Развивающая программа Психологическая культура личности

Обоснование программы:

Следует ли знакомить ребенка 7–10 лет с азами психологии? По мнению ряда
ученых двадцать первый век – век психологии, поскольку эта наука не только
интенсивно развивается, но и смело вторгается как в смежные области научного
знания (физиологию, математику, зоологию, физику, педагогику), так и в
повседневную жизнь все большего количества людей. Большой интерес к психологии,
появившийся у наших современников, к сожалению, иногда сочетается с низким
уровнем психологической культуры, незнанием элементарных основ эффективного
общения, способов самопознания и методик саморазвития. Сегодня уже очевидно, что
воспитание психологически грамотных людей, умеющих изучать самих себя, развивать
свою личность, необходимо начинать как можно раньше. Программа
“Психологическая культура личности” предназначена для детей в возрасте от 7 до
10 лет. Нагрузка дается из расчета один учебный час в неделю.

Цель

программы:

Создание условий для овладения детьми младшего школьного возраста
психологическими знаниями, необходимыми им для успешного саморазвития,
налаживания контактов со сверстниками и взрослыми,

Общие задачи:

  1. Способствовать формированию и развитию личности ребенка.
  2. Помочь ребенку познать и раскрыть свои способности, проверить свои силы.
  3. Помочь ребенку преодолеть трудности, возникающие в школьном обучении.
  4. Способствовать развитию у детей навыков общения и сотрудничества.
  5. Помочь проблемным детям (неуверенным, замкнутым, с неадекватной
    самооценкой и т.д.) в преодолении их специфических трудностей.

Развивающие задачи:

  1. Способствовать формированию кругозора детей.
  2. Развивать познавательную сферу личности каждого ребенка: сенсорные,
    перцептивные, мнемические, мыслительные процессы, речь и творческое
    воображение.
  3. Научение детей пониманию других людей, распознаванию их психических
    состояний по мимике и пантомимике.
  4. Укрепление нравственных ориентиров ребенка.
  5. Развитие у детей рефлексивных способностей (личностной рефлексии).
  6. Развитие у детей способности к самовыражению.

Ожидаемый результат:

Дети познают и разовьют свои способности, поверят в себя. Смогут преодолеть
трудности, возникающие в школьном обучении. Разовьют навыки общения и
сотрудничества. Преодолеют специфические трудности – неуверенность, замкнутость,
неадекватную самооценку и т.д. У них сформируется кругозор. Разовьется
познавательная сфера личности: сенсорные, перцептивные, мнемические,
мыслительные процессы, речь и творческое воображение. Дети научатся понимать
других людей, распознавать их психические состояния по мимике и пантомимике.

Укрепятся их нравственные ориентиры, разовьются рефлексивные способности
(личностная рефлексия), способность к самовыражению.

Тематический план программы курса

(для младших школьников).

№ п/п Занятие Количество часов
1. Вводное занятие.
Первый этап диагностики
1
2. Тема 1. Образ «Я». 1
3. Тема 2. Ощущение и восприятие. 1
4. Тема 3. Внимание. 1
5. Тема 4. Память. 1
6. Тема 5. Воображение. 1
7. Тема 6. Эмоции.
Второй этап диагностики.
1
8. Тема 7. Мотивационная и эмоционально– волевая сфера. 1
9. Тема 8. Темперамент. 1
10. Тема 9. Разнообразие характеров. 1
11. Тема 10. Мышление. 1
12. Тема 11. Эмпатия и коммуникативные способности. 1
13. Тема 12. Ценностные ориентации личности. 1
14. Тема 13. Психика, как целостная система. 1
15. Заключительное занятие.
Третий этап диагностики.
1
Всего 15

Вводное занятие.

Во время вводного занятия дети подвергаются психологическому тестированию с
целью выявления у них:
а) особенностей самооценки;
б) исходного уровня социально-психологической адаптированности к условиям жизни.



Тема 1. Образ “Я”.

Цель: развитие у детей правильных (адекватных реальности) представлении о
самих себе, положительного взаимоотношения как важнейших компонентов
самосознания личности.

Тема 2. Ощущение и восприятие.

Цель: расширение представления у детей об способах получения человеком
информации вокруг нас и внутри нас: что и как мы видим, слышим, можем
попробовать на вкус, потрогать, ощутить запах

Тема 3. Внимание.

Цель: Развитие произвольного внимания детей. Формирование навыков
произвольного внимания, умения сосредоточиваться на предмете или действии в
течение достаточно длительного времени.

Тема 4. Память.

Цель: Развитие у детей всех видов памяти: зрительной, слуховой,
кинестетической (памяти па ощущения своего тела). Дети учатся получать
максимальный объем информации об окружающем мире, используя все органы чувств.

Тема 5. Воображение.

Цель: Активизация, развитие творческого воображения у детей.

Тема 6. Эмоции.

На данном занятии проводится промежуточный этап диагностики психического
развития детей с использованием тех же методик, что и на первом этапе.
Цель: Научение детей различению основных видов человеческих эмоций по выражению
лица (мимике) и выразительным движениям (пантомимике), а также умению адекватно
выразить свое эмоциональное состояние.

Тема 7. Мотивационная и эмоционально-волевая сфера.

Цель: Изучение детьми различных причин (мотивов) поступков людей.

Тема 8. Темперамент.

Цель: Знакомство детей с основными типами темперамента: холерик
(вспыльчивый, быстрый человек), флегматик (спокойный, неторопливый человек),
сангвиник (веселый, общительный человек), меланхолик (грустный и добрый человек)
на материале «Сказки о типах темперамента» (см.
Приложение 5
).

Тема 9. Разнообразие характеров.

Цель: Разбор положительных (доброта, смелость, справедливость, выносливость
и др.) и отрицательных (упрямство, жадность, притворство, трусость, ябедничество
и др.) черт характера.

Тема 10. Мышление.

Цель: Обсуждение е детьми параметров оценки ума человека.

Тема 11. Эмпатия и коммуникативные способности.

Цель: дача характеристики способности к сoпереживанию, к пониманию чувств и
состояния другого человека (эмпатии). Развитие у детей эмпатии и коммуникативных
способностей.

Тема 12. Ценностные ориентации личности.

Цель: Тренировка у детей навыков определения собственных жизненных
ориентаций.

Тема 13. Психика как целостная система.

Цель: объяснить детям, что каждый человек имеет ощущения и может
воспринимать окружающий его мир, обладает вниманием, памятью, эмоциями, волей,
умеет думать и решать свои проблемы, способен сопереживать другим людям, имеет
собственный темперамент и характер, а также ценностные ориентации. Человек
представляет себе, какой он, как его видят окружающие люди и каким он хочет
быть. Все это составляет нашу неповторимость и своеобразие. Ведь нет двух
одинаковых людей?

Заключительное занятие.

Цель: провести повторное тестирование детей, посещавших занятия по курсу
«Психологическая культура личности» с использованием вышеописанных методик. На
основания анализа полученных данных сделать заключение об изменении степени
адекватности самооценки каждого ребенка, а также уровня его социально –
психологической адаптированности к условиям жизни.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8. Планы занятий.

Литература.

  1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и
    исихокоррекционные программы. – М.,1 993.
  2. Вачков И.В. Психология для малышей. – М.: Педагогика – Прсс,
    1996.
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.,: Просвещение,1990.
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.,
    1990.
  5. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Пpocвещение, 1993.
  6. Познавательные процессы и способности в обучении/Под ред. В. Д.
    Шадрикова.
    – М.: Просвещение,1990.
  7. Психологическое развитие младших школьников/Под ред. В.В. Давыдова.
    – М.: Педагогика, 1990.
  8. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой.– М.: Просвещение,
    1991.
  9. Никитин Б.II. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.:
    Просвещение, 1990.
  10. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1990.



Следующий: