Развитие творческих способностей и познавательной активности на уроках географии

Ребенок счастлив в движении, поиске
новых “узоров” жизни, стремлении к
самовыражению и в свершении ежедневных
“подвигов” познания окружающей
действительности.

И чтобы сохранить и приумножить
счастье школьника в образовательном учреждении
– первостепенно педагог, а также и все остальные
участники образовательного процесса, должны
разработать и создать такие условия познания
учебного предмета, чтобы учащиеся находились в
динамичном созерцании и созидании учебной
программы и могли и хотели бы свою активную
учебно-познавательную позицию пронести через
всю линию жизни. А для этого необходимо готовить
к творчеству каждого маленького гражданина. И
именно на это должны быть направлены все силы
учителей, преподавателей.

Стремление к творчеству – результат
воспитания и, поэтому, может служить средством
педагогического воздействия на формирование
познавательных интересов, активности у
школьников в учебной деятельности. Отражение
человеком мира, есть активный, творческий
процесс. Это означает, что воспринимаемые
предметы, объекты и явления, пережитые чувства не
только отражаются в сознании человека, но и
перестраиваются в новые комбинации. Воображение
тесно взаимосвязано с процессом восприятия. Оно
включается в восприятие, влияет на создание
новых образов воспринимаемых предметов, делая их
более продуктивными.

Креативность взгляда, познавательная
активность значительно расширяют и углубляют
процесс познания – это важнейшие составляющие
творческого процесса. С деятельностью по
развитию творческих способностей и
познавательной активности связано формирование
ряда нравственно-психологических качеств
личности учащихся, таких, как чувство
ответственности, патриотизм, толерантность,
коммуникабельность. Развитие творческих
способностей на уроках связано со всей
общественной жизнью ученика. Особое значение в
создании образов имеет мировоззрение,
мировосприятие и мироощущение ребенка. Процесс
творческого становления личности ученика
неразрывно связан с эмоционально-волевой линией
его жизни и познавательной активности.

Процесс обучения должен быть так
организован, чтобы у учащихся пробуждался
мотивационный интерес к знаниям, шло не только
формально-штамповочное овладение умениями и
навыками, а был стимул для инициативности,
самостоятельности в учебной деятельности.
Учащиеся могли бы демонстрировать, развивать и
совершенствовать познавательные способности.
Изучение учебного материала необходимо
заполнить творческой, индивидуальной доминантой
ученика, которая, в свою очередь, не ограничивала
бы познавательную деятельность учащихся в таких
составляющих, как самостоятельная работа. А по
мере перехода школьника на более высокую и
качественную ступень обучения,- творческие
способности и познавательная активность
побудили бы к проявлению новизны в
исследовательской, научной и практической
деятельности учащихся.

И тогда, образовательный процесс
приобретет статус мобильности, эффективности,
эмоциональности и сможет открыть “дорогу”
счастья каждому участнику образовательного
процесса, но и в первую очередь, ученикам, которые
получат чувство удовлетворения и созерцания от
своей деятельности и всего образовательного
процесса в целом.

География – это один из тех предметов,
где процесс развития творческих способностей и
познавательной активности у воспитанников ОУ
приобретает наиболее яркие смысловые оттенки.
Безусловно, самый сильный акцент для становления
творческого потенциала учащихся и развития
познавательной активности необходимо
формировать на начальной стадии изучения
предмета (5-6-е классы),т.к. восприятие учебного
материала идет через “оживление” слов, понятий,
определений данной темы урока, включается
создание образов воспринимаемых предметов
урока, происходит обогащение и
усовершенствование новых образов, делая учебный
процесс более продуктивным от темы к теме.

Для развития творческих способностей
и познавательной активности на уроках географии
5-6 классы являются наиболее сложно
структурированной звеном образовательного
процесса, где главной целью успешной реализации
данного проекта служит развитие первичного
творческого потенциала школьника по средствам
включения их в интеллектуально-познавательную
деятельность для самореализации и самовыражения
в межличностном и социальном общении. На данном
этапе важно выявить (исходя из возрастных
особенностей учащихся),- степень его
адаптивности с окружающим миром. Если его
миросозерцание уравновешенно, не побуждает к
эмоциональному восприятию, тогда нет никакой
платформы для возникновения творчества. Ученик,
который является вполне приспособленным к
окружающей действительности, такой ученик не
может ничего желать, ни к чему стремиться и,
конечно, ничего не может созидать. Поэтому в
основе творческой деятельности на уроке всегда
будет лежать неприспособленность души ребенка к
миру, из которой возникают потребности,
стремления. Следовательно, на этих знаниях
необходимо строить концепцию урока.

Примерные формы, методы, приемы,
технологии для работы в 5-м классе.

Предмет “Естествознание”, раздел
“Вселенная”

  • Создание портфолио.
  • Компьютерная презентация.
  • Сказка “Планета моей мечты”. Используется не
    только текстовая часть, но и иллюстративная
    составляющая.
  • Мифология в планетах Солнечной системы.
  • Планеты в стихах.
  • Кулинарные явства для знаков Зодиака.
  • Музыкальная шкатулка знаков Зодиака.
  • Урок-игра “Я-Козерог, а мой сосед по парте — ?”.
    Ученики объединяются в группы по знакам Зодиака,
    создают образы, внешнюю атрибутику и презентуют
    свой знак.
  • Галактические загадки. Используются шарады,
    ребусы, загадки, кроссворды, анаграммы,
    перевертыши и т.д.
  • Песни из Космоса.
  • 6-й класс. Предмет “Физическая
    география”.

    1. Создание портфолио по выбранной
    тематике.

    2. Я – топограф. Создание своей системы
    условных знаков и отображение ее на собственно
    придуманной карте с текстовым описанием.

    3. Флаг, герб и гимн предмету
    “Физическая география”.

    4. Поиск географического объекта –
    Невидимки. Учащиеся сами выбирают для
    определения географических координат те или
    иные географические объекты, которых нет в
    учебном атласе. После определения учащиеся
    наносят географические объекты на контурные
    карты.

    5. Вулканический коллаж.

    6. Облака моего любимого города.

    7. Погода в доме. Хроника событий семьи
    с описанием погоды в данный период жизни, с
    использованием фото- и видео — материалов.

    8. “Если б я был Гидросферой…”.

    9. Музыка рек. Учащиеся выбирают 2-3 реки
    России или мира и ассоциативно предлагают
    прослушать классическую композицию.

    10. “Гляжу в озера синие…”. Ассоциативное
    изображение озер России или мира с помощью
    различных художественных приемов.

    Методические разработки требуют
    активной и целенаправленной работы с учащимися,
    чтобы воспитать всесторонне развитую и
    современную личность.
    Интеллектуально-познавательные мероприятия
    необходимо сочетать с разнообразными формами
    работы и обязаны решать воспитательные,
    обучающие, развивающие и здоровьесберегающие
    задачи.

    Звено (7-9-е классы) строится на
    сформированных положительных эмоциях,
    благоприятном психологическом климате в
    процессе учебной деятельности и межличностном
    общении. Главная цель успешного развития
    творческих способностей и познавательной
    активности на уроках географии в 7-9-х классах
    состоит в реализации условий для самовыражения
    личности на основе индивидуальных наклонностей
    и дифференцированного подхода через адаптацию в
    активную социально-учебную деятельность.
    Создание содружественной и сотруднической
    атмосферы познавательной деятельности учащихся
    – важное условие формирования познавательной
    активности и творческого развития личности
    ученика в образовательном процессе. Формируется
    важное условие в детском коллективе,
    обеспечивающее созидательное влияние на
    познавательную активность и творческие
    способности личности в целом – безопасное и
    доверительное общение в процессе учебной
    деятельности.

    Мотивом для укрепления и развития
    творческой активности на уроках географии может
    стать личностное общение с учителем, учениками
    класса. Тогда школьник сможет оценить свой
    потенциал и, по-новому, скорректировать и
    скоординировать действия.

    Доброжелательность, объективность,
    поощрение, лояльность, целенаправленность
    взглядов педагога, обязательно систематизируют
    и оптимально усовершенствуют творческий подход
    к обучению, что обеспечит высокий уровень
    образованности у учащихся и позволит укрепить
    сформированную творческую самодостаточность.

    Примерные методические технологии,
    используемые в 7-9 классах

    Творческая мастерская. “Эндемики
    Австралии”.

  • Интеллектуальная мастерская. “Рельеф и
    полезные ископаемые Северной Америки”.
  • Урок-собеседование. “Вклад М.В.Ломоносова в
    географическую науку”.
  • Посиделки у географической карты.
  • Эпоха Возрождения и география.
  • Создание музея: “ Африка”.
  • Музыкальная энциклопедия по природным зонам
    России.
  • Поэтический калейдоскоп. “Федеративное
    устройство Российской Федерации”.
  • География материков и океанов в кинофильмах
    отечественных и зарубежных.
  • Сказочные герои Америки.
  • Организация творчества на уроках
    географии в 10-11-х классах базируется на
    сформированном алгоритме действий. Для зрелой
    творческой работы необходимо овладеть
    способностью самостоятельно и критично мыслить,
    понимать сущность явлений и процессов, быть
    пытливым, что в значительной мере обеспечивает
    продуктивность учебной деятельности.

    Умение использовать накопленный опыт,
    собственные мысли, способность анализировать,
    обобщать, сравнивать, находить качественные пути
    решения, — все это является значимым показателем
    аналитико-синтетической деятельности учащихся
    на основе ранее сформированных систем развития
    творческих способностей и познавательной
    активности. Использование творческих заданий
    требует углубления поисковых, проектных методов
    преподавания. От учителя потребуется большая
    подготовительная научно-методическая работа.
    Различные виды деятельности способствуют
    психофизическому, нравственно-личностному
    развитию ученика. Диалоговые, интеллектуальные,
    развлекательные, развивающие задания дают путь
    воображению и способствуют творчеству учащихся.

    Тематика методических приемов для 10-11
    классов

    Портфолио, компьютерная презентация или
    слайд-шоу по выбранной стране. С использованием
    пунктов: — герб, гимн, флаг страны; — культурное
    наследие страны; — этногеографические
    особенности страны; — фольклор; — национальная
    кухня страны.

  • Рождество Христово – путешествие по странам.
  • Культурное и природное наследие, охраняемое
    ЮНЕСКО.
  • ЭССЭ. Решение проблемы использования полезных
    ископаемых.
  • Вечер поэзии. Азиатские страны.
  • Создание энциклопедии Международных
    организаций и сообществ.
  • Туристический круиз по странам Европы.
  • Инсталляция. Экономика и современное искусство
    Южной Америки.
  • Международные новости. Обзор
    социально-экономической и политической
    обстановки в мире.
  • Экология Земли.
  • Особое внимание, при использовании
    творческих заданий, следует уделить личностному
    опыту учащихся и сориентировать их деятельность
    на достижение успеха. Каждый урок должен стать
    стимулом, чтоб ребята проверили свой творческий
    потенциал, и у них возникла бы внутренняя
    потребность формировать в себе творческую
    личность. Развитие познавательного интереса
    даст возможность учащимся демонстрировать свои
    творческие достижения на уровне самооценки и
    самореализации личности.

    Работоспособность, расширение
    кругозора, соблюдение этнокультурных традиций,
    тренировка воли, характера, уважительное
    отношение к окружающей действительности будет
    вести к проекции будущей взрослой жизни.

    Содействие педагога в творческом
    становлении личности ученика, является
    приоритетной составляющей и основной
    педагогической единицей учебного процесса, в
    частности, предмета географии.

    Литература

  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в
    детском возрасте. 3-е изд.- Москва, 1991.
  • Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.
    Информационно-методическое пособие по курсу.
    Психология человека.3-е изд., доп. и испр. — Москва,
    1999.
  • Миронова М.М. Психология. Разработка занятий с
    детьми. 9 класс. I часть.- Волгоград, 2005.
  • Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В.
    Личностное портфолио старшеклассника.
    Учебно-методическое пособие. 3-е изд.,
    стереотипное. – Москва, 2008.
  • Ципляева Е.А. Модель организации досуга и
    творчества детей 5-11 классы. Программа
    интеллектуального клуба, рекомендации. –
    Волгоград, 2009.
  • Яковлева Н.В. География. 10-11 классы: уроки с
    использованием информационных технологий. –
    Волгоград, 2009.
  • Следующий: