Реакции в растворах. 11-й класс

Технология: проблемное обучение.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Организационная форма: семинар-практикум.

Тема «Реакции в растворах» в курсе химии 11-го
класса включает изучение вопросов:

  • Электролитическая диссоциация.
  • Реакции ионного обмена.
  • Гидролиз солей.
  • Окислительно-восстановительные реакции.

Девиз урока: Теория без практики –
ошибочная теория, «вырванная» из целостной науки
– нелепа.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • подвести учащихся к осознанию противоречий
      между теоретическими знаниями о реакциях в
      растворах и практическими результатами, научить
      анализировать исходные данные, формулировать
      проблему, выдвигать гипотезы и проверять их на
      практике, решая проблему.
    • актуализировать знания по темам:
      «Электролитическая диссоциация», «Реакционный
      обмен», «Гидролиз солей», «ОВР».
  • Развивающие:
    • сформировать у учащихся личностную мотивацию,
      познавательный интерес к решению данной
      проблемы,
    • развить мыслительные способности,
      диалектическое мышление,
    • обеспечить выявление учащимися новых связей в
      изучаемых явлениях и закономерностях (в
      частности, по теме).
  • Воспитывающие:
    • привить навыки выполнения практических работ и
      умения работать в парах, вести диалог, делать
      обобщения и выводы на основе творческого подхода
      к решению проблемы.

Оборудование урока: (на каждый стол)
растворы солей: AlCl3, CuSO4, FeCl3; индикатор
универсальный: лакмус; магний (порошок);
спиртовка; пробиркодержатель; пробирки чистые;
спички, раздаточный материал (Приложение к
уроку).

ХОД УРОКА

I этап: актуализация знаний


Фронтальная беседа:

(Учащиеся
могут использовать раздаточный материал –
опорные схемы)

– На какие теории опирается изучение
темы «Реакции в растворах»?
– Какие реакции по типу могут происходить в
растворах? Приведите примеры.
– Что такое гидролиз? Какие типы солей
подвергаются гидролизу?
– Как экспериментально доказать протекание
гидролиза в растворе соли?
Индивидуальный опрос: Записать основное уравнение реакции
гидролиза следующих солей:

AlCl3, CuSO4, FeCl3.

Проведение эксперимента: с помощью индикатора
определить рН среды в растворах
выданных солей.

Задание классу: записать реакции
взаимодействия данных солей с магнием.

Применяя ранее изученные теории ОВР, учащиеся
записывают следующие реакции:

3Mg + 2AlCl3 = 3MgCl2 + 2Al
Mg + CuSO4 = MgSO4 + Cu
3Mg + 2FeCl3 = 3MgCl2 + 2Fe,

по результатам которых становится очевидным,
что один металл вытесняет другой из раствора его
соли.



Докажем это практически:

II этап: постановка проблемы и ее решение.


Проведение эксперимента:

анализ
исходных данных, формулировка проблемы.

Подтвердим записанные реакции
экспериментально. В ходе эксперимента
выясняется, что при взаимодействии растворов
данных солей с магнием выделяется неизвестный
газ.
Проблемный вопрос: Какой это газ?
Гипотеза №1: Это водород, который образуется при
взаимодействии магния с водой.
Подтверждение гипотезы
экспериментом
– Подтверждение наличия водорода
(хлопок при поднесении зажженной спички)
– Взаимодействие магния с водой (ребята
вспоминают, что магний с водой не
взаимодействует, т.к. не является
щелочно-земельным металлом).
Гипотеза №2: Выделение водорода объясняется
взаимодействием магния с ионами Н+,
образовавшимися в растворе соли в результате
гидролиза (разрешение проблемы).

Mg + 2H+ = Mg2+ + H2

III этап: обобщение и закрепление
полученных знаний, выводы.


Задание классу: Записать суммарные процессы,
происходящие в растворах солей при
взаимодействии их с магнием

Mg + AlCl3 + 2H2O = AlOHCl2 + MgOHCl + H2
Mg + FeCl3 + 2H2O = FeOHCl2 + MgOHCl + H2
Mg + 2CuSO4 + 4H2O = (CuOH)2SO4 + (MgOH)2SO4
+ 2H2

Выводы:

  • Реакции в растворах протекают сложно.
  • Чтобы сделать правильный вывод о ходе реакции
    следует учесть все возможные процессы,
    происходящие в растворе, включая реакции ионного
    обмена, гидролиз солей, ОВР.
  • Для определения взаимодействия между металлом
    и раствором соли следует учитывать
    возможность гидролиза.

Рефлексия:

– Чему вы научились в процессе урока?
– Какие вопросы требуют вашего особого внимания?

Щепетова Екатерина: Изучение данного
материала поможет мне при решении задач по химии
на элективных курсах и при подготовке к ЕГЭ.

Карпова Елена: Я научилась
сопоставлять теоретические знания по теме
«Реакции в растворах» и результат их
практического протекания и теперь по-другому
смотрю на написание реакций, которые происходят
в растворах.

Болтунова Алена: Теперь я буду
осмысленно записывать продукты реакций, которые
происходят между веществами в растворах, что
необходимо мне на элективных курсах по химии и
при подготовке к вступительным экзаменам в
Академию имени Тимирязева.

Приложение 1




Следующий: