Рефлексивный компонент деятельности человека как средство повышения качества знаний

Прежде чем подойти к исследованию темы
«Рефлексивный компонент деятельности человека
как средство повышения качества знаний» на 1
этапе моей деятельности была рассмотрена тема
«Рефлексия урока как средство разрешения
противоречия между потребностями и
способностями обучающегося» (работа размещена
на сайте «Первое сентября»). К необходимости
рефлексии я пришла не сразу. До 2007 года мной
наблюдалась отрицательная динамика качества
образования. Изучая результативность обучения
учащихся, попыталась определить причины
снижения качества:

- низкий потенциальный уровень контингента
обучающихся;

- недостаточная мотивация учащихся к учебной
деятельности;

- устойчивая тенденция к снижению уровня
здоровья в микросоциуме.

С особой остротой встает вопрос о качественной
подготовке грамотных специалистов. Выявленная
проблема определяет цель и задачи деятельности.
Повышение качества подготовки специалистов на
уроках русского языка и литературы путем
использования природно-рефлексивной технологии
саморазвития человека и организации рефлексии в
совместной работе преподавателя и обучающегося;
апробация.

Для этого надо выявить потребности и
способности учащегося, создать благоприятную
среду на уроке для развития-саморазвития
обучающегося, систематизировать методы и приемы
рефлексии.

В исследовании принимали участие 4 группы
разных профессий. В двух группах проводились
уроки в технологии, упомянутой выше, были
использованы различные приемы рефлексии. В двух
других группах были использованы методы
технологии, но без системной организации
рефлексии.

Исследование проводилось в трех этапах.

  • На 1 этапе изучалась философская,
    педагогическая, психологическая литература по
    проблеме повышения качеств с помощью форм и
    видов рефлексии.
  • На 2 этапе — исследование на практике в ходе
    разработанных и составленных приемов и форм
    рефлексии.
  • На 3 этапе — анализ, осмысление, обобщение
    материалов и результатов исследования,
    апробация и внедрение результатов в
    педагогическую практику.

Изучая литературу, были выявлены формы
рефлексии. Ретроспективная служит выявлению
и воссозданию схем, средств и процессов, имевших
место в прошлом. В Проспективной выявляются и
корректируются схемы и средства возможной
будущей деятельности. В интроспективной
производится контроль и корректировка или
усложнение мыслительных процессов в ходе
реализации деятельности. Смею предложить
четвертую форму рефлексии — постспективную
- представление в сознании человека последующих
шагов: что изменить в себе? Что поменять в ходе
моих мыслей? Что сделать на улучшение моих
результатов? Форма позволяет выйти на новые цели
улучшения результатов.

На основе форм рефлексии происходит
промысливание старого образца деятельности и
рождение нового. Цепочку осмысленной
деятельности можно представить в виде схемы.

Пытаясь систематизировать знания и опыт работы
по классификации видов рефлексии, к ним можно
отнести: рефлексию настроения и эмоционального
состояния; рефлексию содержания учебного
материала; рефлексию деятельности и рефлексию
обратной связи.

Для сознательного управления человеком своей
жизнью (системой деятельности, поведением и т.д.)
необходимы основные параметры саморазвития
человека: потребности, способности, сознание.
Когда будет разрешено противоречие между
потребностями и способностями — придет
сознание, а развитие сознания должно стать
главным в саморазвитии человека.

Итак, рефлексивная педагогика состоит из
элементов рефлексии, далее рефлексии урока,
затем рефлексии темы курса и переход в
постоянную внутреннюю рефлексию. Наиболее
удачные приемы и виды рефлексии были опробованы
на уроках и закрепились в методической копилке
педагога.

Во-вторых, на основе листов-опросников были
выявлены способности и потребности учащихся.

Далее, на уроках активно применялись приемы
рефлексии. Рефлексия помогает увидеть учащимися
плюсы и минусы в знаниях материала, а
преподавателю помогает определиться в
правильном выборе методик на уроках. Рефлексия
дает возможность наметить планы на будущее, то
есть оценить свою деятельность.

Какие функции выполняют приемы рефлексий,
использованные мной на уроках?

Рефлексия эмоционального состояния и
настроения. Приемы:

цветопись, букет
настроения, дерево чувств, художественные
изображения, картина, музыкальный фрагмент,
эмоциональное состояние, настроение телом.
Данные приемы выполняют функцию психологической
настройки на урок и психологической
завершенности. Рефлексия способствует
формированию благоприятного микроклимата на
уроке. Учащийся настраивается на урок, проявляет
неподдельный интерес к следующим этапам урока.
Снимается мышечное напряжение перед уроком и
полностью снимается напряжение в конце урока.
Здесь реализуется здоровьесберегающая функция
рефлексии.

Рефлексия содержания учебного материала.

Приемы:
незаконченное предложение, выбор афоризма, точка
зрения, достижение цели, отношение к проблеме,
умозаключение, кластер, синквейн, работа с
текстом (фрагментом фильма). Смогла увидеть, как
учащиеся осознали содержание пройденного
материала. Речь учащихся становится более яркой,
выразительной, образной, насыщенной. Учащиеся
размышляют, не бояться выражать свое отношение к
проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что
поняли, усвоили. Информацию могут передавать в
более сжатой форме, выявляя основное, главное,
могут рефлектировать в письменной форме, более
подробно излагая свои мысли. Рефлексия является
способом самовыражения учащихся, пробуждает в
них желание учиться, получать новые знания,
проявлять свои способности более в активной
форме, которые начинают соответствовать
потребностям.

Рефлексия деятельности. Приемы:

Самооценка
активности на каждом этапе урока, алгоритм,
контроль и оценка. Оцениваются не столько знания,
сколько умения, компетенции: что учащийся умеет?
Что может? Здесь рефлексия выступает в качестве
мотивации учения и определения степени
достижения цели. Учащийся не только осознает
содержания материала, но осмысливает способы и
приемы своей работы. Так как рефлексия может быть
индивидуальной, коллективной или групповой, то
учащиеся проявляют умение работать в разных
режимах.

Рефлексия как способ обратной связи. Приемы:

тесты,
сочинения, стихотворения, эссе, размышления над
вопросами, составление таблицы, многоточие,
открытый финал. Данные приемы стимулируют
речемыслительную деятельность учащихся и
наиболее полно способствуют реализации
развивающей цели обучения. Они позволяют
по-новому, с другой стороны посмотреть на
проблему, выдвинуть свои предположения, гипотезы
развития событий, расширяя тем самым опыт
спонтанного общения, способствуя развитию
гипотетического мышления учащихся. Для
преподавателя рефлексия учащихся — это помощь в
постановке задач и планирования следующего
урока.

Используя каждый раз разные приемы рефлексии,
мной прослеживается, как меняется эмоциональное
состояние человека в процессе занятия. Это
ценная информация для размышления и
корректировки своей деятельности.

Итак, позади уроки, сдан экзамен. Но сдан ли
экзамен мной? Как прошла апробация в группах?
Оглядываясь назад, вспоминаю, какими пришли в
наше учебное заведение учащиеся, с какими
знаниями? Сравниваю.

С приходом в учебное заведение не проявляли
заинтересованности в уроках русского языка и
литературы. Проявлялось нежелание
анализировать, сопоставлять, обобщать материал,
нелюбовь к чтению литературы. Пришли, в основном,
получать знания по профессии, а не знания
гуманитарных дисциплин. На 3 курсе по итогам
экзамена качественный показатель в группах
заметно вырос и, особенно в тех группах, в которых
проводился эксперимент с применением приемов
рефлексии. Улучшилось качество знаний. И нет
ничего приятнее, чем рефлексивные ответы
учащихся по окончанию курса. «С помощью
рефлексии мы научились анализировать свою
деятельность: что получается, что нет»; «С
помощью синквейна у меня стали лучше получаться
стихи».
Это итог моей работы — итог совместной
плодотворной работы с учащимися. Итогом являются
и наши победы в различных мероприятиях.

Поставив цель исследования: повысить качество
подготовки специалистов через уроки русского
языка и литературы, убедилась, что один из
способов достижения цели — рефлексия урока.
Систематизировав формы, виды и приемы рефлексии,
можно создать благоприятную среду на уроке для
развития-саморазвития учащихся.

Рефлексия способствует развитию трех важных
качеств человека, таких как самостоятельность,
предприимчивость, конкурентоспособность.

Безусловно, рефлексия является обязательным
условием саморазвития преподавателя.
Прекращается профессиональный рост педагога
тогда, когда он начинает довольствоваться
достигнутым, планку надо поднимать, Для этого
чаще задавать себе вопросы: чему учу? Как учу?
Зачем? Каковы результаты моей деятельности? Как
этого достигаю? Можно ли сделать лучше? Что я буду
делать дальше? Пока педагог рефлектирует, он
развивается. А с ним развивается обучающийся. (Презентация к статье прилагается.)

Список литературы.

  1. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология
    саморазвития человека. Изд-во: М.- гос. ун-т печати,
    2002. 145 с.
  2. Ладенко И.С. Феномен рефлексивного стиля
    мышления и гинетическая логика// Рефлексия,
    образование и интеллектуальные инновации.
    Новосибирск, 1995
  3. Модулина О. Рефлексия как способ вхождения
    педагога в инновационную деятельность.//
    Народное образование № 4. 2008
  4. Слободчиков В.И. Индивидуальное сознание и
    рефлексия //Рефлексия в науке и обучении/ Тезисы
    докладов и сообщений. — Новосибирск: изд-во НГУ,
    1984. — С. 118-121

Следующий: