Развитие валеологической культуры обучающихся через занятия в баскетбольной секции

Важной направленностью стандартов второго поколения является
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, что
должно проявляться в желании заботиться о своем здоровье, развитии потребности в
занятиях физической культурой и спортом. Все это является составляющими
валеологической культуры обучающихся. Валеологическая культура представляет
собой “сложное интегративное образование, основным компонентом которого являются
знания о совершенствовании личного здоровья, отношения к здоровью как к
самооценке, ведение здорового образа жизни”[4] В ее развитии велика роль
дополнительного образования, в частности – занятий игровыми видами спорта в
секции “Баскетбол”.

Работа в рамках системы дополнительного образования гимназии помогает решению
проблемы укрепления здоровья детей, формированию их представления о здоровом
образе жизни. Это тем более актуально для наших ребят, что в 2010-2011 учебном
году первые классы гимназии уже работают на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, а через полтора года
эта работа продолжится в 5-х классах.

В своей работе я опираюсь на основные тенденции в развитии физической
культуры: учет культурно-исторических и национально-родовых традиций региона,
возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта, целенаправленное
укрепление здоровья обучающихся, углубленное освоение летнего олимпийского вида
спорта[3].

Решая задачу укрепления здоровья школьников через занятия игровыми видами
спорта, я создаю условия для развития их валеологической культуры. Пути
достижения намеченной цели – развитие валеологической культуры школьников – я
выбрал следующие. Во-первых, я расширил содержание курса “Баскетбол”,
основываясь на умениях и навыках обучающихся, приобретенных ими на уроках
физической культуры. При обучении баскетболу в рамках школьной программы дети
занимаются в основном технической и немного тактической в сочетании с
общефизической подготовкой, причем в небольшом объеме. Теоретической и
психологической подготовке времени почти не уделяется, а она просто необходима,
чтобы обучающиеся осознанно выполняли различные упражнения, умели управлять
своим внутренним состоянием, процессами, происходящими в теле, управляли своей
мыслью. Все это является признаками валеологической культуры.

На теоретических занятиях формируется тактическое мышление. Если ученики
научатся разбираться в теоретических вопросах баскетбола, они быстро поймут суть
игрового задания. При объяснении различных тактических схем, расстановок,
приемов игры я пользуюсь тактической доской, представляющей собой макет
баскетбольной площадки. В последние годы стало возможным использование
компьютерной техники. С теории начинается обучение любому техническому приему.
Например, при изучении броска в прыжке нужно отметить, где, когда можно
применить этот бросок. Для этой цели активно используется видеоматериал с
демонстрацией того, что именно изучается. На теоретических занятиях проводятся
беседы о самоконтроле, гигиене, без чего невозможно развитие валеологической
культуры. При этом я чаще всего применяю технологию сообщающего обучения, основы
которого разработаны И. Гербартом [3].

Обучение баскетболу подразумевает и психологическую подготовку ребят,
формирует их характер. Исходя из этого, работаю над развитием у них трудолюбия,
целеустремленности, упорства, дисциплинированности. Такая подготовка –
равнозначный компонент всего тренировочного процесса, так как волевые качества
нужны не только в игре, но и в жизни. Поданный совет, строгая команда или
поощрение побуждают ребят к мобилизации усилий воли, преодолению неуверенности,
робости и так далее. Дисциплинированность формируется требованием выполнения
любого упражнения, тактического плана, правил внутреннего распорядка.

Занятия общей физической и специальной физической подготовкой повышают
работоспособность организма, что способствует укреплению здоровья обучающихся, а
значит, имеют выраженную валеологическую направленность. В ходе работы я менял
подход к построению этих занятий. Вместо классической схемы (общеразвивающие,
затем специальные физические упражнения, техническая и тактическая подготовка) я
поступаю следующим образом. Целиком отдельные занятия я отвожу на общую и
специальную физическую подготовку, провожу ее в течение всего учебного года,
корректирую, в связи с наличием или отсутствием соревнований, нагрузку. Широко
применяю на таких занятиях метод релаксации: различные по характеру мышечных
напряжений упражнения чередую с паузами, которые заполняю упражнениями на
расслабление мышц.

Сухие, академические занятия никогда не принесут такого эффекта, как
эмоционально построенные тренировки, поэтому я часто применяю игровой,
соревновательный метод. При этом обучающиеся быстрее осваивают нужное движение,
а устают гораздо меньше, чем при однообразном повторении. Каждое упражнение по
общей или специальной физичекой подготовке провожу сначала в академическом
стиле, причем с минимальным количеством повторений, а затем то же самое
упражнение оформляю в виде игры. При проведении упражнений с различными детьми
подхожу к этому дифференцированно, учитывая возрастные и индивидуальные
особенности.

Без периодического контроля за достижениями обучающихся невозможно
определить, приносят ли пользу упражнения, улучшаются ли те или иные физические
качества, над которыми работали. Я разработал систему контроля, основывающуюся
на среднем показателе результатов в каждой возрастной группе. Большая часть
учеников не только сдает, но и перевыполняет нормы. На контрольные нормативы
ориентируюсь при проведении технической подготовки. Данные нормативы формируются
на основе контрольных нормативов по технической подготовке[4].

Огромный вклад в развитие физической подготовки школьников вносит тактическая
подготовка. Осуществляя ее, я применяю технологию проблемного обучения, когда
обучение осуществляется через исследование. Ребята имеют исходные знания,
необходимый результат, а промежуточные результаты и пути их достижения
неизвестны. Например, при обучении приемам передачи и ловли мяча предлагаю
ребятам самим выбрать способ технического приема с учетом местонахождения
партнера и условного соперника, скорости передвижения и т.д..

Таким образом, занятия баскетболом способствуют развитию физической культуры
обучающихся, причем применение определенных наработок в системе дает наиболее
эффективный результат. В качестве критериев такой работы я вижу хорошую общую
физическую подготовленность, уменьшение случаев заболеваемости, повышение общего
уровня развития обучающихся (в сравнении с ними самими на более раннем этапе),
занятость обучающихся во внеурочное время. Занятия баскетболом содержат
возможность для саморазвития, самоактуализации обучающихся через развитие их
валелогической культуры.

Литература

  1. Баскетбол: Примерная программа для системы дополнительного образования
    детей: ДЮСШ, СДЮШОР, Издательство: Советский спорт, 2004 г., 100 с.
  2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. «История
    педагогики»"Просвещение», Москва, 1982 г., 386 с.
  3. Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в
    недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений
    Российской Федерации,

    http://www.sinergi.ru

  4. Строкань В.В., Коссе С.Е.

    http://www.nbuv.gov.ua

Следующий: