В этих
изменениях наметилось множество тенденций.
Педагогическая деятельность утрачивает черты
спонтанно- ритуального поведения учителей и
воспитателей. Последние все более стремятся к
рефлексии процесса и результатов
педагогического действия, к выявлению оснований
для его исполнения. В современной педагогической
деятельности сочетаются, хотя и без
противоречий, тенденции к возрастанию ее
наукоемкости и усилению субъективно-авторской
позиции педагога. Цель данной работы:

  • охарактеризовать взаимодействие личностного
    смысла педагога и учащегося как цель
    педагогического общения;
  • раскрыть содержание коммуникативной культуры
    педагога, также ее аспекты как: владение
    терминологией, культура речи, поведение в
    конфликтной ситуаций;
  • остановиться на таких механизмах
    взаимопонимания, как рефлексия и эмпатия.

Рефлексия и эмпатия как главные механизмы
взаимопонимания. Специалист по физической
культуре и спорту, несомненно, должен обладать
многими качествами, поэтому были выделены
следующие наиболее значимые ее компоненты:
готовность к саморазвитию, рефлексия, мотивация
достижения успеха и мотивация избегания неудач,
эмпатия. Педагогическая деятельность учителя
физической культуры тренера направлена на
формирование физической культуры ребенка,
которая является компонентом общей культуры
личности, поэтому без осмысления и анализа
результатов собственной профессиональной
деятельности и труда своих коллег, без
постоянного пополнения собственного
теоретического багажа, без способности педагога
к эмпатии невозможно рассчитывать на
эффективность процесса становления личности
ребенка. Педагог, имеющий оптимальный уровень
развития выделенных нами доминирующих
педагогических установок, постоянно стремится
достичь в своей профессиональной деятельности
более высоких результатов, то есть быть
профессионалом.

Личность, способная к саморазвитию, обладает
следующими чертами:

  • берет на себя ответственность за свои действия,
    в том числе,
  • и за свое дальнейшее развитие;
  • решает свои проблемы без ущерба для других;
  • достигает значительного успеха в той
    деятельности, которая
  • служит для нее объектом самовыражения;
  • получает удовлетворение от своей жизни, в том
    числе от профессиональной деятельности;
  • открытость переменам и новому жизненному опыту.
    Рефлексия является одним из ведущих
    “организмов” в сфере саморегуляции и
    саморазвития.

Рефлексия - это умение анализировать
свою собственную деятельность и поведение,
обеспечивать контроль и регулировку в системе
“человек — жизненные ситуации”. Рефлексия может
выполнять две различные функции: контрольную и
конструктивную.

У каждого человека имеется свой рефлексивный
аппарат, который формируется в течение всей его
жизни. Рефлексия возвращает человека в прошлое и
заставляет критически анализировать
происходящее, вместе с тем, прерывает прямое
течение жизни, останавливает сам процесс,
затягивает время.

Чрезмерная потеря времени может привести к
потере эффективности, в результате чего
последствия могут быть самыми разными.

Достижение успеха — это мотив
личности, проявляющийся в стремлении к успеху,
что является особенно важным качеством для
успешной деятельности учителя по физической
культуре и тренера.

Любовь к детям следует считать важнейшей
личностной и профессиональной чертой учителя,
без которой невозможна эффективная
педагогическая деятельность. Простое
взаимодействие учителя и учащегося основано на
эмпатии, на переживание и поведения.
Преподаватель должен обладать способностью к
работе и общению с детьми.

Эмпатия (сопереживание) - это умение
поставить себя на место другого, способность
человека к произвольной эмоциональной
отзывчивости на переживания других;
предполагает уменьшение дистресса другого,
оказав ему помощь. Эмпатия способствует
сбалансированности межличностных отношений, она
делает поведение человека социально
обусловленным. Развитая у человека эмпатия
ключевой фактор успеха в тех видах деятельности,
которые требует чувствования мира партнера по
общению и, прежде всего, в обучении и воспитании.

Организуемый тренером и учителем физической
культуры педагогический процесс направлен на
физическое развитие и спортивное
совершенствование ученика, а это нелегкий труд,
требующий максимального проявления физических и
психических возможностей ребенка. Очень часто
дети, находясь под влиянием авторитета педагога,
боятся пожаловаться на плохое самочувствие, что
может привести к получению травмы на уроке, или
симулируют болезнь и отказываются от выполнения
заданий. Для исключения подобных ситуаций
необходимо, чтобы у педагога была развита
эмпатия, что 4 позволит установить контакт с
ребенком и взаимных доверительных отношений.



Рефлексия это готовность к
саморазвитию, мотивация достижения успеха,
мотивация избегания неудач, эмпатия к детям, так
как они являются не только ее структурными
единицами, но и формами проявления.

Для оценки рефлексии определены следующие
уровни сформированности рефлексивных умений у
учителей физической культуры:

  • повышенный уровень — повышенная возбудимость;
    неоправданная перепроверка собственных
    действий, решений и мнений, что может привести к
    потере времени, однако не всегда возможно
    затягивать решение тех или иных вопросов;
  • высокой уровень — способен к организации связей
    между конкретной учебной ситуацией и личностью с
    выходом на принцип действия, дающий общий план
    решения педагогической задачи (рефлексия
    педагогической деятельности); умеет создать
    связи между конкретной ситуацией и
    мировоззрением личности, включающим
    представление о себе, человеческих отношениях и
    о других людях, (внутриличностная рефлексия),
    умеет оценить и предвидеть действия другого
    человека; умеет оценить свои действия глазами
    стороннего наблюдателя;
  • средний уровень — не всегда умеет оценить и
    предвидеть действия учащихся; необъективно
    оценивает свои действия с позиции стороннего
    наблюдателя, но способен дать себе и своим
    поступкам объективную оценку; умеет созидать;
  • низкий уровень — крайне редко анализирует свое
    поведение, не всегда способен дать себе и своим
    поступкам объективную оценку.

Рефлексивное отношение человека к собственной
деятельности является одним из важнейших
психологических условий критического анализа
конструктивного совершенствования. Рефлексия
обеспечивает “выход из полной поглощенности
непосредственным процессом жизни для выработки
соответствующего отношения к ней, занятия
позиции над ней”. Рефлексия характеризует
самосознание человека, осмысление им оснований
собственных действий и поступков. Рефлексия в
социальной психологии — это осознание
действующим индивидом того, как он
воспринимается партнерами по общению.

В рефлексии даны как минимум шесть человек:
индивид, каков он есть на самом деле; индивид как
он сам видит себя; индивид, каким он видится
другому; и те же три позиции со стороны другого.
Рефлексия — это своеобразный удвоенный процесс
зеркального отражения индивидами друг друга,
взаимоотображение содержанием которого
является субъективное воспроизведение
внутреннего мира партнера по взаимодействию,
причем в этом внутреннем мире, в свою очередь,
отражается внутренний мир первого
исследователя. Рефлексивные процессы буквально
пронизывают профессиональную деятельность
учителя. Они проявляются:

  • во-первых, в процессе практического
    взаимодействия учителя с учащимися, когда
    учитель стремится адекватно понимать и
    целенаправленно регулировать мысли, чувства и
    поступки учащихся;
  • во-вторых, в процессе проектирования
    деятельности учащихся, когда учитель
    разрабатывает цели обучения и конструктивные
    схемы их достижения, причем разрабатывает их с
    учетом особенностей учащихся и возможностей их
    продвижения и развития; в-третьих, в процессе
    самоанализа самооценки учителем собственной
    деятельности и самого себя как ее субъекта.
    Учитель призван помогать, самим учащимся
    анализировать, осмысливать и оценивать
    собственную деятельность, т.е. рефлексивно
    относится к себе.

Чтобы дать ученикам всестороннее воспитание,
педагог должен уметь разбираться в своеобразии
познавательной деятельности ребенка, знать
особенности его внимания, памяти, мышления.
Необходимо уметь “читать душу” ребенка:
понимать его желания, чувства, мотивы поступков,
особенности 6 темперамента и характера, волевых
чувств и способностей. Но и это не достаточно.
Необходимо научиться сочувствовать ему,
переживать его эмоции как свои, уметь, как бы,
перевоплощаться в своего ученика. Способность
индивида эмоционально отзываться на переживания
людей называется эмпатией, что в переводе с
английского означает “сочувствие,
сопереживание”. Эмпатия предполагает
способность учиться улавливать те незримые нити
симпатий и антипатий, дружбы и неприязни,
эмоционального притяжения и отталкивания,
которые пронизывают коллектив учащихся и
создают в нем неповторимый эмоциональный климат.

Способность учиться к рефлексии и эмпатии
можно определить как “социально-
психологическую наблюдательность”. Этому
феномену уделяется все более пристальное
внимание в исследованиях современных
психологов.



Заключение

На основе всего вышеизложенного можно сделать
следующие выводы.

Общение — это процесс межличностного
взаимодействия, порождаемый широким спектром
актуальных потребностей партнеров, направленный
на удовлетворение этих потребностей и
опосредованный межличностными отношениями.
Педагогическое общение между учителем и
учащимся приобретает личностные аспекты. В
педагогике появились направления, которые
связаны с переходом от системы “субъект -
объект” к системе “субъект — субъект”.

Ориентация на взаимопонимание проявляется у
педагога в форме эмпатии, толерантности,
рефлексии собственной профессиональной
деятельности.

Единицей мышления учителя выступают при этом
не отдельные понятия и категории, а целостная
педагогическая концепция личностно
ориентированного образования и педагогического
общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грехиев В.С. Культура педагогического
общения. Москва: Просвещение, 1990г.-144с.

2. Григорьев Т.Г., Кольцева Т.П. Основы
конструктивного общения: Хрестоматия. – 2-е изд.
– Издательство Новосибирск 1999г.-207 с.

3. Мелибруда Е.Я. Ты –Мы: Психологические
возможности улучшения общения. Перевод с
Польского – Москва: Прогресс, 1986г. – 256с.

4. Мышление учителя: личностные механизмы / Под
редакцией Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – Москва:
Педагогика, 1990г.-104с.

5. Немов Р.С. Психология. – Москва: Педагогика,
1990г.-301с.



6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник
для студентов педагогических вузов. Москва:
издательский центр ВЛАДОС, 1999Г. 576с.

7. Психологический словарь./ Под редакцией В.В.
Давыдова. – Москва: Педагогика, 1983г. – 448с.

8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная
педагогическая психология. – Санкт-Петербург
1999г. – 416с.

9. Руденский Е.В. Социальная психология. Москва:
1997г. – 224с.

10.Сериков В.В. Образование и личность. Москва:
Издательство корпорация “ЛОГОС”, 1999Г. – 272с.




Следующий: