Развитие познавательного интереса к химии Путешествие в мир химии


Развитие познавательного интереса к химии



Развитие познавательного интереса обучающихся
к химии осуществляется через внедрение
программы пропедевтического курса “Путешествие
в мир химии” в учебный план образовательного
учреждения.

Курс раннего изучения предмета интегрирует
знания по предметам естественного цикла,
формирует у учащихся познавательный интерес к
химии и позволяет частично разгрузить курс химии
основной школы. Пропедевтический курс химии
учитывает основные направления модернизации
естественнонаучного образования – гуманизацию,
гуманитаризацию и экологизацию, что
прослеживается в содержании данной программы.

Актуальность программы:



Уменьшение объема времени, выделяемого на
изучение химии в новом региональном базисном
плане (2 часа в 8 и 9 классах и по 1 часу в неделю в
10-11 классах на базовом уровне).

Сложность изучения химии предмета учащимися и
небольшое количество времени, отведенного на
прохождение этой учебной дисциплины.

Изучение программы пропедевтического курса
химии в 7 классе может быть реализовано за счет
компонента образовательного учреждения, а также
в качестве дополнительных групповых или
кружковых занятий из расчета 1ч в неделю, всего 34
часа.

Курс раннего изучения предмета формирует
устойчивый познавательный интерес к химии,
готовит учащихся к более серьезному изучению
учебной дисциплины и позволяет частично
разгрузить курс химии основной школы.

Основные задачи курса

  • познакомить школьников с предметом химии
  • подготовить учащихся к изучению учебного
    предмета химия в 8 классе
  • сформировать устойчивый познавательный
    интерес к предмету
  • интегрировать химию в систему
    естественнонаучных дисциплин для формирования
    целостной научной картины мира
  • расширить знания учащихся о формах
    существования химического элемента
  • познакомить учащихся с глобальными
    экологическими проблемами и путями их решения
  • овладеть умениями наблюдать химические и
    физические явления, проводить химический
    эксперимент
  • развить познавательные интересы и
    интеллектуальные способности в процессе
    проведения химического эксперимента,
    самостоятельность приобретения знаний в
    соответствии с возникающими жизненными
    потребностями
  • развить учебно-коммуникативные умения
    исовершенствовать умения работы с литературой и
    средствами мультимедиа.

Учащиеся должны знать:

  • место химии среди естественнонаучных дисциплин
  • основные методы изучения: наблюдение,
    моделирование, эксперимент
  • отличительные признаки веществ и физических
    тел; явлений
  • признаки химических реакций и условия их
    протекания
  • вещества, наиболее часто используемые
    человеком и экологические последствия их
    применения.

Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с лабораторным оборудованием,
    соблюдать правила техники безопасности при
    выполнении практических работ и домашнего
    эксперимента
  • проводить простейшие исследования свойств
    веществ
  • использовать метод наблюдения при выполнении
    заданий
  • оформлять результаты наблюдений и проведенного
    эксперимента
  • использовать знания и умения в практической
    деятельности
  • работать индивидуально, в парах, группах,
    используя полученные знания
  • обладать навыками работы с различными видами
    источников информации: литературой, средствами
    Интернета, мультимедийными пособиями.

Содержание данной программы состоит из 4
тем.

При изучении первой темы “Химия – часть
естествознания” учащиеся обобщают и
актуализируют химические знания, полученные на
уроках природоведения, биологии, географии,
физики и других наук о природе, что способствует
формированию единой естественно — научной
картины мира уже на начальном этапе изучения
химии.

Вторая тема “Путешествие в загадочный мир
химии”, содержит яркие, занимательные,
эмоционально насыщенные эпизоды из истории
становления и развития химии. В качестве одной из
форм организации учебных занятий с целью
повышения познавательного интереса в
планировании имеются нетрадиционные учебные
занятия: химический вечер “В гостях у алхимика”
и интеллектуальная викторина “Путешествие в мир
элементов”.

При изучении тем “Вещества” и “Химические
реакции, происходящие с веществами” учащиеся
узнают любопытные сведения об отдельных
веществах и их свойствах, способах разделения
смесей веществ и использовании их человеком.
Изучение данных тем расширяет знания учащихся о
физических и химических явлениях, готовит их к
изучению химических процессов в дальнейшем.

На протяжении изучения всего курса учащиеся
проводят домашний эксперимент, который
полностью соответствует требованиям техники
безопасности и формирует у учащихся развитие
познавательных интересов и интеллектуальных
способностей в процессе проведения химического
эксперимента.



Данная программа внедрена в учебный план
образовательного учреждения в 2010-2011 учебном
году. В результате изучения пропедевтического
курса учащиеся узнали: место химии среди
естественнонаучных дисциплин, основные методы
изучения естественных наук, отличительные
признаки веществ и явлений, вещества, наиболее
часто используемые человеком в различных
областях (быту, медицине, сельском хозяйстве,
строительстве, парфюмерии и др.), и экологические
последствия их применения. Учащиеся научились
обращаться с лабораторным оборудованием,
соблюдать правила техники безопасности при
выполнении практических работ и домашнего
эксперимента, проводить простейшие исследования
свойств веществ, использовать метод наблюдения
при выполнении различных видов практических
заданий, использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни.

В рамках психологического сопровождения
отслеживалось развитие учащихся, изучавших
пропедевтический курс “Путешествие в мир
химии”, на этапе подросткового кризиса 7а,в — 8а,в
классов в 2010-2011 и 2011-2012учебном году.
Рассматриваются следующие параметры:
интеллектуальное развитие, школьная
тревожность, мотивация деятельности.

Уровень школьной тревожности

Сравнительный анализ показал снижение уровня
тревожности при переходе учащихся из 7 в 8 класс.
65% учащихся этих классов имеют оптимальный
уровень школьной тревожности, они эмоционально
благополучно чувствуют себя в школе, включены в
различные учебные ситуации и не испытывают
страха. Это способствует гармоничному развитию и
успешному обучению.

Уровень развития школьной мотивации

Следует отметить положительную динамику к
увеличению количества учащихся с высоким
уровнем познавательной мотивации. Много
подростков связывают школу с возможностью
получить хорошее образование для овладения
профессией. Внешний мотив обусловлен
особенностями возраста, желанием общаться со
сверстниками.

Интеллектуальное развитие учащихся

Результаты диагностики интеллектуального
развития коррелируют с общей успеваемостью
учащихся. При выполнении заданий теста дети
демонстрируют хорошую осведомленность, умение
проводить аналогии, выделять существенные
признаки, решать математические задачи,
создавать речевые конструкции. Развитие
логического мышления идет в соответствии с
возрастом. Диагностика уровня самооценки: 73%
учащихся имеют адекватный уровень, 27% учащихся –
низкий уровень самооценки.

При повторном тестировании отмечена
положительная динамика к увеличению количества
учащихся с высоким уровнем мотивации. Много
подростков связывают школу с возможностью
получить хорошее образование, возросло
количество детей с высоким уровнем развития
познавательной мотивации к изучению предмета,
учащиеся демонстрируют желание повышать свой
интеллектуальный уровень, расширять кругозор,
ориентированы на успешность в обучении.

Программа пропедевтического курса
“Путешествие в мир химии” размещена на сайте http://Elena-ximik.narod.ru




Следующий: