Развивающее занятие по логике. 4-й класс


Тема урока:

Развитие быстроты реакции,
мышления. Логически-поисковые задания.
Нестандартные задачи. Задания со спичками.

Цель урока:

продолжать развивать и
тренировать основные психические механизмы,
лежащие в основе познавательных способностей
детей; выполнять логически-поисковые задания,
которые учат проводить анализ и синтез,
сравнение и классификацию; решать нестандартные
задачи; формировать мыслительные и
исследовательские умения, привычку вдумываться
в слово.

Задачи:

  • Образовательная задача
  • формирует
    мыслительные и исследовательские умения и
    навыки, обеспечивающие готовность младших
    школьников выполнять логически-поисковые
    задания.

  • Развивающая задача
  • ориентирует учащихся на
    формирование знаний в процессе закрепления
    изученного материала и решения
    логически-поисковых задач; учит сравнивать,
    классифицировать и анализировать нестандартные
    задачи.

  • Воспитательная задача
  • воспитывает
    мыслительные и исследовательские умения.

    Оборудование:

    проектор, компьютер, экран,
    раздаточный материал, наглядный материал
    (изографы).

    Ход урока

    I. Актуализация знаний.

    “Мозговая гимнастика”:

    • качания головой: дышите глубоко, расслабьте
      плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове
      медленно качаться из стороны в сторону.
      Подбородок вычёркивает слегка изогнутую линию
      на груди (30 секунд);
    • “ленивые восьмёрки”: нарисуйте в воздухе в
      горизонтальной плоскости “восьмёрки” по 3 раза
      каждой рукой, а затем обеими руками;
    • “шапка для размышлений”: “наденьте шапку”, то
      есть мягко заверните уши от верхней точки до
      мочки 3 раза;
    • “зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по
      часовой стрелке и 6 кругов против часовой
      стрелки;
    • “стрельба глазами”: двигайте глазами вправо –
      влево, вверх – вниз по 6 раз.


    II. Разминка.



  • Что растет вниз головой? (Сосулька)
  • Двадцать четыре часа, а иначе? (Сутки)
  • Какое время года “одевает” лес в листву? (Весна)
  • Как называется место, где деревья встречаются
    на каждом шагу, в котором чем больше
    углубляешься, тем больше дров? (Лес)
  • Через нее пропускают, чтобы получить фарш?
    (Мясорубка)
  • Что сбивают при простуде чаем с малиновым
    вареньем? (Температуру)
  • Сколько нужно съесть соли с человеком, чтобы
    узнать его как следует? (Пуд)
  • Именно им часто прижигают раны? (Йодом)
  • Какая главная денежная единица России? (Рубль)
  • Что вокруг избы не обнесешь? (В решете воду)

  • III. Развитие быстроты реакции.

  • Используя шифр, быстро найдите слова,
    спрятанные за этими цифрами.
  • Шифр

    :



    А В Г И Л М Н О Р Т Я

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

    54687 (Лимон) 7891 (Нора)
    4351 (Игла) 68521 (Молва)
    2913 (Враг) 1161 (Яма)
    3467 (Гимн) 545411 (Лилия)
  • Составьте как можно быстрее цепочку слов,
    вписав вместо пропусков буквы так, чтобы они
  • являлись окончанием предыдущего слова и
    началом последующего.



    РЫБА (К) ОМА (Р) АДА (Р) ОКО (Т) ОР (Ф) ЛА (Г) ОЛО (С) РО
    (К) ОРОВА

  • Прочитайте пословицу. Чтобы разгадать шифр,
    сначала надо дополнить предложения.
  • 1, 5, 8, 6, 9 – лучший друг человека. (Книга)

    В этом году была холодная 11, 8, 4, 9. (Зима)

    11, 9, 7, 10, 4 ты это сделал? (Зачем)

    Дети слушали сказку “1, 3, 2 в сапогах”. (Кот)

    (Кто много читает, тот и много знает.)


    IV. Логически-поисковые задания.

  • В слове “ДВОР” переставили буквы – и
    получилось слово “ОВРД”. Такая же перестановка
    была в слове “БОРТ”. Подчеркните, что в
    результате получилось. РОТБ, РОБТ, РБОТ, РТОБ,
    РБТО, РТБО.
  • Бабушка положила на одну тарелку 8 пирожков с
    мясом, на другую – 3, и на третью – 1. Помогите
    Свете переложить пирожки так, чтобы, когда пришли
    гости, на всех тарелках пирожков оказалось
    поровну. Перекладывать можно сколько угодно раз,
    но при каждом перекладывании разрешается брать
    пирожок только с одной тарелки и класть только на
    одну тарелку. Причём на тарелку можно класть лишь
    столько, сколько там есть.
  • Как известно, некоторые слова, в том числе и
    прилагательные, могут употребляться в прямом и
    переносном значении. Найдите общее определение к
    каждой группе из трёх существительных, например,
    хлеб, климат, подушка – мягкий.

  • V. Поиск закономерностей.

  • Вместо точек вставьте слово из трёх букв,
    которое служило бы окончанием первого и началом
    второго, например, ВОК (ЗАЛ) ЕЖЬ.
  • ГОР (ШОК) ОЛАД КАР (ТОН) НА
    КАБ (ЛУК) ОШКО ТАМ (БУР) КА
    ЗА (БОР) ЕЦ БЕГЕ (МОТ) ОР
    ПО (ХОД) ОК ОБЫ (ЧАЙ) КА
    НА (РОД) НИК МЕ (ШОК) ОЛАД
    ТЕ (СТО) РОЖ КИПА (РИС) УНОК
    КУ (СОК) ОЛ УТКО (НОС) ОРОГ
    СО (КОЛ) ЕСО У (КОЛ) ЕСО
  • Прочитайте анаграммы. Какая по смыслу подходит
    к значку? Напишите рядом с вопросительным знаком.

  • VI. Веселая переменка.

  • Левой рукой как бы забиваете гвоздь молотком, а
    правой гладьте что-то утюгом.
  • Руками массируйте мочки, одновременно делая
    носком тоже круговые движения.
  • Сядьте прямо на стуле. Дотроньтесь вначале
    левой рукой до правого уха, а правой – до левого.
    А теперь поменяем руки, переведем левую руку на
    правое плечо, правую – на левое; поменяли руки.
    Дотронулись до талии, затем до колен, а потом и до
    щиколоток. То же самое делаем по направлению
    вверх: колени – талия – плечи – уши.

  • VII. Изографы.

    Используя изографы, отгадайте слова, которые
    спрятались на картинках. Из полученных слов
    составьте другие слова.

    1. ФОНАРЬ (Рис. 1): фон, нора, рано, ар, рань, ор.
    2. ЛУНОХОД (Рис. 2): ход, ухо, дух, худо, дуло, дол,
      лоно.
    3. ВЕРТОЛЕТ (Рис. 3): лето, тело, рот, отлёт, вол, вор,
      ров, лот, вето, ветер, торт, реле, ор.
    4. ЯБЛОКО (Рис. 4): як, блок, око, лоб, кол, Коля, Оля.


    VIII. Развитие пространственного воображения.

  • Раскрасьте многоугольник на рисунке в
    несколько цветов. Соседние должны быть окрашены
    в разные цвета. Постарайтесь обойтись как можно
    меньшим числом цветов.
  • “Задания со спичками”:
    1. Переложите одну спичку так, чтобы вместо
      мужского имени Толя, получилось женское имя.
    2. Из 13 спичек длиной по 45 мм каждая сложите так,
      чтобы получился метр.


    IX.

    Решение задач.

    “Учись решать, стараясь рассуждать”.

    1. В коробке синие, красные, зеленые карандаши –
      всего 20 штук. Из них синих карандашей в 6 раз
      больше, чем зеленых. Красных карандашей меньше,
      чем синих. Сколько красных карандашей? (Синих – 12,
      зеленых – 2, красных – 20-14=6 штук).
    2. В семье 2 детей. Через 2 года мальчик будет вдвое
      старше, чем он был 2 года назад. А девочка будет
      через 3 года втрое старше, чем 3 года назад. Кто
      старше? (НИКТО. По 6 лет).
    3. Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых
      суток красного лета спала, третью часть времени
      каждых суток – танцевала, шестую часть – пела.
      Остальное время она решила посвятить подготовке
      к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась
      к зиме? (0 часов).


    X. Итог урока.

    В ходе урока выполнялись логически-поисковые
    задания, решались нестандартные задачи,
    формировались мыслительные и исследовательские
    умения.




    Следующий: