Реакция нейтрализации


Цели урока:

  • подробно изучить реакцию нейтрализации
    (теоретически и практически);
  • сформировать у школьников химическое мышление,
    интерес к предмету;
  • активизировать их познавательную деятельность.

(слайд 1-2)

Оборудование

  • на демонстрационном столе:

гидроксид натрия,
соляная кислота, лакмус, штатив, бюретка,
термометр, спиртовка, чаша для выпаривания,
тигельные щипцы.

  • на столах учащихся:
  • растворы соляной, серной,
    азотной кислот, сульфат меди(II), гидроксид натрия,
    хлорид железа(III), шесть пробирок, штатив для
    пробирок.

    (Урок сопровождается презентацией)



    План урока

    1. Фронтальный опрос: работа с таблицей «Название
      и формулы кислот».
    2. Сообщения учащихся на тему «Кислоты вокруг
      нас».
    3. Демонстрационный опыт «Титрование».
    4. Лабораторный опыт «Отношение кислот к
      нерастворимым основаниям»

    Ход урока


    Структура урока Содержание повторяемого и
    изучаемого материала
    Методы и формы работы
    Введение Сегодня отправимся в путешествие на
    поезде в гости к кислотам. Мы побывали у оксидов,
    оснований, солей, а теперь едим к кислотам. Наша
    задача как можно больше узнать о них. Итак,
    кислоты — это сложные вещества, состоящие из
    кислотных остатков и водорода, который может
    замещаться на атомы металлов.
    В таблице «Кислоты» выбрать формулы
    одно-, двух-, трех-основные кислоты
    Постановка проблемы Чем интересны кислоты? Нужны ли они
    природе, человеку?

    Наш поезд прибывает на
    станцию «Информационная» (слайд 3) Презентация.

    Основная часть С какими кислотами мы проводили опыты?
    Что интересного нашли о них в дополнительной
    литературе? Встречались ли где-нибудь с
    кислотами, кроме уроков химии?
    Сообщения учащихся «Кислоты вокруг
    нас»
    Постановка проблемы Важное свойство кислот и оснований -
    это взаимодействовать друг с другом. Так ли это?
    Демонстрационный опыт «Титрование» В раствор соляной кислоты добавляем
    лакмус. Из бюретки по каплям приливаем гидроксид
    натрия до изменения окраски на фиолетовую.
    Термометр опущен в стакан с раствором соляной
    кислоты. Выпариваем раствор после титрования.

    Составляем
    уравнение реакции и поясняем, почему она
    называется реакцией нейтрализации (образование
    соли и воды), почему её сле-дует рассматривать как
    частный случай реакции обмена.

    Прибываем на станцию «Лабораторная».

    (слайд 4)

    (слайд 5)

    Новый проблемный вопрос Могут ли нерастворимые в воде основания
    взаимодействовать с кислотами?
    (слайд 6)
    Лабораторный опыт «Взаимо-действие
    кислот с нерастворимыми основаниями»
    Учащиеся работают по группам.

    1
    группа.

    Гидроксид меди(II) с растворами
    кислот(соляной, серной, азотной).

    2 группа.

    Гидроксид железа(III) с растворами
    кислот(соляной, серной, азотной).

    Затем учащиеся составляют уравнения реакций,
    совместно проверяют и делают общий вывод.

    Групповая самостоятельная работа
    учащихся

    (слайд 7)

    Закрепление: 1.Какие реакции называются реакциями
    нейтрализации?

    2.В чём заключается сущность этой
    реакции?

    Мини-тест
    Дом. задание У В.В.Маяковского есть такая
    философская мысль: если звезды зажигаются в небе,
    значит, это кому-то нужно. Если химики изучают
    реакцию нейтрализации, то следовательно, это
    кому-то нужно. Напишите небольшое сообщение, в
    котором на примерах нужно показать значение
    реакции нейтрализации в реальной жизни, в её
    богатстве и разнообразии.
    (слайд 8)

    Мини-тест

    1. Какие реакции относятся к реакциям
    нейтрализации?

    А) NaOH + HCl = NaCl + H2O;

    Б) CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O;

    В) AgNO3 + HCl = AgClv + HNO3;

    Г) H2SO4 + Ca(OH)2 = CaSO4 + 2 H2O.

    2. Какую мерную посуду используют для
    проведения демонстрационного опыта «реакции
    нейтрализации»?

    А) цилиндр;

    Б) бюретка;

    В) пипетка;



    Г) колба.

    3. Какую окраску лакмус приобретет в кислой
    среде?

    А) малиновую;

    Б) жёлтую;

    В) красную;

    Г) бесцветную.

    4. Укажите порядок действий при проведении
    реакции нейтрализации.

    А) налить в колбу кислоту;

    Б) по каплям приливать раствор щелочи;

    В) выпаривать раствор;

    Г) прилить индикатор.

    5. Что необходимо сделать при случайном
    попадании раствора кислоты на кожу руки?

    А) промыть большим объёмом воды;



    Б) вытереть салфеткой;

    В) пойти в медпункт;

    Г) промыть 2%-м раствором питьевой соды.

    Учёт знаний, умений и навыков во время
    лабораторного опыта


    Фамилия учащегося Техника выполнения работы Качество отчёта (ур-ия реакций,
    вывод)
    Общая культура труда
    (аккуратность)
    Итоговая оценка




    Следующий: