Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся через применение современных педагогических технологий

Постановка проблемы

Коренное улучшение обучения, воспитания,
развития школьников, подготовки их к труду может
быть достигнуто путем совершенствования и
качественного изменения учебно-воспитательного
процесса.

В связи с этим существенно возрастает роль
внедрения современных педагогических
технологий в процесс активизации творческих и
интеллектуальных способностей учащихся.

Цель работы:

Использование новых информационных и
педагогических технологий, комплексное
преобразование учебного процесса, создание
новых средств для развития активной творческой и
исследовательской деятельности учащихся.

Для этого потребовалось решить ряд задач:

  • изучить педагогическую и методическую
    литературу на предмет внедрения новых
    информационных и педагогических технологий;
  • изучить эту проблему в опыте работы учителей ;
  • содействовать творческому развитию
    каждого ученика, как на уроке,
    так и вне урока;

В результате моей работы в школе, я пришла к
выводу, что добиться хороших успехов в обучении
можно только путем повышения интереса к своему
предмету. Для этого я использую на уроках
современные педагогические технологии.

1. Поиск методов и форм обучения, способствующих
воспитанию творческой личности, привел к
появлению некоторых специфических способов
обучения, названных игровыми технологиями.

Например, в своей практике для закрепления и
обобщения пройденного материала после изучения
темы «Рост и развитие растений» в 6 классе я
использовала ролевую игру «Как дружат животные
и растения», в 7 классе была использована
предметная игра : «Кольчатые и плоские черви».

Особенностями игры в старшем школьном возрасте
является нацеленность на самоутверждение перед
обществом, юмористическая окраска, стремление к
розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Примером таких уроков, в моей практике,может
послужить: урок — состязание «Химический КВН»,
проведенный в 10 классе по теме «Элементы IV, V
групп главной подгруппы». С помощью
соревновательной игры мне удалось закрепить у
учащихся знания, умения и навыки, полученные на
уроках химии по данной теме.

2. Еще один из главных путей развития
интеллектуально-творческого потенциала
личности ребенка — это исследовательская
практика.
«Исследованию все возрасты
покорны» Умения и навыки исследователя,
полученные в детских играх и на специальных
занятиях, легко переносятся во все виды
деятельности, т.к. они легко прививаются.

Учителя стажисты знают, что обучение должно
быть «проблемным», т.е. содержать элементы
исследовательского поиска.

Исследовательская работа в моей практике
проходит через все ступени обучения.Это и
исследовательские задания на уроках экологии в 5
классе,например закладка опыта по выращиванию
плесени на хлебе с последующим практическим
изучением её под микроскопом, или изучение
прорастания семян в разных условиях среды
(проследить влияние температуры на процесс
прорастания семян)В 8-м классе — это
исследовательская домашняя работа «Классы
неорганических веществ»При изучении
элективного курса в 9 классе, при подготовке к
учебному проекту — социологический опрос
«Озеленение поселка» и «Сколько преданных
четвероногих друзей живет в наших семьях».

3. Технология учебных проектов.

В основе каждого проекта лежит проблема.

Ученики учатся:

  • Аргументировано излагать свои мысли
  • Анализировать свою деятельность
  • Предъявлять результаты

А так же приобретают презентативные умения и
навыки.

Технологию проектной деятельности как одну из
активных форм развития творческих и
интеллектуальных способностей учащихся я
применяю в своей практике для реализации
элективного курса «Экологический практикум» (9
кл.) Практикум включает в себя следующие проекты:
«Описание экосистем нашего поселка», «Изучение
и оценка факторов среды» и «Экология человека».
Предлагаемые учебные задания рассчитаны на
выполнение в малых группах (2-3 человека). Каждая
группа получает задание. Группы работают
одновременно и не зависимо друг от друга. Для
ознакомления с результатами деятельности других
групп после окончания цикла исследовательских
работ устраивается конференция.

Развитие творческих и интеллектуальных
способностей учащихся через выше описанные мной
формы и методы позволяет выстроить
бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь
и вновь пережить вдохновение творчества,
превратить образовательный процесс в
результативную созидательную работу.

Ребятам окончившим школу необходимо
адаптироваться в сложном современном мире и
скорее всего им не столько нужна сумма
полученных знаний, сколько умение их находить
самим, они хотят ощущать себя компетентными
людьми в любой области, творчески мыслящими,
чтобы успешно утвердиться в жизни.
В результате моей работы в школе, я пришла к
выводу, что добиться хороших успехов в обучении
можно только путем повышения интереса к своему
предмету. Для этого я использую на уроках
современные педагогические технологии .

Что такое педагогические технологии? Первую
научную педагогическую технологию создал Ян
Амос Коменский (1592-1670). Им была сформулирована
важнейшая идея этой технологии — гарантия
позитивного результата. Первоочередной задачей
реализации идеи Коменский считал создание
механизма обучения, называя его «дидактической
машиной».
«Для дидактической машины, — писал он, -
необходимо отыскать: 1) твердо уставленные цели; 2)
средства, точно приспособленные для достижения
этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться
этими средствами, чтобы было невозможно не
достигнуть цели». Описанный модуль «цель -
средства — правила их использования -
результат» составляет ядро любой технологии.
Коменский стремился также найти общий порядок
обучения, при котором оно осуществлялось бы по
единым законам человеческой природы. Тогда
обучение не потребовало бы ничего иного, кроме
«искусного распределения времени, предметов и
методов». Со времен Коменского в педагогике
предпринималось немало попыток сделать обучение
похожим на хорошо налаженный механизм.

На протяжении XX столетия делалось немало
попыток «технологизировать» учебный процесс.
До середины 1950-х гг. эти попытки были в основном
сосредоточены на использовании различных
технических средств обучения — компьютеров,
радио и других.

В 1960-е гг. вводится термин «педагогическая
технология». Первым детищем этого направления и
одновременно фундаментом, на котором строили
последующие этажи педагогической технологии,
стало программированное обучение. Его
характерными чертами стало уточнение учебных
целей и последовательная , поэлементная
процедура их достижения. Развитие
программированного обучения можно определить
словами американского педагога У.Шрамма:
«Программированное обучение есть своего рода
автоматический репетитор, который ведет
учащихся 1) путем коротких логически связанных
шагов, так что он 2) почти не делает ошибок и 3) дает
правильные ответы, которые 4) немедленно
подкрепляют путем сообщения результата, в
результате чего он 5) движется последовательными
приближениями к ответу, который является целью
обучения».

Академик В.В.Давыдов отмечал: «Использование
компьютеров в программированном обучении
приводило к формированию у школьников лишь узких
знаний и навыков исполнительского характера и не
способствовало их переносу в новые ситуации,
развитию творческого мышления». Необходимо было
взять ценное из опыта программированного
обучения и рационально его использовать. В 1970-е
гг. системный подход в преподавании позволил
решать дидактические проблемы, отвечающие
заданным целям, достижение которых должно
поддаваться четкому описанию и определению.

Системный подход лежит в основе любой
педагогической технологии. В 1970-1980-е гг.
педагогические технологии охватили практически
все страны, получив признание ЮНЕСКО. В
философский словарь предлагают следующее
определение технологии: » Набор и
последовательность операций, выполненных с
помощью данной техники в каждом данном
определенном производственном процессе».
Долгое время считалось, что применительно к
педагогике термин «технология» не «работает»,
т. к. характеризует процессы, происходящие в
промышленном производстве. Но
«технологизировать» можно любую человеческую
деятельность при условии повторяемости ее
элементов и масштабности осуществления,
поскольку это создает подходящие экономические
условия для создания специального оборудования.
В связи с этим термин «педагогическая
технология» правомерен и справедлив.

Ниже приведены определения этого термина
различными авторами.

  • «Педагогическая технология — направление в
    педагогике, которое ставит целью повысить
    эффективность образовательного процесса,
    гарантировать достижение учащимися
    запланированных результатов обучения; это
    исследования с целью выявить принципы и
    разработать приемы оптимизации
    образовательного процесса путем анализа
    факторов, повышающих образовательную
    эффективность, путем конструирования и
    применения приемов и материалов, а также
    посредством оценки применяемых методов»
    (М.В.Кларин).
  • «Технология обучения представляет собой
    область применения системы научных принципов к
    программированию процесса обучения и
    использованию их в образовательной практике с
    ориентацией на детальные и допускающие оценку
    цели обучения; она ориентирована в большей
    степени на учащегося, а не на изучаемый предмет;
    на проверку сложившейся практики (методов и
    техники обучения) в ходе эмпирического анализа и
    широкого использования аудиовизуальных средств
    в обучении, определяет практику в тесной связи с
    теорией обучения» (Ф.Янушкевич).
  • «Педагогическая технология — совокупность
    психолого-педагогических установок,
    определяющих специальный подбор и компоновку
    форм, методов, способов, приемов, воспитательных
    средств (схем, чертежей, диаграмм, карт).
    Технологическими образованиями обеспечивается
    возможность достижения эффективного результата
    в усвоении учащимися знаний, умений и навыков,
    развития их личностных свойств и нравственных
    качеств в одной или нескольких смежных областях
    учебно-воспитательной работы. Технология есть
    организационно-методический инструментарий
    педагогического процесса» (Б.Т.Лихачев).

Широкие возможности для активизации учебного
процесса дает использование соответствующих
педагогических технологий.

1. Понимание того, что творческое мышление
формируется в учебном процессе как результат
активного участия в познавательной коллективной
деятельности, заставляет нас, педагогов,
постоянно искать новые пути дальнейшей
активизации этой деятельности. Поиск методов и
форм обучения, способствующих воспитанию
творческой личности, привел к появлению
некоторых специфических способов обучения,
названных игровыми технологиями .



Понятие «игровые педагогические
технологии» включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации
педагогического процесса в форме различных
педагогических игр. Большинству учеников
освоение нового дается нелегко. Когда же их
предупреждают, что новое дело — трудно, то оно
может сделаться трудным вдвойне. Если же
отказаться от такой «мотивации» и
предлагать ее ученикам как видоизменение дела,
им уже более или менее известного, то возникают
благоприятные условия для игровой формы
освоения нового.

Цели игровых технологий:

  • Дидактические: расширение кругозора,
    познавательная деятельность, формирование
    определенных умений и навыков, необходимых в
    практической деятельности, развитие общеучебных
    умений и навыков, развитие трудовых навыков.
  • Воспитывающие: воспитание
    самостоятельности, воли, формирование
    определенных подходов, позиций, нравственных,
    эстетических и мировоззренческих установок,
    воспитание сотрудничества, коллективизма,
    общительности, коммуникативности.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти,
    речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять,
    находить аналогию, воображения, фантазии,
    творческих способностей, эмпатии, рефлексии,
    умения находить оптимальные решения, развитие
    мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и
    ценностям общества, адаптация к условиям среды,
    стрессовый контроль, саморегуляция, обучение
    общению, психотерапия.

По характеру игровой методики

игры бывают:
предметные, сюжетные, ролевые, деловые,
имитационные и игры-драматизации.

По характеру педагогического процесса
выделяются игры обучающие, тренировочные,
контролирующие и обобщающие; познавательные,
воспитательные, развивающие; репродуктивные,
творческие; коммуникативные, диагностические,
профориентационные и др.

Так, например, в своей практике для закрепления
и обобщения пройденного материала после
изучения темы «Рост и развитие растений» в 6
классе я использовала ролевую игру » Как дружат
животные и растения», в 7 классе была
использована предметная игра : » Кольчатые и
плоские черви». На уроке-путешествии «Химия в
быту», учащимся предлагается совершить
путешествие на планету «Химия» и ответить на
главный вопрос: какова роль химии , как науки о
веществах.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте
является нацеленность на самоутверждение перед
обществом, юмористическая окраска, стремление к
розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Примером таких уроков, в моей практике ,может
послужить: урок-состязание «Химический КВН» ,
проведенный в 10 классе по теме «Элементы IV, V
групп главной подгруппы». С помощью
соревновательной игры мне удалось закрепить у
учащихся знания, умения и навыки , полученные на
уроках химии по данной теме. И урок- интервью
«Вода, её состав, свойства, значение», который
являлся самостоятельной работой учащихся по
изучению нового материала. Учащиеся были
поделены на исследовательские группы и
выступили как специалисты из разных областей
естественных наук . В роли ведущих — журналистов
были 2 самых коммуникативных ученика класса.

Я применяю игры на уроках химии — биологии уже
несколько лет, это и деловые, и дидактические, и
ролевые игры. Наблюдая за учащимися, я пришла к
выводу, что деловые и ролевые игры не очень им
нравятся. Зато большим «спросом» пользуются
дидактические игры (кроссворды, лото, домино,
игры-задания и д.р.).

Например, в седьмом классе после темы:
«Кислород. Оксиды. Горение», я проводила
скоростную эстафету по рядам. Ученики каждого
ряда по очереди подбегали к доске и писали в
столбик по одному оксиду. Как только один садился
на свой стул, к доске устремлялся следующий.
Условие: если оксид уже написан на доске, то
повторять его нельзя. Победителей устанавливали
дважды. Первый раз — какой ряд быстрее, второй -
какой химически грамотнее.

Некоторые учителя могут сказать: «Если мы
детей все время будем обучать в игре, то пусть
даже они и многому обучатся, но они привыкнут
делать только то, что интересно, и не будут
подготовлены к жизни». Я ставлю вопрос
по-другому: если школьники будут обучаться в
игре, то они не только многому научатся и
сохранят свое здоровье, но и выйдут в жизнь с
установкой, что в любой работе можно увидеть
интересное и выполнять ее с желанием, то есть со
стремлением к качеству.

2. Еще один из главных путей развития
интеллектуально-творческого потенциала
личности ребенка — это исследовательская
практика.
«Исследованию все возрасты
покорны» Умения и навыки исследователя,
полученные в детских играх и на специальных
занятиях, легко переносятся во все виды
деятельности, т.к. они легко прививаются.

Ведь мы должны помнить, что самые ценные и
прочные знания не те, которые выучены, а те,
которые добыты самостоятельно, в ходе творческих
собственных изысканий.

Под исследовательской деятельностью
понимается деятельность учащихся, связанная с
поиском ответа на творческую исследовательскую
задачу с заранее неизвестным решением.

Психологи давно подметили такую особенность,
что умственная деятельность ученого, делающего
«эпохальное» открытие, и умственная
деятельность ребенка, познающего новое, -
идентичны по своей внутренней «механике». Но
самое важное то, что ребенку гораздо легче
изучать науку, действуя как ученому, чем получать
знания в «готовом виде» — т.е. заучивать.
Склонность к исследованиям свойственна всем
детям. Неутомимая жажда новых впечатлений,
любознательность, постоянное стремление
экспериментировать — это индикаторы детской
одаренности. Учителя стажисты знают, что
обучение должно быть «проблемным», т.е.
содержать элементы исследовательского поиска.

Структура учебного исследования.

Его этапы.

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы
    исследования);
  • выдвижение гипотез;
  • поиск и предложение возможных вариантов
    решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и
    др.);
  • защита проекта.

Все эти этапы на первый взгляд кажутся
пугающими сомнительными. Но сразу все
рассеивается, как только начнется
исследовательская работа.
Исследовательская работа в моей практике
проходит через все ступени обучения .Это и
исследовательские задания на уроках экологии в 5
классе ,например закладка опыта по выращиванию
плесени на хлебе с последующим практическим
изучением её под микроскопом, или изучение
прорастания семян в разных условиях среды(
проследить влияние температуры на процесс
прорастания семян)В 8-м классе — это
исследовательская домашняя работа » Классы
неорганических веществ»При изучении
элективного курса в 9 классе, при подготовке к
учебному проекту — социологический опрос »
Озеленение поселка»и «Сколько преданных
четвероногих друзей живет в наших семьях».

3. Технология учебных проектов

.

Учебный проект — с точки зрения учителя — это
дидактическое средство, позволяющее обучать
целенаправленной деятельности по нахождению
способа решения проблемы путем решения задач,
вытекающих из этой проблемы при рассмотрении их
в определенной ситуации.

Учебный проект — с точки зрения ученика:

  • это возможность делать что-то интересное
    самостоятельно, в группе или самому, максимально
    используя свои возможности;
  • это деятельность, позволяющая проявить себя,
    попробовать свои силы, приложить свои знания,
    принести пользу и показать публично достигнутый
    результат.

В основе каждого проекта лежит проблема. Нет
проблемы — нет проекта.

Метод учебных проектов:

  • Личностно-ориентированный
  • Деятельностный
  • Обучающий взаимодействию в группе и групповой
    деятельности
  • Построенный на принципах проблемного обучения
  • Развивающий умения самовыражения,
    самопроявления, самопрезентации и рефлексии
  • Формирующий навыки самостоятельности в
    мыслительной, практической и волевой сферах
  • Воспитывающий целеустремленность,
    толерантность, индивидуализм и коллективизм,
    ответственность, инициативность, творческое
    отношение к делу
  • Здоровьесберегающий

Этапы осуществления учебного проекта

1) — погружение в проект
2) — организация деятельности
3) — осуществление деятельности
4) — презентация результатов

Учебный проект тем и отличается от коллективно
подготовленного мероприятия, групповой работы с
предоставлением наглядных результатов, что
демонстрируется главный результат работы над
проектом — анализ деятельности и предъявления
способа решения проблемы проекта.

Ученики учатся:

  • Аргументировано излагать свои мысли
  • Анализировать свою деятельность
  • Предъявлять результаты

А так же приобретают презентативные умения и
навыки:

  • кратко, достаточно полно и лаконично
    (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке
    и решении задачи проекта;
  • демонстрировать понимание проблемы проекта,
    собственную формулировку цели и задач проекта,
    выбранный путь решения;
  • анализировать ход поиска решения для
    аргументации выбора способа решения;
  • демонстрировать найденное решение;
  • анализировать влияние различных факторов на
    ход работы над проектом;

проводить самоанализ успешности и
результативности решения проблемы, адекватности
уровня постановки проблемы тем средствам, с
помощью которых отыскивалось решение.

Технологию проектной деятельности как одну из
активных форм развития творческих и
интеллектуальных способностей учащихся я
применяю в своей практике для реализации
элективного курса » Экологический практикум»( 9
кл.) Практикум включает в себя следующие проекты :
«Описание экосистем нашего поселка», «Изучение
и оценка факторов среды» и «Экология человека».
Предлагаемые учебные задания рассчитаны на
выполнение в малых группах(2-3 человека) . Каждая
группа получает задание. Группы работают
одновременно и не зависимо друг от друга. Для
ознакомления с результатами деятельности других
групп после окончания цикла исследовательских
работ устраивается конференция. Где 1
представитель исследовательской группы
докладывает о полученных результатах. При этом
на вопросы присутствующих отвечают все члены
данного исследовательского коллектива.

Проектно-исследовательская деятельность
присутствует и при изучении факультативного
курса по экологии в 11 классе «Глобальные
проблемы человечества» . Это проекты: «Свойства
воды. Исследование проб воды на территории п.Усть
-Уда» и » Гигиенические аспекты загрязнения
пищевых продуктов чужеродными веществами и меры
их профилактики».

Развитие творческих и интеллектуальных
способностей учащихся через выше описанные мной
формы и методы позволяет выстроить
бесконфликтную педагогику , вместе с детьми
вновь и вновь пережить вдохновение творчества,
превратить образовательный процесс в
результативную созидательную работу.




Следующий: