Реализация учебной темы: Соединения химических элементов в рамках модульной технологии


Модульная технология преобразует
образовательный процесс так, что ученик
самостоятельно (полностью или частично)
обучается по целевой индивидуализированной
программе. Индивидуализация обучения
осуществляется по содержанию, темпу усвоения,
уровню самостоятельности, методам и способам
учения, способам контроля и самоконтроля.

Сердцевина модульного обучения

– учебный
модуль, включающий законченный блок информации,
целевую программу действий ученика,
рекомендации (советы) учителя по ее успешной
реализации.

Цель модульного обучения:

содействие
развитию самостоятельности учащихся, их умению
работать с учетом индивидуальных способов
проработки учебного материала.

Исходные научные идеи модульного обучения:


1. Деятельностный принцип обучения, что
обеспечивает самоуправляемый рефлексивный
образовательный процесс.

2. Развивающее обучение. Выполнение заданий в
зоне своего ближайшего развития с дозированной
помощью учителя или одноклассников способствует
созреванию функций психики ребенка: то, что
сегодня он делает с помощью других, завтра сможет
сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит
в зону актуального развития, и виток
раскручивается на новом уровне.

3. Программированное обучение.

4. Интенсивный характер технологии требует
оптимизации процесса обучения, т.е. достижения
наилучшего результата с наименьшей затратой сил,
времени и средств.

Предлагаемая разработка модульной программы
“Соединения химических элементов”
предназначена для учащихся 8 класса, обучающихся
по учебно-методическому комплекту О.С.
Габриеляна. Структура модуля соответствует
содержанию учебника за исключением темы
“Кристаллические решетки”, которую, на мой
взгляд, целесообразно изучать после
ознакомления с видами химической связи, чтобы
создать более целостное представление о
строении вещества на всех уровнях его
организации. В процессе работы с модулем ученики
заполняют карту самоконтроля, которая отражает
требования к их подготовке по данной теме и может
быть использована при подготовке к выходному
контролю.

Модульная программа “Соединения химических
элементов”.

Комплексная дидактическая цель:

Овладение содержанием тематического блока,
обеспечивающее усвоение учащимися:

  • понятия “степень окисления”;
  • основных понятий о классах неорганических
    веществ на уровне атомно-молекулярного учения;
  • общих принципов составления формул
    неорганических веществ, их названий;
  • знаний о составе основных классов
    неорганических веществ и их основных
    представителей.

Учащиеся должны научиться:

  • определять степень окисления химического
    элемента по формуле;
  • составлять формулы оксидов, водородных
    соединений, оснований, кислот, солей;
  • определять принадлежность веществ к
    определенному классу по их химической формуле;
  • характеризовать причины многообразия веществ:
    а) различие в качественном составе;
    б) различие в количественном составе;
  • пользоваться таблицей растворимости;
  • характеризовать состав, строение, применение,
    нахождение в природе CaO, CO2, H2O, HCl, NH3,
    NaOH, KOH, Ca(OH)2, NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2;
  • распознавать растворы кислот и щелочей с
    помощью индикаторов.

Структура модуля.

М1. Степень окисления.

М2. Бинарные соединения.

М3. Оксиды и водородные соединения.

М4. Основания.

М5. Кислоты.

М6. Соли.

М7. Выходной контроль.

Литература.

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник.
  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. Рабочая
    тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8″.
  3. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8
    классе. Дидактические материалы.
  4. Книга для чтения по неорганической химии. Часть
    1.
  5. Эткинс П. Молекулы.

Карта самоконтроля.


Должен знать Еще не знаю Знаю Могу объяснить, помочь
Что называют степенью окисления?
Какие вещества называют бинарными?
Какие вещества называют оксидами?
Физические свойства СаО, СО2, Н2О.
Нахождение оксидов в природе.
Состав, классификацию, физические
свойства водородных соединений.
Какие вещества называют основаниями?
Классификацию оснований.
Физические свойства NaOH, KOH, Ca(OH)2, их
применение.
Какие вещества называют кислотами?
На какие группы делятся кислоты:

а) по
растворимости в воде;

б) по наличию атомов кислорода;

в) по основности?

Физические свойства кислот, их
применение.
Какие вещества называют солями?
Физические свойства солей, их
применение.
Что такое индикаторы?
Цвет метилового оранжевого,
фенолфталеина, лакмуса в различных средах.
Типы кристаллических решеток простых и
сложных веществ.
Формулы (названия) веществ: CaO, CO2, H2O,
HCl, NH3, NaOH, KOH, Ca(OH)2, HCl, HNO3, H2SO4,
H2SO3, H2CO3, H3PO4, H2SiO3,
NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2.

Должен уметь Еще не умею Умею выполнять по алгоритму Могу сделать сам и объяснить
другому
Определять значение высшей и низшей
степени окисления химического элемента по
Периодической системе.
Определять значение степеней окисления
элементов по формулам веществ.
Составлять формулы бинарных соединений
по значениям степеней окисления элементов.
Составлять формулы кислот, оснований,
солей.
Определять по формулам веществ их
принадлежность к классам неорганических
соединений.
Называть оксиды, водородные соединения,
основания, кислоты, соли по формулам.
Пользоваться таблицей растворимости.
Определять наличие кислоты и щелочи в
растворе с помощью индикаторов.
Предсказывать основные физические
свойства веществ.

Модуль – 1. “СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ”.



учебного элемента
Учебный материал с указанием
действий
Рекомендации
по выполнению заданий
УЭ-0 В процессе работы над модулем Вы
должны:

Узнать что такое «степень
окисления».

Научиться определять степень окисления
химического элемента по Периодической системе
химических элементов и по формуле вещества.

Знать значение степени окисления атомов
водорода и кислорода.

Внимательно причитайте цель урока.
УЭ-1 Цель: узнать о степени
окисления, научиться определять степень
окисления.

I. Изучите по учебнику:

Что такое степень окисления?

Запишите в тетради:

Правила определения степеней окисления

Высшая степень окисления элемента = № группы ХЭ

Низшая степень окисления элемента = (№ группы
ХЭ – 8)

Степень окисления атомов в простых веществах
равна 0.



Металлы имеют только положительные степени
окисления.

Фтор в соединениях всегда имеет степень
окисления –1.

Кислород в большинстве соединений имеет
степень окисления –2.

Водород в соединениях с неметаллами имеет
степень окисления +1, а в соединениях с металлами
–1.

II. Выполните задания:

Определите высшие и низшие степени окисления
следующих элементов: H, C, N, O, F, Na, Mg, Al, P, S, Cl, K, Ca.
Ответ оформите в виде таблицы.

III. Проверьте и оцените свою работу.

Отметка «5″ – без ошибок.

Отметка «4″ – 1 ошибка.

Отметка «3″ – не более 3 ошибок.

Если у тебя более 3 ошибок, вернись к правилам
определения степеней окисления. Прочитай их
внимательно. Попробуй выполнить работу еще раз.

Работайте индивидуально, смотри
учебник, §17.

Запиши в тетрадь.

Будьте объективны.

УЭ-2 Цель: научиться определять
значение степени окисления атома химического
элемента по формуле веществ.

I. Изучите
алгоритм определения степени окисления по
формуле.


Задание: определите степени
окисления элементов в соединении Р2О5.
1. Запишите формулу заданного вещества Р2О5
2. Запишите значение степени окисления
элемента, у которого она постоянна
3. Найдите общее число степени окисления
известного элемента
(–2) . 5 = –10
4. Общее число положительной степени окисления
численно равно общему числу отрицательной
степени окисления
5. Найдите величину положительной степени
окисления, разделив ее на индекс у этого элемента
(+10) : 2 = +5
6. Поставьте значение степени окисления

Обсудите алгоритм в группе.

II. Выполните задания:

1) Определите степени окисления всех
химических элементов в следующих соединениях: N2O,
NO, N2O3, NO2, N2O5;

2) Определите степени окисления атомов в
веществах следующего состава: PCl3, ClO2,
K3N, O3.

3) Выберите формулы соединений, в которых сера
проявляет степень окисления, равную –2:

а) SO2; б) CS2; в) SF6; г) SO3; д) MgS

4) В каких соединениях водород проявляет
степень окисления, равную –1? Выберите их
формулы:

а) H2S; б) CaH2; в) LiH; г) NH3; д) AlH3;
е) HCl.

III. Проверьте и оцените свою работу.

Отметка «5″ – без ошибок.

Отметка «4″ – 1 ошибка.

Отметка «3″ – не более 3 ошибок.

Если у тебя более 3 ошибок, вернись к алгоритму
определения степени окисления по формуле
вещества. Изучи его еще раз. Попробуй выполнить
работу сначала.

Работайте самостоятельно

Работа в группе

Работайте самостоятельно, в тетради.

Будьте объективны.

УЭ-3 Цель: закрепить полученные на
уроке знания.

Д/з. §17 (стр.59-61), запиши в
словарь определение степени окисления.

Определи значение степени окисления атомов в
соединениях:

Cu2O, Mg2Si, SiCl4, Na3N, FeS, Fe2S3.

Домашнее задание.
УЭ-4 Рефлексия.

1.При изучении
материала ты помогал другим или тебе помогали?

2.Что вызвало наибольшую трудность:

а) изучение правил и алгоритмов;

б) применение этих правил и алгоритмов для
определения степеней окисления.

Почему?

3.Как ты оцениваешь полученные сегодня знания?

Вы хорошо поработали, желаем
удачи в дальнейшем изучении химии.

Алгоритм определения степени окисления атомов
химических элементов по формуле вещества можно
представить в виде презентации.

Модуль – 3 “ОКСИДЫ. ВОДОРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ”.


№ учебного элемента Учебный материал с указанием
действий
Рекомендации по выполнению
заданий
УЭ-0 В процессе работы над модулем Вы
должны:

Повторить правила составления
формул и названий бинарных соединений;

Среди многообразия бинарных соединений
подробно рассмотреть оксиды, выявить их общие и
отличительные черты;

Научиться выбирать из общего списка формулы: а)
оксидов; б) гидридов; в) летучих водородных
соединений.

Научиться различать по составу (по формулам)
оксиды металлов и неметаллов.

Уметь составить рассказ о составе, нахождении в
природе, свойствах, и применении следующих
веществ: вода, углекислый газ, оксид кальция,
хлороводород, соляная кислота, аммиак.

Внимательно причитайте цель урока.
УЭ-1 Цель: познакомиться с веществами
класса оксидов.

Оксиды – широко
распространенный в природе класс неорганических
соединений. К оксидам относят такие хорошо
известные соединения, как песок SiO2, вода Н2О,
углекислый газ СО2 и т.д. К оксидам
относится и большинство руд черных металлов: Fe2O3
– красный железняк, Fe3O4 – магнитный
железняк.

Познакомимся с некоторыми оксидами.

Лабораторная работа

“Ознакомление с
образцами оксидов”.

Перед вами находятся образцы оксидов.
Рассмотрите их, заполните таблицу
“Характеристика оксидов”.


Фор-
мула
Химиче-
ское назва-
ние
Три-
виаль-
ное назва-
ние
Агре-
гат-
ное сос-
тоя-
ние
Цвет Приме-
нение

Проанализируйте содержание таблицы.

По каким признакам оксиды различаются?

Что общего, почему все эти разные вещества
объединяют в одну группу?

Попробуйте дать определение оксидов.

Оксиды – это _________ вещества, состоящие из
атомов _____ химических элементов, один из которых
____________ в степени окисления _________.

Посмотрите определение в учебнике.

Работа в группе

(групповая лабораторная работа.).

Используйте материал учебника §18.

Сделайте выводы на основании лабораторной
работы; составьте определение.

УЭ-2 Цель: Познакомиться с
водородными соединениями.

Прочитайте по
учебнику характеристику водородных соединений.
Ответьте на вопросы.

На какие группы делят водородные соединения?

Каковы общие физические свойства веществ,
относящихся к каждой группе?

Составьте и заполните таблицу “Характеристика
летучих водородных соединений”.

Работайте самостоятельно

Используйте
материал учебника §18.

УЭ-3 Цель: Проверить уровень усвоения
содержания данного модуля.

Выполните
следующие задания:

1. Выбери формулы оксидов: Cr2O3, Cl2O,
Fe(OH)3, OF2, CaCO3, BaO2, SiO2.

2. Выбери формулы оксидов металлов: N2O5,
CuO, SO3, Na2O, Cl2O7, BaO.

3. Какая из следующих формул соответствует
оксиду азота (II): NO, N2O5, NO2, N2O.

4. Выберите формулы летучих водородных
соединений: HCl, Li2O, NaH, H2S, KOH, H2SO4.

4. Сравните по составу гидрид кальция и оксид
кальция.

5. Сравните по составу и свойствам соединения с
водородом: а) азота, б) натрия.

Оцените свою работу.

Отметка «5″ – без ошибок.

Отметка «4″ – 1 ошибка.

Отметка «3″ – не более 3 ошибок.

Если у тебя более 3 ошибок, изучи этот модуль еще
раз. Попробуй выполнить работу сначала.

Внимательно читайте вопрос.

В каждом вопросе 1 или несколько правильных
ответов.

Будьте объективны.

УЭ-4 Цель: закрепить знания,
полученные на уроке.

Д/з.: §18, упр. 1, 2, 3, 6.
Запиши определения в словарь.

Домашнее задание.
УЭ-5 Рефлексия.

1.При изучении
материала ты помогал другим или тебе помогали?

2.Что вызвало наибольшую трудность:

а) выполнение лабораторной работы, заполнение
таблицы;

б) сравнение оксидов, вывод определения;

в) применение полученных знаний при выполнении
контрольных заданий.

Почему?

3.Как ты оцениваешь полученные сегодня знания?

Вы хорошо поработали, желаем
удачи в дальнейшем изучении химии.




Следующий: