Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и научить думать, анализировать,  отбирать необходимую информацию. В настоящее время все понимают важность проблемы усвоения знаний и развития школьников в процессе обучения.
Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии.  Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса.
Уровень сложности материала достаточно высок, и его форсированное изучение традиционными методами препятствует действительному усвоению знаний и овладению необходимыми умениями. Одной из причин снижения эффективности образовательного процесса является и однообразие учебной деятельности учащихся.
Ещё в 30-е годы XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. Он доказал, что обучение детей определяет характер их психического развития. Именно это положение легло в основу разработки различных подходов к проблеме развивающего обучения в теории  И.Я. Лернера, М.Н.Скаткина. Содержание и методы обучения в их работах рассматриваются в диалектическом единстве как взаимообусловленные и являющиеся условием развивающего обучения. Продуктивным для личностно — развивающего образования является включение в содержание образования опыта творческой деятельности.  

Продуманная работа учителя должна создать условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, приблизить школьника к его главной цели – формированию умения  учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни.
Сегодня очень важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Для того чтобы воспитать такую личность, нам, педагогам, необходимо развивать у своих учащихся способность к самостоятельному мышлению.
Содержание географического образования в настоящее время должно привести к существенным изменениям в методике преподавания географии. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы и средства обучения.
Я считаю, что современный этап педагогической практики это переход от информационно — объяснительной технологии обучения к деятельностно — развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
В течение нескольких лет на уроках географии я применяю элементы технологии развивающего обучения.
Под развивающим обучением понимается активно — деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно — иллюстративному способу. Ведущим методологическим принципом его является не пассивное восприятие информации, а настоящее исследование того или иного вопроса с разных точек зрения.
Развивающее обучение включает в себя и формирование самостоятельной познавательной деятельности, которое возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний.  Достичь этого удается в результате целенаправленного формирования приемов учебной работы. Усвоенные приемы становятся важным средством самостоятельного приобретения новых знаний не только в условиях внутриклассного учебного процесса, но и вне класса и даже вне школы — в библиотеке, сети Интернет
Можно выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:

  1. поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;
  2. роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;
  3. систематический контроль за развитием навыков самостоятельной работы путем устных и письменных разноуровневых заданий.

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств.
Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
В-третьих,  именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только  изучение книги, ведение записей, а, прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
В своей работе я старалась предложить детям различные виды самостоятельных работ. При отборе самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания наиболее важное значение имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности.
Данный вид работы имеет следующие особенности:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.
Например: при изучении в 8-ом классе раздела «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» учащимся предлагается выполнить рабочий практикум.
«Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых».
Ход работы:

  1. Сопоставив физическую и тектоническую карты, определите, на каких участках земной коры расположены предложенные формы рельефа.
  2. Выясните, какие полезные ископаемые расположены на этих формах рельефа.
  3. По результатам исследований заполните таблицу:

Формы рельефа

Тектонические структуры

Полезные ископаемые

Восточно-Европейская равнина

Восточно-Европейская платформа

Нефть, уголь, железная руда, соли

Западно-Сибирская равнина

Среднесибирское плоскогорье

Горы Хибины

Алданское нагорье

Горы Урала

Горы Кавказа

Срединный хребет

  1. Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых, связи между полезными ископаемыми, тектоническими структурами и рельефом.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
Например:  
Самостоятельная работа для учащихся 7 класса по окончанию изучения темы «Северная Америка». (Приложение 1)

3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (работа в контурной карте, выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
Например:
1) работа с контурной картой в 6-ом классе. (Приложение 2)
2) Тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».
1. Самостоятельное добывание знаний.
   Задание: Используя учебник, физическую карту и карту «Строение земной коры», дополните текст, вставьте пропущенные слова.
В основе Южной Америки находится _______________ плита. Складчатые горные пояса у южных материков лежат на _________________.  Горы Анды образовались в зоне взаимодействия ______________ и _______________ литосферных плит. В рельефе Южной Америки выделяются ___ части. Восток занят _______________, а на западе ______________. Наиболее крупные низменные равнины — _____________, ____________, _______________. Они соответствуют прогибам _______________. Приподнятым участкам платформы — щитам — соответствуют ______________ и _____________ нагорья. Западная часть материка — результат взаимодействия двух _________________.  ____________ плита подвигается под ______________. Край континентальной плиты ____________ в складки. Огромные запасы рудных полезных ископаемых принадлежат к тектоническим структурам ______________ пояса и ____________ платформы. Они представлены такими полезными ископаемыми, как _________________. Впадинам платформы соответствуют месторождения ________________. Наивысшая точка Южной Америки — ____________________.  В настоящее время Анды продолжают _____________. Это одна из активнейших тектонических зон Земли. Здесь расположены как ____________ так и ________________ вулканы. Наиболее значительные из вулканов — _______________ и ___________________.

2. Работа с контурной картой.  
  Задание: отметить в контурной карте географические объекты.
Анды -  г. Аконкагуа, г.Уаскаран, г. Ильямпу, г. Чимборасо, г. Сан-Валентин;
вулканы: Руис, Котопахи, Сан-Педро.
Плоскогорья: Бразильское (г. Бандейра), Гвианское (г. Рорайма);
Низменности: Оринокская, Амазонская, Ла-Платская.

4. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.
Например: в начале работы по теме: «Австралия», ребятам раздаются индивидуальные карты «Разработка темы», задания которой они выполняют по ходу изучения материала. Оценивается работа в зависимости от количества выполненных заданий. (Приложение 3)   

5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.
Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
Например: при изучении темы «Малые страны Европы» в 11 классе, можно предложить следующее задание.

Подготовьте творческий отчет, работая в группе (3-5 человек), используя различные  источники информации, по плану:

  • нарисовать герб, флаг страны
  • составить краткую характеристику страны
  • отобрать материалы о стране (фотографии, графики, вырезки статей и т. д), используя ИНТЕРНЕТ
  • подготовить рассказ об образовании молодежи в стране
  • рассказать о культуре страны: музыке, традициях, обычаях, достопримечательностях, памятниках истории, литературы

 6. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.

7. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала. 

Подводя итог, можно сказать, что самое трудное для учителя научиться организовывать самостоятельную деятельность классного коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся. Если самостоятельную работу постепенно вводить, начиная с первых занятий, то учащиеся быстро осваиваются с ней, и она становится для них привычной. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и любви к нему.

Следующий: