Развитие способностей детей через исследовательскую деятельность на уроках географии

Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придаёт материалу с одной стороны, особую привлекательность, с другой – делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Одним из таких подходов, бесспорно, является исследовательский подход.

Ведущая педагогическая идея моего опыта — развитие личностных качеств учащихся, повышение уровня их самостоятельности и познавательного интереса к предмету, раскрытие их способностей, создание условий для успешной самореализации и развития личности через формирование исследовательских навыков. В течение пяти лет я использовала метод исследовательской деятельности и готова поделиться с коллегами своими наработками. (Приложение 1)

Применение исследовательской деятельности на уроках помогает мне решить часть методических и учебных проблем.

1. Более полное использование исследовательского потенциала учебного предмета.

География — это уникальная учебная дисциплина. Она позволяет открыть ученику путь к самостоятельному познанию истины. Иными словами, развивает негаснущую детскую любознательность, которая порождает у школьника стремление самостоятельно понять суть и причины возникновения природных явлений и, следовательно, испытать радость первооткрывателя и исследователя. То есть, сам предмет создает условия для использования в работе исследовательской деятельности.

2. Проблема вовлечения в процесс познания всех учащихся и подготовки грамотного выпускника школы.

Перед учителем всегда стоит вопрос: как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Как, подготовить выпускника школы способного самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, грамотно работать с информацией, видеть проблемы и искать пути рационального их решения, быть коммуникабельным и самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта и культурного уровня? Помочь учителю в решении этой проблемы может использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной работе.

3. Проблема замены традиционных технологий, которые не в состоянии решать современные задачи, стоящие перед образованием.

Традиционные технологии, апробированные годами, позволяют решать многочисленные задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Для современного учителя этого мало. Необходимо не просто передать информацию, но и активизировать творческий потенциал учащихся. Пути решения этой задач я вижу в применении новых педагогических технологий и методов, т.к. это — одно из продуктивных направлений развития образования. Изучая, литературу и передовой педагогический опыт я искала технологии и методы, которые могли бы позволить педагогу ориентироваться на интересы, способности и возможности каждого ученика. Из множества методов описанных в современной педагогике я остановилась на исследовательской деятельности. Этот метод дает возможность мне перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.

4. Проблема сочетания выбранного способа деятельности с современными технологиями.

Исследовательская деятельность органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, с проектным методом, с проблемным обучением, с использованием информационных технологий и позволяет решать задачи личностно ориентированного и компетентностно-ориентированного обучения.

5. Проблема обучения детей в сельской школе.

Я работаю в сельской школе с наполняемостью классов не более 20 человек. Дети имеют разный интеллектуальный уровень и потенциал, разные способности и интересы, разное желание учиться. Исследовательская деятельность позволяет создать ситуацию успешности, комфортности и саморазвития для каждого участника образовательного процесса слабого и сильного, одаренного и не желающего учиться.

6. Проблема внедрения инноваций в преподавании географии в школе.

Кроме всего прочего метод исследовательской деятельности это, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, представляющая интерес для меня — учителя ищущего эффективные пути в работе и готового к нововведениям.

Курс географии построен таким образом, что при изучении одинаковых компонентов природы и хозяйственной деятельности схемы их характеристики во многом повторяются, сходны цели изучения, используемые приёмы деятельности, в результате чего возникает возможность их повторения. Оно обеспечивает не только тренинг в применении приёмов исследовательской деятельности, но и позволяет обдумывать и искать новые варианты решения поставленной задачи. Таким образом, у детей формируется опыт творческой деятельности. Предлагаю сводную таблицу, показывающую используемые мною приёмы на разных ступенях обучения географии. Конечно же, этот перечень приёмов исследовательской деятельности неполный. Любой учитель может его бесконечно дополнять и изменять.

1

2

3

4

5

Приём исследовательской деятельности

Использование данного приёма в курсе 6-го класса

Использование данного приёма в курсе 7-го
класса

Использование данного приёма в курсе 8-го класса

Использование данного приёма в курсе 9-го класса

Приём изучения географического положения

1. Описание и сравнение географического положения гор, равнин, морей, рек, озер и т.д.

1. Описание и сравнение географического положения материков и океанов, природных зон, стран и регионов.

1. Сравнение географического положения России с другими странами.

1. Комплексная оценка экономико-географического положения и политико-географического положения страны и районов.

Прием описания явления природного или антропогенного характера

1. Описание сути явления и его влияния на жизнь человека.

1. Выявление комплекса взаимосвязанных причин возникновения и развития данного явления в природе.

1. Определение значимости природного явления в жизни и деятельности человека.

1. Прогнозирование развития явления под действием природных и антропогенных факторов.

Прием выявления причинно-следственных связей

1. Выявление связей между несколькими природными компонентами

1. Выявление причинно-следственных связей в формировании и развитии географической оболочки и крупных зональных и азональных природных комплексах

1. Применение законов причинно-следственных связей в умении объяснять особенности природы своей страны и малой Родины.

1. Использование знания о причинно-следственных связях при составлении прогнозов возможных изменений в условиях жизни и деятельности человека на территории страны и мира в целом.

Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Я выделяю следующие этапы. (Приложение 2)

  1. Подготовительный.
  2. Планирование
  3. Исследование
  4. Оформление результатов исследования.
  5. Предоставление отчёта.
  6. Самоанализ

Система оценивания работы учащихся

Очень важным моментом является вопрос оценивания. Использование метода исследовательской деятельности требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для появления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний. Поэтому оцениваться должен не только итоговый отчёт, но качество всей проделанной работы в целом. Очевидно, что критерии оценки должны быть известны всем участникам заранее. А ещё лучше разработать их совместно с учащимися. Предлагаю вариант критериев оценивания работы учащихся.

Примерные критерии оценивания работы

1. Уровень знаний по данной теме.

2. Степень ответственности за выполнение работы.

3. Степень самостоятельности при выполнении работы.

4. Способность углубить тему изучения.

5. Способность найти новые оригинальные исследовательские приемы.

6. Инициативность и заинтересованность.

7. Способность к сотрудничеству.

8. Точность и своевременность выполнения работы.

9. Чёткость и аккуратность подготовки отчёта.

10. Какие критерии ты хочешь изменить или добавить?

Как может быть представлен конечный результат работы?

Я предлагаю ученикам следующий перечень возможных вариантов конечного продукта исследовательской работы (Приложение 3):

  • Мультимедийная презентация;
  • Сочинение-эссе;
  • Словарь;
  • Справочник;
  • Слайд-шоу;
  • Фотоальбом;
  • Письменный отчёт;
  • Свой вариант.
  • Модель;
  • Серия иллюстраций;
  • Мультимедийная публикация;
  • Рекламный проспект;
  • Дневник-путешествие;
  • Картограмма;
  • Заочная экскурсия;
  • Коллекция;
  • Таблица;
  • Схема;

Продолжительность исследовательской работы

По продолжительности я выделяю несколько видов исследовательских работ:

  • Мини-работы, рассчитанные на один урок.
  • Краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков.
  • Недельные.
  • Среднесрочные – продолжительностью в одну четверть.
  • Долгосрочные — выполняются в течение всего учебного года.

Доступность опыта

Доступность моего опыта заключается в том, что он может быть успешно использован учителями географии в общеобразовательных учреждениях. Мною разработано тематическое планирование по курсу географии с учётом возможности применения на уроках исследовательской деятельности (Приложение 4).

Урок новых знаний в курсе географии 9 класса по теме «Калининградская область»

Цели.

1. Создание условий для формирования у учащихся гражданской позиции, сопричастности к событиям, происходящим в стране.

2. Формирование умений учащихся работать в группе и оценивать свой результат труда.

3. Развитие исследовательских умений на примере выявления природных и социально-экономических особенностей Калининградской области:

Задачи:

1. Организовать работу учащихся в группах по исследованию природных и социально-экономических особенностей Калининградской области.

2. Создать ситуацию, способствующую формированию гражданской позиции детей.

3. Продолжить формировать компетентностные умения применять географические карты различного содержания, статистические данные и информационные ресурсы разного вида.

Оборудование урока. Мультимедийный проектор, интерактивная карта «Калининградская область», атлас «География России. Хозяйство и географические регионы. 9 класс», учебник «География России. Книга вторая. Хозяйство и географические регионы. 9 класс» под редакцией А.И. Алексеева, слайд-альбом «Образы Калининградской области», оценочные листы, мультимедийная презентация «Калининградская область» (Приложение 5)

Ход урока

1.Организационный и подготовительный этап

На данном этапе урока необходимо создать мотивационную ситуацию, выделить основополагающий вопрос, распознать проблему и определить тему исследования для успешной организации деятельности на уроке. Ученикам предлагается просмотреть слайд-альбом «Образы Калининградской области» подготовленную, одним из учеников класса и сравнить с противоположным образом, представленным учителем.

Слово учителя. После распада СССР этот участок (Калининградская область) стал анклавом, т.е. территорией России, но удалённой от неё и окружённой территорией других государств. К каким последствиям это привело?

  1. Произошло ухудшение транспортных связей. Чтобы проехать по суше из Калининградской области в Россию, надо пересечь три границы.
  2. Использование портов Калининградской области в развитии внешней торговли стало затруднительным. Проще модернизировать порт Санкт-Петербурга.
  3. Область не обеспечивает себя электроэнергией и 4/5 её покупает в Литве с Игналинской АЭС.
  4. Нефть и газ поступают транзитом из Росси через Литву, Что делает их на порядок дороже.
  5. Промышленные предприятия области большую часть ресурсов получают из других районов страны и туда-же отправляют продукцию. Транспортные затраты делают их мало конкурентными на Российском рынке.
  6. Земледелие возможно только при искусственном осушении. Продукция сельского хозяйства не выдерживает сильнейшей конкуренции с более дешёвыми польскими товарами.
  7. Обострились проблемы во взаимоотношениях со странами Балтийского региона и Польшей

Если добавить ко всему сказанному, что в Калининградской области высокий уровень коррупции, происходит деградация уникальных памятников природы и культуры, то невольно задашься вопросом: «Может быть, правы те западные политики, утверждающие, что Россия не может управлять территорией Калининградской области, и ей следует от неё отказаться?»

Ребята, что вы думаете об этом? Зачем России нужна Калининградская область?

2 этап. Планирование

Тема исследования определена: «Зачем России нужна Калининградская область?» Работа в группах помогает выдвинуть ряд гипотез, отвечающих на поставленный вопрос. Гипотезы записываются на доске.

Их должно получиться не менее шести. Из них выстраиваются следующие направления или общий план работы класса.

  1. Географическое положение – главный ресурс области, важный для России.
  2. Богатая история и культура области, которая является частью российской истории и культуры.
  3. Уникальная природа и природные ресурсы области, необходимые всей стране.
  4. Население области – граждане Российской Федерации.
  5. Не полностью используемые возможности хозяйственного комплекса Калининградской области.
  6. Будущая «миссия» и предназначение Калининградской области.

Так как класс заранее поделён на шесть групп, то каждой из них предлагается «купить», за право работы над ней, одну из предложенных гипотез. Далее, каждая группа самостоятельно формулирует цели, планирует свою работу, выбирает приём исследовательской деятельности, источники информации, форму и защиту представления результатов работы.

3 и 4 этапы

Проведение исследования, оформление результатов и подготовка к защите. На этих этапах учитель консультирует, контролирует деятельность в группах, даёт рекомендации. Работа прекращается через 10 минут.

5 этап. Предоставление отчёта.

На выступление одной группы отводятся не более 4 минут. Выступающие от каждой группы демонстрируют итоги работы, поясняют полученные результаты, формулируют и аргументируют основные выводы. Ученики класса слушают, задают вопросы по содержанию выступлений и заполняют оценочные листы на каждую из групп.

Оценка конечного результата и публичной защиты группы №1

Критерии оценивания

Плохо-

1 балл

Слабо- 2 балла

Хорошо-

3 балла

Отлично – 4 балла

1.Соответствие содержания теме

2.Оригинальность выбранной формы представления работы

3.Эффективность работы всех участников группы

4.Глубина знания по данной теме

5.Возможности применения знаний в других областях знаний и жизни

6.Итоговое количество баллов

От 20 до 16 баллов – оценка «5».

От 15 до 11 баллов – оценка «4».

От 10 до 6 баллов – оценка «3»

6 этап. Самоанализ.

Озвучиваются и обсуждаются оценки выставленные ребятами за публичную защиту работ. Анализируется процесс эффективности работы класса в целом. Называются трудности и причины их возникновения. Определяется степень удовлетворённости итогом выполненной работы. Выясняется, реализованы ли личные цели. Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Последний этап. Домашнее задание.

По параграфу 31 на выбор.

  1. Характеристика Калининградской области по типовому плану.
  2. Презентация «Главные особенности Калининградской области».
  3. Таблица «Главные черты природы, населения и хозяйства Калининградской области»

ГП области

Природа и ресурсы

Население

Этапы развития

Специализация хозяйства

Проблемы области

Перспективы развития

Твой вариант выполнения домашней работы

Следующий: