Развитие познавательной активности на уроках географии в концепции личностно-ориентированного обучения

Концепция личностно-ориентированного
обучения, которая активно внедряется в
современный образовательный процесс,
подразумевает в первую очередь такое
образование, в котором личность ученика была бы в
центре внимания педагога как психолога.
Основными принципами такого обучения является
признание индивидуальности ученика, создание
необходимых и достаточных условий для его
развития. В связи с этим, используя современные
образовательные технологии на уроках географии,
стараюсь максимально приблизить
психологический климат на уроке к идеальному,
дабы добиться активизации познавательной
деятельности учащихся. Результатом моих
педагогических исканий являются методические
разработки уроков, которые помогают мне
реализовать идеи личностно-ориентированного
обучения. Одной из таких разработок хочу
поделиться с вами.

Урок по теме “Природа Антарктиды” является
продолжением тем, посвященным данному материку,
и представляет собой огромный набор информации
по рельефу, климату, органическому миру,
исследованиям и ледниковому покрову. Наличие
такого огромного потока информации,
целесообразно усваивать на уроке, применяя
групповые технологии. Большинство заданий
нацелены на эвристический уровень
познавательной деятельности и имеют проблемную
задачу.

При группировке класса учитываются
индивидуальные психологические способности
учащихся: круг, зигзаг, треугольник, квадрат,
прямоугольник. При полной укомплектации
учитывается также темперамент учащихся. Данную
психологическую характеристику класса можно
использовать и на последующих уроках, что
значительно облегчит работу учителя в подборке
заданий для групп и поможет максимально добиться
целей уроков, правильно распределяя работу по
группам.

Для каждой группы подбираются разноуровневые
задания, учитывающие психологические
особенности учащихся. (творческое,
репродуктивное воображение) Уровень
дидактического материала способствует развитию
разных видов мышления. Деятельность учащихся на
уроке организована таким образом, чтобы
сформировать умения анализировать и сравнивать,
обобщать с использованием дополнительной
литературы. Уровень организации самостоятельной
работы способствует творческой работе учащихся.
(Опять же в зависимости от их психологических
особенностей).

На протяжении всего урока успех выполнения
заданий зависит от субъектного опыта учащихся и
создания ситуации успеха для каждого учащегося
(похвала, внимание). На уроке обязательно должно
присутствовать деловое партнерство, при котором
учитель выступает не в роли транслятора знаний, а
как помощник учащимся “окультуривать свой
субъектный опыт”.

Для достижения эффективности урока учащиеся не
только участвуют в обсуждении вопросов, но и
заполняют конспект урока, который представляет
собой краткое содержание и поможет учащимся на
следующий урок воспроизвести материал данного
урока. Обязательным условием эффективности
урока является детальный инструктаж домашнего
задания, что позволит учащимся основательно
закрепить дома полученные знания на уроке, а
также раскрыть свои творческие возможности,
выполняя данное задание.

В конце урока целесообразно проведение
рефлексии – самоанализ учащихся своей
деятельности на уроке и их оценка. И, наконец,
мониторинг урока поможет выявить – достиг ли
урок своей цели.

Тема урока: Природа Антарктиды.


Эпитет к уроку: “Страна морозов и
жестокого солнца”.

(методическая разработка урока для 7
класса).

Цель урока:

  • Формирование умений комплексного
    использования различных источников
    географических знаний для описания природы
    Антарктиды;
  • Развивать умения учащихся обобщать,
    анализировать и применять полученные знания и
    практические навыки в работе с картами атласа и
    другими источниками географических знаний;
  • Воспитание ответственного отношения к
    умственному труду, развитие творческого
    потенциала учащихся;
  • Формирование сплоченности при коллективной
    работе, воспитание чувства дружбы и
    товарищества.
  • Оборудование:

    Карта Антарктиды, подборка
    дополнительной литературы по данной теме,
    словарь по физической географии, справочник по
    физической географии, дидактические задания
    разноуровневого характера, атласы, учебники.

    Предварительная подготовка к уроку.

    Класс разбить на группы (5-6 человек) в
    зависимости от их психологических особенностей.
    Данная диагностика проводится заранее: детям
    предлагается нарисовать фигуру из предложенных -
    квадрат, круг, треугольник, прямоугольник,
    зигзаг, о которой он смог бы сказать: “это я!”.
    Эта диагностика поможет определить главные
    черты характера и сформировать группы не только
    для данного урока, но и для последующих уроков, на
    которых применяются игровые технологии и работа
    в группах.

    Квадрат — Неутомимый труженик.
    Трудолюбие, усердие, доводить начатое дело до
    конца – вот качества настоящего “квадрата”. Все
    сведения, которыми он располагает,
    систематизированы, во всем любит порядок.
    Ориентирован на проработку всех деталей.

    Треугольник – Настоящий лидер. Уверенный
    в себе человек, который хочет быть правым во всем.
    Ориентирован на суть проблемы, для него дело
    превыше всего.

    Прямоугольник – Мятущаяся личность,
    состояние неудовлетворенности. Основные черты –
    непоследовательность и непредсказуемость
    поступков, низкая самооценка. У него есть и
    хорошие качества: любознательность, интерес ко
    всему происходящему, смелость.
    “Прямоугольники” – всего лишь стадия, она
    пройдет.

    Круг – Искренне заинтересован в хороших
    личностных отношениях. Это самая
    доброжелательная натура. Для него важнее
    отношения, чем интересы дела.

    Зигзаг – Творческие люди, для них
    характерны нестандартные решения, генератор
    новых идей. Прямолинеен, может быть весьма
    язвительным.

    Лучше формировать группы так, чтобы каждая
    фигура была в группе, но важно учитывать то, что
    “зигзаг” трудно “срабатывается” с
    “треугольниками” и “квадратами”.

    Ход урока:

  • Вступительное слово учителя
  • : Здравствуйте!
    Вы никогда не задумывались о том, почему
    Антарктиду называют “страной морозов и
    жестокого солнца”? Почему среди сурового
    царства льда и свирепых ветров можно получить
    солнечные ожоги? Отчего обелиск южного полюса
    постоянно “мигрирует”? А великолепные и
    величественные птицы — императорские пингвины
    откладывают единственное яйцо в самый
    невыносимый холод? Именно на эти вопросы мы
    попытаемся с вами ответить, ибо тема
    сегодняшнего урока – “Природа Антарктиды”. Для
    того, чтобы иметь полную информацию об
    особенностях природы Антарктиды, мы с вами
    разбились на группы, каждая группа имеет свое
    название: Исследователи, Геоморфологи,
    Гляциологи, Климатологи, Биологи. В зависимости
    от специфики области исследования каждая группа
    получила свои задания, внутри группы можно
    выбрать задание каждому индивидуально. Вам
    предстоит за 10 минут приготовить доклады
    выступления по избранной тематики. В вашем
    распоряжении дополнительная литература.

  • Группы самостоятельно, используя
    дополнительный материал, работают с
    карточками-инструкциями, учитель координирует
    их работу.
  • Выступление групп по очередности:
    Исследователи, Геоморфологи, Гляциологи,
    Климатологи, Биологи.
    Все остальные учащиеся
    записывают результаты исследований в конспект
    урока.
  • Результаты работ учащихся вывешиваются на
    доску. Подведение итогов. Выводы проделанной
    работы.
  • Рефлексия – учащиеся оценивают степень своего
    участия в работе группы.
  • Домашнее задание: составить проект
    практического использования Антарктиды в
    различных областях человеческой деятельности.
  • Мониторинг урока.
  • Задания для группы “Исследователи”.

    1. Пользуясь атласом, на контурную карту
      Антарктиды нанести маршрут М.П. Лазарева и Ф.Ф.
      Беллинсгаузена, научные станции, географические
      объекты.
    2. Подготовить рассказ об открытии материка и
      южного полюса, о современных исследованиях
      материка. (Работа проводится с помощью
      дополнительной литературы). Из предложенных
      фотографий выбрать фотографии исследователей
      Антарктиды, назвать их имена.
    3. Объясните происхождение названий станций
      “Восток”, “Мирный”, “Оазис” и название
      вулкана Эребус.
    4. Расскажите о знаменательных событиях, которые
      произошли в тот период, который обозначен на
      листах. (28 января 1820г, 18 января 1912г., 5 января 1956г.,
      1819-1821г.г., 1957-1958г.г.)

    Задание для группы “Геоморфологи”.

    1. Дайте характеристику подледного рельефа
      Антарктиды. (рис. 79 учебника)
    2. В чем различия рельефа Западной и Восточной
      Антарктиды?
    3. Назовите самую максимальную высоту и
      минимальную высоту рельефа Антарктиды. Нанесите
      на контурную карту эти точки, вулкан Эребус,
      формы рельефа Антарктиды.
    4. Сравните профиль рельефа материка и сделайте
      вывод: почему значительная часть
      Антарктического материка лежит ниже уровня
      океана?
    5. Составьте описание вулкана Эребус:
      географическое положение, координаты, внешний
      вид вулкана. На основании чего мы можем говорить
      об активных горообразовательных процессах на
      одном из островов моря Росса?
    6. Является ли полуостров Антарктический частью
      Антарктической платформы? Обоснуйте свой ответ.

    Задание для группы “Климатологи”.

    1. Пользуясь климатической картой в атласе,
      определите, как и почему изменяется температура
      января, температура июля и количество осадков от
      центра к краю материка? Заполните таблицу и
      сделайте выводы.


    Название
    станции

    t° R

    t° U

    Количество
    осадков

  • Почему поверхность Антарктиды отражает так
    много тепла?
  • Объясните причины более сурового климата
    Антарктики в отличие от Арктики?
  • По климатическим диаграммам для станций
    “Восток” и “Мирный” проследите годовой ход
    температур и количества осадков. Какие
    климатообразующие факторы влияют на различия в
    климате?
  • Объясните механизм возникновения “стоковых”
    ветров в Антарктиде.
  • Задания для группы “Гляциологи”.

  • Объясните, как возникает покровный ледник.
  • Проанализируйте профиль ледникового покрова и
    ложа ледника по маршрутам Мирный – полюс
    Недоступности и Мирный – Южный полюс. Где
    ледниковый покров мощнее? Почему?

    Название полярной станции

    Высота ложа ледника

    Мощность ледникового щита

    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
  • Лед движется, что является следствием этого
    непрерывного движения?
  • Чем отличается шельфовый ледник от
    материкового? Назовите самый крупный шельфовый
    ледник.
  • Задание для группы “Биологи”.

    1. Чем характеризуется зона антарктической
      пустыни?
    2. Что называют антарктическими оазисами?
    3. Почему жизнь всех животных в Антарктиде связана
      с океаном?
    4. На рисунок Антарктиды наклейте тех
      представителей фауны и флоры, которые обитают на
      материке.

    Мониторинг урока.

    Выберите цвет, соответствующий вашему
    настроению и раскрасьте квадратик.

    Красный цвет – Я удовлетворен уроком, урок
    был полезен для меня. Я много, с пользой и хорошо
    работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я
    понимал всё, о чем говорилось и что делалось на
    уроке.

    Желтый цвет – Урок был интересен, и я принимал
    в нем активное участие, урок был в определенной
    степени полезен для меня, я отвечал. Я сумел
    выполнить все задания, мне было на уроке
    достаточно комфортно.

    Зеленый цвет – Пользы от урока я получил мало,
    я не очень понимал, о чём идет речь, мне это не
    очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу
    на уроке я был не готов.

    Конспект урока по теме “Природа
    Антарктиды”.

    1. Исследование Антарктиды.

  • Дата открытия материка- ______________________.
  • Первооткрыватели Антарктиды
    _______________________________________
  • Название научных станций -
    _______________________________________________
  • Моря, омывающие Антарктиду -
    _____________________________________________
  • Знаменательные даты:
  • 1819 – 1821 г.г. -__________________________________.

    28 января 1820 год — _______________________________;

    18 января 1912 год -________________________________;

    1949 –1952 г.г. -_____________________________________;

    1957 – 1958 г.г. -____________________________________;

    5 января 1956 г. -___________________________________;

    2. Рельеф Антарктиды.

    2.1. Максимальная высота рельефа-______________.

    2.2. Минимальная высота рельефа-______________.

    3. Климат материка.

    3.1. Минимальная температура -__________________.

    3.2. Причины сурового климата Антарктиды:

    1.___________________________________

    2.___________________________________

    3. __________________________________

    4. __________________________________

    5. __________________________________

    4. Ледниковый покров Антарктиды.

  • Высота ледникового покрова Антарктиды -___________
  • Запасы пресной воды в Антарктиде — ________________
  • В какой части Антарктиды мощность ледникового
    покрова больше?___________________________________
  • 5.Органический мир Антарктиды.

    1. Перечислите представителей органического
    мира Антарктиды: _______________ _____________________________________________.

    Моя оценка за урок:____________________________.

    Следующий: