Развивающее обучение. Отражение пяти принципов педагогической техники в процессе обучения


“Кто не знает, в какую гавань он плывет,
для того нет попутного ветра”.
/ Сенека /

Теория развивающего обучения, как известно,
берет свое начало с древних времен и
представляет собой систему диалектически
взаимосвязанных сторон одного процесса –
процесса становления личности и всех его
качеств: ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП. Я бы хотела
остановиться на авторской технологии
развивающего обучения, так называемой ТРИЗ
(теории решения изобретательских задач) Г.С.
Альтшуллера, или технологии технического
творчества.

Основная цель ТРИЗ-технологии – это
формирование сильного мышления и воспитания
творческой личности, которая способна решать
сложные проблемы в различных областях
деятельности. Априори, все методы и приемы
ТРИЗ-технологии, пропущенные через призму
педагогического опыта, основаны на пяти
принципах педагогической деятельности: принцип
свободы выбора, принцип обратной связи, принцип
открытости, принцип деятельности, принцип
идеальности.

Опуская подробности концептуального строения
технологии, хотелось бы сразу перенести ее на
практику. Облегчить свою учительскую жизнь и
создать максимально удобный инструмент для
применения вышеописанных принципов педагогики,
стало возможно, благодаря конструктору урока
Анатолия Гина, за что ему отдельное
педагогическое спасибо (приложение
№1)
. Исходя из уровня подготовки
обучающихся, использование наиболее
результативных методических приемов
педагогической техники можно укомплектовать по
условно количественному показателю. Я это
сделала для себя, тем самым, упорядочив
многочисленные приемы и, определив приоритеты
среди них.

Теперь, как мне кажется, каждому учителю
предоставляется большой выбор проведения
интересных и результативных уроков, причем
только от него зависит, насколько емким будет
наполнение урока. Прошу ознакомиться с
важнейшими, на мой взгляд, вариантами решений
изобретательских задач.

ПЯТЬ ПРИНИЦПОВ


Функциональные блоки Раздел урока Формула
1. УМШ А, В Решение творческой задачи организуется
в форме учебного мозгового штурма
2. Творчество работает на будущее Е Ученики выполняют творческое домашнее
задание по разработке дидактических материалов
3. Деловая игра “Точка зрения” В По заранее объявленной теме две группы
обучающихся (оппоненты и наблюдатели),
снабженные необходимыми знаниями и фактами,
доказывают правильность противоположных точек
зрения
4. Деловая игра “НИЛ” В, Г Научно-исследовательская лаборатория,
где одна группа обучающихся решает задачи,
другая обрабатывает результаты, третья
анализирует и принимает (или нет) решения

ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА


Функциональные блоки Раздел урока Формула
1. Своя опора Г Ученик составляет авторский опорный
конспект всей ранее изученной темы, по новому
материалу
2. Да-нетка! А, В, Г Учитель загадывает нечто (число,
предмет, литературного или исторического героя и
др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая
вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только
словами “да”, “нет”, и “да” и “нет”.
3. Пресс-конференция Б Учитель намеренно неполно раскрывает
тему, предложив школьникам задать
дораскрывающие ее вопросы
4. Повторяем с расширением Г Ученики разрабатывают списки вопросов,
ответы на которые позволяют дополнить знания по
всей ранее изученной теме
5. Свои примеры Г Ученики подготавливают свои примеры
6. Вопрос к тексту Б Перед изучением учебного текста
ребятам ставится задача: составить к нему список
вопросов
7. Деловая игра “Компетентность” В Конкуренты (придумывают друг для друга
по пять заданий по теме); фирма-наниматель
(оценивает по 5-ти бальной системе вопрос; по 10-ти
бальной системе ответ), принимает решение, кто
принят на работу, кто не; арбитр – учитель,
проводящий “разбор полетов”, делает выводы.
8. Театрализация Б Разыгрывается сценка на учебную тему

ТРИ ПРИНЦИПА


Функциональные блоки Раздел урока Формула
1. Простой опрос (по базовым вопросам) А На первом же уроке новой темы учитель
вывешивает “базовый лист контроля”. В нем
перечислены основные правила, понятия,
формулировки и формулы, которые обязан знать
каждый.
2. Повторяем с контролем Г Ученики разрабатывают списки
контрольных вопросов по всей ранее изученной
теме
3. Лови ошибку! Б, В Ребята ищут ошибку группой, спорят,
совещаются. Придя к определенному мнению, группа
выбирает спикера. Спикер передает результаты
учителю или оглашает задание и результат его
решения перед всем классом
4. Удивляй! Б Учитель находит такой угол зрения, при
котором, даже обыденное, становится удивительным
5. Фантастическая добавка Б, А Учитель добавляет реальную ситуацию
фантастической
6. Роль “психолог” Ж Ученик участвует в управлении
обучением, выполняет некую роль
7. Роль “подводящий итоги” Ж Ученик самостоятельно подводит итог
урока
8. Идеальное задание Е Учитель предлагает школьникам
выполнить дома работу по их собственному выбору
и пониманию
9. Обсуждаем домашнее задание А, Г, Ж Учитель вместе с учащимися обсуждает
вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы
новый материла был качественно закреплен.
10. Релейная контрольная работа Д Контрольная проводится по текстам
ранее решенных задач
11. Доклад Б Подготовка учеников к чтению докладов
проводится в несколько этапов.

Технология:



Карта сообщения

Отработка регламента

Доклад (5-7 мин)

Доклад с затруднениями

(4 вида затруднений)

12. Взаимоопрос А, Б Ученики опрашивают друг друга по
базовым листам
13. Показательный ответ Г Олин ученик отвечает у доски,
остальные слушают

ДВА ПРИНЦИПА


Функциональные блоки Раздел урока Формула
1. Привлекательная цель Б Перед учеником ставится простая,
понятная и привлекательная для него цель,
выполняя которую он, волей-неволей, выполняет и
то учебное действие, которое планирует педагог
2. Светофор Д, А При опросе ученик поднимают
“светофор” красной или зеленой стороной к
учителю, сигнализируя о своей готовности к
ответу
3. Задание массивом Е Любой из уровней домашнего задания
учитель может задавать массивом

Задается
большой массив задач сразу – в рамках большой
изучаемой или повторяемой темы

4. Опрос — итог Ж, Г В конце урока учитель задает вопросы,
побуждающие к рефлексии урока
5. Опрос по цепочке Д Рассказ одного ученика прерывается в
любом месте и передается другому жестом учителя.
И так несколько раз до завершения ответа.
6. Три уровня домашнего задания Е Учитель одновременно дает домашнее
задание двух или трех уровней (обязательный,
тренировочный, творческий)
7. Отсроченная отгадка Ж В начале урока учитель дает загадку
(удивительный факт), отгадка к которой (ключик для
понимания) будет открыта на уроке при работе над
новым материалом.

2. Загадку (удивительный факт)
дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее
занятие.

8. Особое задание Е Продвинутые ученики получают право на
выполнение особо сложного задания (учитель
всячески подчеркивает свое уважение к решению
школьника воспользоваться таким правом)
9. Игра-тренинг В 1. Если необходимо переделать большое
количество однообразных упражнений, учитель
включает их в игровую оболочку, в которой эти
действия выполняются для достижения игровой
цели.

2. Ученики соревнуются, выполняя по очереди
действия, в соответствии с определенным
правилом, когда всякое последующее действие
зависти от предыдущего

10. Практичность теории Б Введение в теорию учитель осуществляет
через практическую задачу, полезность решения
которой очевидна ученикам
11. Фактологический диктант Д Диктант проводится по базовым вопросам
(5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый
лист и ручка, допускается базовый лист. Среди
вопрос – один-два на повторение из предыдущих
базовых листов. Работа ведется в высоком темпе;
здесь нет необходимости в размышлении, должна
работать память.
12. Пересечение тем Г Ученики подбирают (или придумывают)
свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы,
связывающие последний изученный материал с
любой ранее изученной темой
13. Блиц – контрольная работа Д Контроль проводится в высоком темпе для
выявления степени усвоения простых учебных
навыков, которыми обязаны овладеть ученики для
дальнейшей успешной учебы
14. Выборочный контроль Д Проверить работы учеников выборочно
15. Тренировочная контрольная работа В Учитель проводит контрольную работу,
как обычно, но отметки в журнал идут только по
желанию учеников

ОДИН ПРИНЦИП


Функциональные блоки Раздел урока Формула
1. Тихий опрос Д Беседа с одним или несколькими
учениками происходит полушепотом, в то время, как
класс занят другим делом, например,
тренировочной контрольной работой или групповой
работой
2. Необычная обычность Е Учитель задает задание необычным
способом
3. Программируемый опрос Д, В (устный) Ученик выбирает один правильный ответ
из нескольких предложенных
4. Идеальный опрос (почти шутка) Д, А Ученик сами оценивают степень своей
подготовки и сообщают об этом учителю
5. Игры в случайность В, А, Г Учитель вводит в урок элементы
случайного выбора
6. Щадящий опрос А, В Учитель проводит тренировочный опрос,
сам не выслушивая ответы учеников

Определяя цели и задачи урока, конструируя
заданную тему и учитывая уровень подготовки
обучающихся, в проект урока вносится необходимый
разработанный педагогом материал, и урок
спланирован полностью. Подобная организация
деятельности учителя позволяет, с моей точки
зрения, выполнять и решать более сложные
педагогические и образовательные задачи. Более
того, формы и методы могут постоянно меняться.

Применение педагогом различных вариаций урока
позволяет сделать конструктор урока и
вышеуказанную подборку педагогических
принципов постоянно меняющейся моделью,
стимулирует педагога к повышению своего
педагогического мастерства, что способствует, в
конечном счете, формированию сильного мышления и
воспитанию творческой личности обучающегося.

Творческих успехов Вам, уважаемые коллеги, на
педагогическом олимпе!




Следующий: