Реализация технологии совместного проектирования учебной деятельности на уроках физики

Любой учитель, которому не интересно работать по старинке, в последние годы стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Заинтересовать учеников, заставить их по–новому взглянуть на изучаемый материал —  вот сегодня задача №1.

Для решения этой задачи я испробовала множество различных методов и методик обучения, но сегодня хочу остановиться на технологии совместного проектирования учебной деятельности. В чем же суть этой технологии? Возможности проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся необычайно велики, так например, процесс обучения наряду с образовательной функцией реализует развивающие и воспитательные задачи, способствует созданию условий для формирования субъективного внутреннего мира личности с учетом её уникальности, самооценки и неповторимости. Поскольку используемый материал опирается на знания,   полученные ранее на уроках физики, а основная исследовательская деятельность учащихся носит практический характер, то можно с уверенностью сказать, что данный вид деятельности рассчитан на учащихся с любым уровнем знаний по физике, будет вполне посилен для выполнения и достаточно интересен. Остановлюсь на организации работы учителя и учеников.

Для того чтобы в плотном графике тематического планирования найти время для проектной деятельности в старшем звене практикую блочную систему подачу материала. Этим я «убиваю двух зайцев»:

  • появляются свободные часы в тематическом планировании;
  • реализую методику работы с текстом: ведь ребятам часто приходится составлять и использовать опорные конспекты, выделять оптимальный алгоритм поиска информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, график, диаграмма, рисунок), делать выводы, обобщения  из содержания текста;
  • получаю в свое распоряжение ценнейший дидактический материал, который я могу использовать на уроках объяснения  и закрепления нового материала в младших классах и в среднем звене.

После прохождения достаточно большого раздела, например, «Основы кинематики» или « Основы МКТ», я предлагаю ребятам обобщить полученные знания в форме презентационных проектов (см. приложение 1).

Такой вид педагогической деятельности предусматривает последовательность построения учебных ситуаций, включая практическое руководство для ежедневной организации процесса обучения (см. рис.1)

Для поиска информации учащиеся широко используют ресурсы глобальной информационной сети, то есть выполняют задания на оптимальный поиск информации.

Предлагаю ребятам в свободной форме обсудить все возможные решения заданной проблемы, в качестве инструкции использую следующую диаграмму (см. рис.2):

В ходе подготовки проекта я стараюсь поощрять взаимодействие, терпимость к чужому мнению, обсуждение ценностных приоритетов и философствование. Это способствует развитию индивидуальной позиции каждого ребенка при разработке исследовательских проектов.

В чем же ценность проектного метода обучения?

Метод проектов – это  совокупность последовательных учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов развивает познавательные навыки обучаемых, критическое и творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Работа по каждому проекту предусматривает:

Рисунок 1

Рисунок 2

В методике принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:

  • Организационно- установочный;
  • Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
  • Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
  • Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
  • Работа над проектом;
  • Подведение итогов, оформление результатов;
  • Презентация проекта.

В основе проектной работы, как форме обучения в сотрудничестве, лежат принципы проведения научного исследования. Подтверждением этого тезиса является то, что деятельность учащихся при работе над проектом проходит те же этапы, что и при проведении научного исследования:

(Рисунок 3)

Модель реализации метода проектов

Цели

Планирование содержания, способов и механизмов развития  учащихся в условиях проектной деятельности на основе знакового и предметного моделирования.

Содержание

Конструирование содержания, создание условий развития личности.
Моделирование содержания предметной, межпредметной и межсистемной интеграции образовательных областей на основе логики учебного процесса. Наполнение содержания новыми смыслами.

Средства и механизмы реализации

Использование образовательных технологий: крупноблочного моделирования, проблемных, поисковых, исследовательских, компьютерных и др. приёмов проектной деятельности

Способы реализации в деятельности учащихся

Включение учащихся в самостоятельное решение поисковых задач.
Реконструирование и комбинирование знакомых учащемуся приёмов поисковой и творческой деятельности для решения новых задач, проблем.

Результаты

Разработка содержательной и процессуальной сторон проектной деятельности учащихся.
Обеспечение системности, взаимообусловленности всех компонентов процесса обучения, воспитания и развития.

На основании описанной выше методики я конструирую свои уроки. Приведу для примера один из них.


Урок на проективной основе по теме: “Основы кинематики” 10 класс

Образовательный и воспитательный аспекты урока:

  • вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • воспитание взаимодействия, терпимости к чужому мнению;
  • развитие индивидуальной позиции при разработке исследовательского проекта

Учебно-педагогические задачи:

  • приобщение к общественно-полезной деятельности;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие эстетического вкуса;
  • формирование навыков исследовательской деятельности

Этапы работы над проектом:

  • Постановка цели: выявление проблемы, противоречия, формулировка задачи.
  • Обсуждение возможных вариантов исследования и сбора информации.
  • Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
  • Исследование: решение отдельных задач, компоновка, создание проекта.
  • Обобщение результатов и выводы.
  • Роль учителя: руководитель, организатор, участник.

Этап оценки и рефлексии

Ставится три оценки: самооценка, оценка эксперта, оценка учителя. Оценивается не только результат работы, но и ее процесс.

Основные итоговые вопросы

  1. Все ли проходило гладко?
  2. Все ли принимали одинаково посильное участие в реализации проекта?
  3. Какие проблемы общения возникли в процессе совместной деятельности?
  4. Как они разрешаются?
  5. Если можно было бы начать сначала, что бы ребята изменили?
  6. Хотели бы работать над следующим проектом? Каким? В каких группах?

Если “Да”, то работу над проектом можно считать успешной.

При защите проекта учитывается следующее:

  • Качество представленого материала:
  • композиция;
  • полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность.
  • Объем и глубина знаний по теме, эрудиции, межпредметные связи;
  • Культура речи использование наглядных средств;
  • Полнота выступления, убежденность и убедительность.
  • Инновационность.

Рисунок 4

Содержание урока:

  1. Механическое движение. Движение с постоянной скоростью.
  2. Равноускоренное движение.
  3. Свободное падение: история открытия.
  4. Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.
  5. Изучение основ баллистического движения.

Оценка  проектной деятельности

С целью более объективного оценивания проделанной работы я практикую следующую систему: на урок – презентацию приглашаю экспертов (представители ГМО учителей физики, администрации школы, учащиеся старших классов). В начале урока я им раздаю бланки оценивания с указанием критериев (табл. 1). Наряду с оценкой эксперта в бланк заносятся оценка учителя и самооценка учащихся.

Таблица 1

Критерии оценки

Самооценка

Оценка эксперта

Оценка учителя

  1. Оценка собственно проекта (дизайн, композиция, содержание)
  2. Оценка качества текста (связность, последовательность, языковое оформление)
  3. Оценка качества презентации (степень воздействия на аудиторию)
  4. Оценка вклада в работу над проектом каждого ученика
  5. Оценка умения взаимодействовать в группе

«5» — высший балл
«4» — достаточно высокий балл
«3» — средний балл
«2» — ниже среднего
«1» — в низкой степени

Сумма баллов

Для самооценки учащихся  используем такую таблицу критериев:

Оцените по пятибалльной шкале:
«5» — высший балл;
«4» — достаточно высокий;
«3» — средний;
«2» — ниже среднего;
«1» — в низкой степени.

Критерии оценки проектной деятельности

оценка

  1. Какими формами и видами проектной деятельности вы овладели?
    • Самостоятельная работа;
    • Групповая работа;
    • Лабораторная работа по проектированию;
    • Составление группового плана решения задачи;
    • Перегруппировка и комбинирование информации для решения проектной задачи;
    • Исследовательская проектная деятельность;
    • Самоанализ результатов проектной работы;
  2. Оцените проектную деятельность в системе вашей общеобразовательной подготовки:
  • Дальнейшего образования;
  • Профессиональной подготовки;
  • Самообразования;
  • Реализации своих возможностей в практической жизни;
  • Способности добиваться поставленной цели.
  1. Проектная деятельность  в достаточной степени способствует:
  • Формированию общекультурного человека;
  • Формированию этических норм взаимоотношения со сверстниками.
  1. Обеспечивает практическую направленность образования:
  • Связь изучаемых предметов с реальными процессами жизни;
  • Существенно изменяет соотношение обязательных заданий и заданий по выбору;
  • Предъявляет высокую требовательность к осуществлению сотрудничества.
  1. Создаёт условия для развития способностей:
  • В области гуманитарных дисциплин;
  • В области естественно – научных дисциплин;
  • В области физики;
  • В области математики;
  • В области общих интеллектуальных способностей.

Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует много времени, но эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

  1. Усиливается мотивация учащихся так как занятия ориентированы на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу
  2. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они овладевают интеллектуальными и  творческими умениями;
  3. В ходе работы над проектом осуществляется сотрудничество учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролёра он становится равноправным партнёром и консультантом.
  4. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;
  5. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности.

Следующий: