Развитие прыгучести у девушек


Введение.

Современный волейбол предъявляет высокие
требования к уровню физической подготовленности
игроков. Для достижения высоких результатов
современная волейбольная команда берёт на своё
вооружение новые тактические комбинации,
совершенствует технические приёмы. Чтобы их
правильно и с наибольшей эффективностью
выполнять, школьникам необходим достаточный
уровень развития специальных физических
качеств.

Особенно важным для волейболиста является
развитие скоростно- силовых качеств, в частности
прыгучести, без которых невозможны эффективные
действия при игре в нападении.

В ходе исследования нами получены данные,
характеризующие уровень развития скоростно –
силовых качеств у юных спортсменов. Отработаны и
систематизированы средства развития прыгучести
у школьников.

В этом научная новизна моей работы.


Глава 1. Литературный обзор.

По мнению многих специалистов значительное
место в процессе физического воспитания юных
спортсменов должно быть отведено воспитанию
скоростно – силовых качеств. (В.Ф. Лолийко, В.
Филин 1968г.; В Фомин, 1968 и др.), так как высокий
уровень развития этих качеств во многом
способствует достижению высоких спортивных
результатов.

Спортивные игры предъявляют высокие
требования к функциональным возможностям
занимающихся. Волейбол включает внезапные и
быстрые передвижения, прыжки, падения и др.
действия. В связи с этим волейболист должен
обладать моментальной реакцией, быстротой
передвижения. Прыжок вверх в возрасте 14-15 лет
увеличивается на 9,6 %, а в 16-17 лет на 11,6 %.

Скромны результаты исследований, относящихся к
женским волейбольным командам. Лишь немногие
учёные выбрали объектом исследований девушек.



Содержание и время проведения занятий по
специальной физической подготовке зависят от
периода подготовки и задач.

Исходя из этого, желательно их строить
следующим образом. Физической подготовкой
волейболисты занимаются в течении 45 минут
основным занятием вне зависимости от периода.
Занимающиеся подготавливаются к предстоящей
работе, выполняют упражнения, способствующие
развитию физических качеств, необходимых
волейболистам. Главное внимание уделяется таким
физическим качествам, как быстрота, ловкость и
гибкость. Содержание полуторачасовых занятий
должно соответствовать задачам, поставленным
тренером перед игроками в игровой части занятия.
(И.П. Ратов. 1971).

В подготовительном периоде помимо 45 минутных и
полуторачасовых занятий желательно проводить
самостоятельные занятия по специальной
физической подготовке продолжительностью 2-2,5
часа. Так как такие занятия проводятся 1-2 раза в
неделю в них важное место отводится развитию
скоростно-силовой и прыжковой выносливости, а
также совершенствованию качеств, недостаточно
развитых у большинства школьников. (М.Перельман,
1969г.).

Рассмотрим ряд методов, применяемых для
развития прыгучести:

  • приседание со штангой на руках;
  • выжимание штанги ногами;
  • подъём гири, стоящей между двух скамеек, хватом
    руки из положения приседа на скамейке;

Глава 2. Цель и задачи исследования. Объект и
организация исследования.



2.1. Цель, задачи и методы исследования.

Цель_работы: повысить уровень
развития скоростно-силовых качеств, в частности
прыгучести у девушек.

В ходе исследований решались следующие задачи:

1. Определить уровень развития скоростно-силовых
качеств у волейболисток школы.

2. Разработать и экспериментально обосновать
комплекс упражнений для развития прыгучести у
юных волейболисток.

Для решения поставленных задач использовались
следующие методы исследований:

  • Анализ научно-методической литературы.
  • Педагогическое тестирование.
  • Педагогический эксперимент.

Целью теоретического анализа литературы
явилось изучение места и значение скоростно –
силовой подготовки спортсменов в современных
условиях игры, а также ряда факторов,
определяющих успешность действий волейболистов
в атаке.

Особое внимание уделялось рассмотрению
средств и методов развития специальных
физических качеств юных волейболистов.

Одним из основных методов наших исследований
явился педагогический эксперимент.
Последовательный сравнительный эксперимент был
организован с целью подтверждения
целесообразности и эффективности применения
специально разработанной методики развития
прыгучести юных волейболисток.

По разделу был составлен комплекс тестов:

  • Челночный бег 6*5 (30м).
  • Прыжок в длину с места.
  • Прыжок вверх с разбега.
  • Прыжок вверх с места.

2.2 Объект и организация исследования.

Педагогический эксперимент был организован на
базе МАОУ СОШ №7 ст. Полтавской. В нём приняли
участие 12 девушек МАОУ СОШ №7, возраст испытуемых
13 – 14 лет.

Перед началом педагогического эксперимента 9 -10
сентября 2009 года проводилось тестирование
волейболисток по четырём, выбранным нами тестов.

Девушкам давалось по две попытки на выполнение
каждого из них, и фиксировался лучший результат.
Педагогический эксперимент проводился с 11
сентября 2009 года по 2 января



2010 года. Практическая часть эксперимента
связана с применением в учебно-тренировочном
процессе специального комплекса упражнений на
развитие прыгучести волейболисток

Результаты, полученные в ходе исследований,
обработаны статистическими методами (Ашмарин
Б.А., 1978 г).


Глава 3. Результаты исследований и их
обсуждение.

В соответствии с целью работы нами был проведён
педагогический эксперимент, основной задачей
которого явилось научное обоснование
эффективности предложенного нами комплекса
упражнений на развитие прыгучести.

Если говорить о наших испытуемых, то
педагогический эксперимент проводился в осеннее-зимнем
полугодовом цикле, который продолжался с октября
2009 года по март 2010 года. В начале педагогического
эксперимента нами проводилось тестирование
волейболисток, результаты которого сравнили с
результатами нормативов по СФП для девушек 13 лет
(Ю.Д. Железняк, 1988г), можно сделать некоторые
выводы об уровне специальной физической
подготовленности спортсменок.

При проведении перечисленных упражнений
использовались следующие методы:

- метод до отказа (3-5 подходов):

- метод больших усилий (3-6 подходов);

- повторный метод (5-6 подходов);

Следует указать на более высокие результаты
прыжка вверх с места и с разбега у нападающих
игроков. Результаты тестирования подтверждают
необходимость развития прыгучести у испытуемых
волейболисток.

По окончании педагогического эксперимента
нами было проведено повторное педагогическое
тестирование по СФП. Результаты тестирования
указывают на положительные сдвиги по всем
показателям. Так, средняя скорость пробегания
отрезка 6*5 метров увеличилась на 0,41 м/сек; прыжок
в длину с места – среднее значение увеличилось
на 6,4 см; значительно увеличились результаты
прыжка вверх с места и с разбега – на 3,5 и 3,3 см
соответственно. См таблица № 1.

Таблица № 1.
Показатели скоростно – силовой
подготовленности волейболисток 13-14 лет до и
после педагогического эксперимента


№ п/п Упражнения До эксперимента После эксперимента
1. Бег 30 м – 6х5 (с) 11,6 11,2
2. Прыжок в длину с места (см) 194,6 201,0
3. Прыжок вверх с места (см) 42,3 45,8
4. Прыжок вверх с разбега (см) 46,4 49,7

Таким образом, результаты педагогического
эксперимента подтвердили нашу рабочую гипотезу
и доказали эффективность предложенной методики
развития прыгучести у волейболисток 13 лет.

Выводы:

Результаты тестирования указывают на
недостаточный уровень развития прыгучести у
девушек 13-14 лет. Показатели прыжка вверх с места и
с разбега соответственно на 3,7 см и 5 см ниже
разработанных нормативов для девушек этого
возраста.

Результаты педагогического эксперимента
подтверждают эффективность и целесообразность
применения в учебно – тренировочном процессе
предложенной нами методики развития прыгучести
у девушек 13 -14 лет.

Библиография.

  1. В.И. Белоус. Волейбол, 1988 год.
  2. Беляев А.В. Методика воспитания физических
    качеств волейболистов. М: Изд-во ГЦОЛЛИФК, 1990 год.
  3. Дукальская А.В. Современное представление о
    развитии физических качеств волейболистов. М, 1993
    год.
  4. Железняк Ю.Д., Ивайлов А.В. Волейбол: Учебник
    физкультуры. М: Физкультура и спорт, 1991 год.
  5. Иорданская Ф.А., Карполь И.В. Значение
    функциональной подготовки в процессе тренировки
    высококвалифицированных волейболисток. Теория и
    практика физической культуры, 1995 г.
  6. Крауя А.А. Оценка функционального состояния
    высококвалифицированных волейболисток. Рига, 1991
    год.
  7. Плюдо Д.Д., Ничин Д.А. Двигательная деятельность
    волейболистов в соревновательных условиях.
    Харьков, 1990 год.



Следующий: