Развитие воспитательной среды образовательного учреждения


«Развитие воспитательной среды школы через развитие системы дополнительного образования»

Особенностью современной социально- педагогической ситуации являются демократические преобразования и изменения, вызванные модернизацией российского образования. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. В « Концепции модернизации российского образования» воспитание сегодня выделяется как приоритетное направление. Согласно этому документу воспитание призвано формировать социально значимые качества личности, такие как гражданская позиция, здоровый образ жизни, толерантность, экологическая культура, эстетическое отношение к действительности, способность к профессиональному самоопределению.  Инновационные процессы в сфере образования идут в условиях экономической нестабильности, социальной дезориентированности, что способствует росту детской безнадзорности, усиливает негативные явления в детской, подростковой и молодежной среде. Сегодня существует дефицит детских общественных организаций. В этой связи тем более важно использовать социально- педагогические возможности дополнительного образования. И, как подтверждение важности качественного развития дополнительного образования, в октябре 2004 Коллегией РФ была принята «Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 г.», где указывается на новое состояние развития системы дополнительного образования. Под «дополнительным»  понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно».
Проанализировав работу системы дополнительного образования  школы, мы выявили противоречия:

  1. Между необходимостью вовлечения  каждого учащегося в деятельность дополнительного образования и детских объединений с учетом его индивидуальных способностей и узким спектром, предлагаемых школой объединений.
  2. Между необходимостью эффективного формирования социально значимых качеств личности и несогласованностью целевых ориентиров детских объединений и системы дополнительного образования.

Это позволило сформулировать проблему системы дополнительного образования нашей школы:

  1. Узкий спектр детских объединений и дополнительного образования.
  2. Несогласованность целей деятельности детских объединений и дополнительного образования.

Необходимость разрешения указанных противоречий обуславливает создание нами проекта « Совершенствование воспитательной среды через развитие системы дополнительного образования».
Представленный проект базируется на принципах гуманной, личностно- центрированной педагогики. Научно- методологической основой для его создания послужили работы : Н.С. Лейтеса. Н.Е. Щурковой  Л.И. Новиковой.
Данный проект направлен на разрешение ведущего противоречия воспитательной системы ОУ- между необходимостью формирования социально- значимых качеств личности в процессе воспитания и невозможностью это сделать в ограниченной воспитательной среде, не учитывающей возможности дополнительного образования в развитии личности.

Это противоречие определяет проблемы:

  1. В определении социально-значимых качеств личности выпускника  школы.
  2. Реальная воспитательная среда не позволяет эффективно формировать социально- значимые качества личности ученика.
  3. В обосновании составляющих воспитательной среды, направленных на формирование этих качеств.

Идея нашего проекта состоит в том, что бы начиная с работы отдельных кружков, секций и детских объединений  создать модель воспитательной среды, удерживающую динамику развития личности в современной социокультурной ситуации.
На основе модели выпускника школы мы сформулировали социально-значимые качества личности:

  • - гражданская позиция;
  • - познавательная потребность;
  • - профессиональное самоопределение;
  • - эстетическое отношение к действительности;
  • - экологическая культура, потребность ЗОЖ;
  • -  личностное и мировоззренческое самоопределение.

Мы предполагаем, что эти качества могут быть сформированы через систему дополнительного образования, которая представлена следующими направлениями:  

— гражданско – патриотическим;
- научно- исследовательским;
- художественно — эстетическим;
- экологическим;
- социально — личностным.



Нами разработана модель воспитательной среды (Приложение 1), в которой представлены социально значимые качества личности и направления, через которые они формируются. Зеленым цветом на Модели обозначены те объединения, которые уже функционируют в школе. Красным цветом  обозначили те формы, которыми мы хотели бы расширить систему дополнительного образования.

Цель проекта:

Развитие интегрированной воспитательной среды школы, создающей условия для формирования социально-значимых качеств выпускника.

Задачи проекта:

  1. Выявить социально-значимые качества личности современного выпускника.
  2. Определить составляющие воспитательной среды, которая позволит сформировать социально-значимые качества личности.
  3. Создать программу мониторинга степени сформированности социально-значимых качеств личности выпускника.

1 этап – подготовительный (2008 год)

Цель этапа:

Спроектировать деятельность ОУ развитию воспитательной среды.

Задачи  этапа:

  1. Создание необходимых организационно-содержательных, нормативно-правовых, информационно-методических, материально-технических условий для развития  воспитательной среды школы.
  2. Создание проекта по совершенствованию воспитательного процесса в школе.

Планируемый результат: 



  • наличие необходимых условий;
  • наличие проекта и плана действий по совершенствованию воспитательного процесса в школе.

2 этап – внедренческий (2008-2009 учебный год)

Цель этапа:

Представить модель воспитательной среды и апробировать ее в
практической деятельности.

Задачи этапа:

  • Представление модели педагогическому коллективу.
  • Разработка программы мониторинга.
  • Внедрение в практическую деятельность модели воспитательной среды и программы мониторинга.
  • Функционирование воспитательной системы в обновленной  среде.

Планируемый результат:

  • деятельность педагогов, направленная на реализацию воспитательных целей для разных возрастных групп;
  • целевое функционирование объединений дополнительного образования;
  • работает школьный пресс-центр как информационный центр проекта;
  • массовое волонтерское движение;
  • наличие временных групп по проведению акций, мероприятий, разработке и реализации социальных проектов;
  • есть результаты мониторинга функционирования воспитательной среды;
  • наличие программы мониторинга;
  • результаты мониторинга исследования социально-значимых качеств личности.

3 этап – заключительный этап (2010 учебный год)

Цель проекта: проверка качества проекта

Задачи этапа:

  • Соотнесение реальных результатов с планируемыми.
  • Определение эффективности функционирования воспитательной среды.
  • Осуществление коррекции деятельности.
  • Самооценка.

Планируемый результат:

  • мониторинг, позволяющий определить эффективность воспитательной среды;
  • воспитательная среда, формирующая социально-значимые  качества личности;
  • методические рекомендации по организации воспитательной среды и создание мониторинга по определению уровня социально-значимых качеств личности
  • повышенный уровень квалификации педагогического состава
  • проведение открытых семинаров на базе ОУ
  • решение педагогического совета школы по итогам реализации проекта.

 В ходе реализации проекта мы предусматриваем следующие риски:

Прогноз  возможных препятствий и  негативных последствий

Пути их преодоления

1. Недовольство и непонимание родителями сути происходящих изменений

1 Информирование родителей

2. Отсутствие необходимых кадров

2 Поиск педагогических кадров, привлечение к работе по совместительству, обучение и переподготовка  педагогов школы

3. Результаты прогнозирования не подтвердились

3 Изучение причин, устранение возможных отклонений



4. Увеличение затрат времени некоторых учителей и руководителей школы

4. Моральное  материальное стимулирование

5. Недостаточность взаимодействия с ОУ, реализующих профессиональные программы обучения по выбранному школой профилю

5 Корректировка данной программы, профиля обучения старшеклассников, взаимодействие с другими социальными структурами

6. Отсутствие программ  дополнительного образования

6 Создание и использование авторских программ.

7. Отсутствие финансирования.

7.Поиск спонсорской помощи,  участие в конкурсах и Грантах.

Результатами реализации нашего проекта, которые могут использоваться в практике работы других учреждений, являются:

  • Модель воспитательной среды, направленной на формирование социально-значимых качеств личности.
  • Программа мониторинга воспитательного процесса.
  • Механизм реализации модели воспитательной среды и программы мониторинга (нормативно-правовое сопровождение, учебно-методическое обеспечение, опыт работы с педагогическим коллективом).

Проект

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  3. Антология педагогической мысли России XVII в. М.: Педагогика, 1986.
  4. Дреклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2004.
  5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1981.
  6. Лейтес Н.С. Концепция воспитания. М.: Просвещение, 2000.
  7. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. М.: Педагогика 1986.
  8. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Педагогическое общество России, изд. Дом «Ноосфера», М., 1999.
  9. Методика воспитательной работы под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  10. Новикова Л.И. Гуманистическая воспитательная система школы как феномен социальной действительности и объект педагогических исследований. М.: Педагогический поиск, 1997.
  11. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. М.: Педагогическое общество России, 1998.



Следующий: